Как пройти пост «царским путем», не свалившись в крайности невроза и фарисейства? Какие приемы и приемчики помогут не потерять высокий ориентир и вырваться из повседневности? Что поможет открыть сердце Богу, чтобы в Страстную неделю пережить настоящее обновление своей жизни? Рассказывает протоиерей Максим Первозванский — клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе (Москва), миссионер.
Что значит «причащаться в осуждение»
Вопрос о причащении «в осуждение» — это не вопрос о том, насколько хорошо или плохо человек подготовился к причастию. Это вопрос о том, насколько человек верит в то, что он приобщается Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Традиции же, связанные с Причастием, постом, Пасхой, менялись неоднократно и даже радикально. Мы точно знаем, что первые христиане, например, причащались не натощак, а в конце трапезы. Сам Христос на Тайной вечере причастил учеников после вкушения мясного пасхального агнца.
Сегодня же причастие предполагает специальную подготовку. Некоторые могут сказать, что Церковь ушла от первоначальной простоты. Но это не совсем так. Церковь всегда искала и находила ответы на вызовы времени.
Вот апостол Павел упрекает первых христиан в неподобающем поведении на агапах — вечерях любви. Люди собирались для приобщения, приносили с собой пищу, вино. Но некоторые старались съесть что получше, да побольше, и вообще вели себя не по-христиански.
Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
1 Кор 11:20
И постепенно сложилась практика, чтобы преодолевать такое поведение. Она воспитывала людей, подтягивала их.
Написано в Типиконе, а практика уже другая
На протяжении двух тысячелетий идет непрерывная трансформация правил и обычаев. Неспешно и вдумчиво. А что-то меняется прямо на наших глазах. До 90-х годов большинство прихожан причащались совсем редко — хорошо, если несколько раз в год. Совсем невозможно было причаститься на Рождество и на Пасху. И перед причастием, если оно происходило не в пост, полагалось целую неделю говеть — поститься. Или, например, в 90-е годы многие причащались на первой неделе Великого поста в субботу. Кое-где эта традиция еще сохраняется. Но сейчас большинство причащается в воскресенье, на праздник Торжества Православия.
Соборный документ, принятый несколько лет назад, «Об участии верных в Евхаристии» — итог развития практики последних десятилетий. И в нем подтверждается возможность существования разных практик. Тридцать лет назад никто не слышал о том, что можно есть морепродукты. Сейчас все об этом знают. Но мало кто знает, что у греков, у которых это принято, не принято есть елей — масло. Хотя, кажется, зачем что-то менять, если есть Типикон. И некоторые монастыри до сих пор публикуют правила поста, прописанные в Типиконе. А бедные прихожане потом приходят и спрашивают, а как им быть, написано так или по-другому? Да, написано так. Но ориентироваться лучше на практику своего прихода, благословение своего священника и на свой разум и силы.
Все в этом мире происходит ритмично
Ритмы руководят природой: день сменяет ночь, за зимой приходит весна. И человеческая жизнь подчинена ритмам — физиологическим и духовным. Человек не может постоянно пребывать в одном состоянии духа, одном настроении. Сейчас он грустит, искренне плачет о чем-то. А через минуту уже смеется. И это не значит, что человек забыл о своих горестях. Просто эмоциональный тумблер внутри переключился.
И в жизни Церкви существуют свои ритмы. Суточный круг. Недельный. Годовой. Сейчас мы вступили в богослужебный период пения Постной Триоди. Время сосредоточения, тишины и покаяния. Время, когда можно и нужно сосредоточиться на Священном Писании, богослужении и, не побоюсь этого слова, богообщении. А потом наступит время для пения Цветной Триоди. И будет Праздник. Усилие поста сменится отдыхом. И богообщение будет светлым и радостным. Такой ритм выработала Церковь за два тысячелетия своего существования.
Я не боюсь слова «театр»
Часто Церковь упрекают в излишней театральности. Но что плохого, если с помощью особых приемов на прихожанина будет оказано воздействие? Вспомним Гамлета, его размышления о героях Илиады, когда Гекуба, мать Гектора, плачет над телом сына, убитого Ахиллом. Какое, казалось бы, дело современному зрителю до страданий этой женщины? «Что ему Гекуба, что он Гекубе?» Но зрители в театре рыдают во все времена, переживая за нее. И преображаются, пережив катарсис.
Канон преподобного Андрея Критского также погружает современного человека в сопереживание кающемуся. Четыре дня на первой неделе поста и один день на пятой. На утрене четверга — Мариино стояние. Мы слышим прекрасное чтение, перемежающееся красивыми распевами. Да, не все понимаем в церковнославянском тексте, но постепенно разбираемся, ищем в себе отклик, сообразно с нашим внутренним миром. И получается очень личное восприятие.
