Нам с вами досталось жить в очень трудные времена. Трудные времена несложно опознать: когда они наступают, становится невозможно игнорировать чужие страдания, даже если мы сами в безопасности и даже благополучии. Потому что этих страданий слишком много.
Не будь мы привычны, любой сайт с новостями сносил бы нас потоком ужаса. И ничего, кроме бессилия, наблюдение за ними не вызывает. Я, во всяком случае, не знаю, что я могу сделать с теми, кто мне рассказывает новости. Но иногда кажется, что в такое время невозможно жить счастливо. Что нечестно радоваться, когда где-то совсем недалеко людям, таким же, как мы, которых мы знаем или которых легко могли бы встретить, настолько плохо. Кажется, что страдать необходимо. Что радостное лицо неуместно, глупо на фоне чужой боли.
И часть церковной традиции, призывающей плакать и каяться перед Богом, поддерживает это настроение. «В мире будете иметь скорбь», — так сказал ученикам Господь. И именно скорбь часто кажется естественным состоянием духа, особенно теперь. И святые вторят слову Писания, призывая плакать о грехах, напоминая о бренности всех радостей, и молитвы даже из обычного молитвослова напоминают — «горько будет в последний день», «видишь, как сильные и молодые умирают», «не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное собрание» и тому подобное.
И сам стиль жизни Православной Церкви может быть, и бывает, очень печален. Центральное изображение в любом храме — Распятие, изображение тяжело страдающего Человека, избитого, изувеченного, находящегося при смерти. На иконах изображены люди, про которых мы знаем, как тяжело они страдали, сколько трудов понесли. Нам постоянно напоминают, что ради Царства надо много трудиться, надо от чего-то отказываться, и что страдание на этом пути неизбежно.
Это все правда, но это не вся правда.
И не только потому, что апостол заповедал «непрестанно радоваться». А по гораздо более простым причинам. Господь нас любит, и мы все знаем, что такое любить. Но тот, кто любит, не радуется страданию любимого самому по себе. Он может примиряться с этим страданием, видя от того какую-то пользу, но сама по себе наша боль — не ценна. Потому что есть только одна инстанция, которой хорошо просто потому, что мне — плохо. И эта инстанция называется — враг.
Друг может делать мне больно ради высшего блага, по глупости или слабости. А враг заставляет меня страдать именно потому, что ему мое страдание — нравится. Но Бог нам не враг. И Ему наши страдания — не нужны.
В конце концов, Он создал множество вещей приятными и радующими. Он придумал детский смех и восход над морем, Он изобрел музыку и свет, он подарил еде вкус, цветам — запах, а человеческому телу — способность переживать немыслимо разнообразные приятные ощущения.
Как писал Клайв Льюис в «Письмах Баламута», — «Бог в глубине души гедонист». Он хочет видеть Своих детей счастливыми и довольными. Он и нас призывает заботиться о том, чтобы ближнему с нами было хорошо, чтобы ближний был здоров, сыт и радостен.
Мы молимся о здоровье, которое приятно, а не о том, чтобы Господь нам послал побольше спасительных скорбей. Потому что скорби все равно придут, они все равно понадобятся, но Бог создал нас не для этого. И того, что мы страдаем, ни для Спасения самого по себе недостаточно, ни нам самим, ни Богу не нужно.
Это не призыв «будем есть и пить, ибо завтра умрем». Это просто напоминание: биться головой об стену от бессилия — ничему не поможет и никого не порадует.
Сейчас все-таки начинается лето. И все-таки, даже в трудные времена, есть чему радоваться. И надо хранить эту радость, помнить о ней и за нее держаться. И если есть силы — делиться ею. Например, на сайте нашего благотворительного фонда, где находятся просьбы людей, которые явно страдают. И чье страдание вполне можно претворить в радость.
Пожертвовать подопечным фонда https://fond.predanie.ru/