Современный человек может не знать всех героев Ветхого Завета, исторические события той эпохи. Но ему всегда откликаются слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слушающий входит в свой ритм. А приглушенный свет, темные одежды, песнопения помогают сонастроить душу сообразно моменту. Вырваться из повседневности.
Поэтому на Великий канон св. Андрея Критского обычно приходит так много людей.
Покаяние и психологические проблемы — это разные вещи
Люди часто их путают. Комплекс вины, невротические состояния, заниженная самооценка — все это имеет к покаянию весьма отдаленное отношение. Хотя, на первом, неофитском этапе, это нормально. Хуже, когда человек приходит на исповедь и говорит — у меня вообще грехов нет. Ну, а если и убил кого, так за дело. Шутка. Но такие люди есть.
Другая крайность, когда в сознании человека возникает мысль о своей тотальной греховности. Он открывает «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И увидит, что грешен абсолютно во всем. Эта популярная книжечка так построена — куда ни посмотришь, во всем виноват.
Как в анекдоте:
— Батюшка, я во всем грешен!
— И лошадей крал?
— Нет, не крал.
— Уже хорошо, значит, не во всем.
Некоторым священникам, к сожалению, кажется, что, если запугать человека, убедить его, что он заблудшая овца и скоро погибнет, можно удержать его в страхе. Пообещать спасение. И тогда «чадо» начнет хоть что-то слушать и делать. Здесь-то и кроется причина невротизации.
Покаяние — всегда про будущее
Бесконечное самобичевание: «Я хуже всех, я хуже всех, я хуже всех. Нет мне спасения. Я погиб. Кошмар, караул». Мы ругаем себя. Застреваем в прошлом. Дальше — тупик.
А должна быть дорога, приводящая нас ко Христу, к Его любви к Его спасению. И там точно нет никакой невротизации. Потому что там нет оценки себя. «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», — слышим мы каждый день в храме. Мы должны перестать себя оценивать. Нас уже оценил Бог. А Его оценку мы не можем угадать.
А если ты, видя свои грехи, пытаешься сам себя исправить мнимой святостью, обрядами, принадлежностью к какой-то особо благочестивой группе, то это путь к гордыне.
Задача — не свалиться, с одной стороны, в невроз. А с другой стороны — в прелесть фарисейства. Поэтому очень важно пройти «царским путем». Туда, где покаяние раскрывает для нас для Бога. И пост — время, когда можно это сделать.
Бог меня любит
Важно и самому открыться для Господа. Признать себя, с одной стороны, плохим, а с другой, не «загоняться» этим. Я вижу, что я плохой, но это не приводит меня в отчаяние, а даже радует. Потому что меня, такого никуда не годного, Господь любит. Я это чувствую, я это вижу.
Пост — время, когда мы можем ощутить присутствие Божье в своей жизни. Причем не прелестно, не какие-то эмоции в себе разогнать. А по-настоящему это увидеть и понять — Бог меня любит. И идти с этим пониманием к Пасхе.
Пост — время умереть для суетной жизни
В Древней Церкви крестили на Великую субботу. И пост был временем подготовки к этому дню. Но готовились не только катехумены. Готовились все. Как тогда, так и сейчас. Потому что мы в эти дни обновляем свое крещение.
Господь, а потом и Апостол Павел дали нам задание:
… ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге…
Кол 3:3
… и живу уже не я, а живет во мне Христос…
Гал 2:20
И тогда все сходится: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». Уже не я живу, а живет во мне Христос. И мы, крестившись, погрузились, умерли во Христа. Облеклись в Него для жизни вечной.
Пост — время умереть для мирской суеты, чтобы в Страстную и Пасхальную неделю по-настоящему пережить обновление собственной жизни.
Нет ничего хуже самоспасенного человека
И это не про то, что ты должен победить чревоугодие или перестать с кем-то ругаться. Удаление страстей из жизни, преодоление греха — полезная «побочка». Если это становится единственной целью, ничего опять не получается. То есть страсти, может, и преодолеваются. Но гордыня сводит усилия на нет. Нет ничего хуже самоспасенного человека.
Хуже разве что псевдоправославные идеи про то, что Господь только и ждет нашего падения, чтобы подловить нас и отправить в ад.
Есть хороший способ не впадать в прелесть
Им поделился в своих воспоминаниях митрополит Антоний Сурожский. В молодости он много молился, пребывая в благостном состоянии. А бабушка все посылала его морковку чистить. Будущий владыка Антоний раздражался и просил, чтобы ему не мешали. Он же с Богом разговаривает!
Так вот, если тебе кажется, что тебя отвлекают от разговоров с Ним какие-то людишки, дела да заботы, — это звоночек. Тем более если ты раздражаешься, рвешь и мечешь по этому поводу. Это не богообщение, а эмоциональные качели. Страстное, чувственное, душевное, а то и телесное перевозбуждение.
Важно не принимать душевное и телесное за духовное
Первое лекарство от этого — юмор по отношению к себе. Вот у Господа очень хорошее чувство юмора. Человек кого-то обвиняет, мнит себя безгрешным судьей. И сам впадает в тот грех, в котором обвинял другого.
Наказание монаху — блуд. Только так можно излечить человека, возомнившего себя святым при жизни. Ведь он в келье живет. Советы мирянам раздает. Благословляет. Пророчествует. Да все еще и сбывается. Как тут не загордиться? Это крайний пример. Но такой же принцип действует для всех людей. Не только для монахов.
Так что не стоит слишком серьезно к себе относиться.
Пост сам подскажет меру и вектор движения
Знаю много людей, которые настраивались очень серьезно. И ничего у них не получалось. А другие, не настраивались, начинали с малого. От мяса отказывались, потом от молочного. Втягивались. И к концу полностью вставали на пост. В храм начинали регулярно ходить. И дома молиться.
Надо первое решение принять. А там видно будет. И если оступился, нарушил что — не бросай. Иди дальше.
С одной стороны, существует мистика поста. А с другой — человеческая слабость. Не отчаиваемся, Пасха будет у всех. У тех, кто постился, и тех, кто не постился. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь».
Мясо есть или не есть — не грех, а аскеза
Но поста без пощения не бывает. Если нельзя соблюдать пост в пище, можно отказаться от сладкого, например, или от соли. Знаю таких людей, едят в пост мясо без соли. Никакого удовольствия не получают.
Часто говорят, что главное — «не есть ближнего своего» в пост. Это, конечно, правильно и очень высоко. И об этом нужно всегда помнить. Но здесь опять кроется ловушка. Это опять про грех. Подмена понятий. Ведь мясо есть — это не грех. 51-е апостольское правило гласит:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкве.
Воздержание — это жертва Богу. А вот «людей есть» — это грех. И этого делать не надо и не в пост.
Приемы и приемчики
Положительно отношусь ко всякого рода спискам на пост. Они помогают в сосредоточении. Также можно отказаться от чтения ТГ-каналов, просмотра сериалов, ограничить пребывание в интернете. Хорошо бы во время поста отвести для интернета 15 минут утром и 15 минут вечером.
А если знаешь за собой привычку раздражаться на домашних, можно перед входом в дом взять за правило читать 50-й псалом. Прочитал, улыбнулся, настроился, зашел в квартиру. И держишь это состояние.
Дневник поста можно завести. Отмечать грехи свои дневные. Очень помогает в приобретении осознанности. Я когда в школе работал, предлагал детям палочками грехи в блокноте отмечать. А вечером поклоны земные бить по их количеству. Сразу нужная связь простраивается в сознании.
И таких приемов и приемчиков много в литературе. Читаем, находим, что сердцу близко, и используем.
Если вы от чего-то отказываетесь, это надо заполнить другим
Двух одинаковых постов не бывает. Что работало в прошлом году, может не сработать в этом. Поэтому мы всегда в поиске новых методов и инструментов.
Из моих личных рекомендаций: ходить на службу, исповедоваться и причащаться раз в неделю. А на Литургии Преждеосвященных Даров — хоть каждый раз.
Читайте книги. Их огромное количество — и старых авторов, и новых. Найдите, что вам ближе, или то, что вы раньше не читали. Монашескую литературу, жития святых. Смотрите лекции, документальные фильмы, православные каналы. Но лучше читать. Даже если это просто художественная литература.
Чудо покаяния
Меня часто спрашивают: реально ли измениться за время поста? За 30 лет служения я столько раз видел чудо настоящего покаяния! И всегда не потому, что человек что-то для этого сделал, а вопреки его действиям. Просто потому, что начинал действовать Господь.
Пост открывает помышления наших сердец, у нас появляется возможность заглянуть в себя. Но изменить наше сердце может только Он. Потому что само по себе наше сердце ужасно. Заглянули, ужаснулись — и с молитвой к Богу! Господи, сделай с этим что-нибудь! И тогда все получится.