Можем ли мы стать святыми

Протоиерей Владимир Хулап

Доктор теологии, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Аннибале Карраччи. Святые жены-мироносицы у гроба воскресшего Христа. Ок. 1600

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;

а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Мф 10:32–33, 37–38; 19:27–30

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в первое воскресенье после Пятидесятницы, мы совершаем память всех святых. То, что день Пятидесятницы через видимое дарование Святого Духа предлагает как возможность, — становится осязаемой реальностью. Становится тем, к чему мы можем прикоснуться и прикасаемся каждый день нашей церковной жизни, поскольку каждый день в нашем церковном календаре присутствуют имена тех или иных святых. Иногда их десятки или даже сотни, если это мученики, пострадавшие таким большим числом. 

И у многих людей возникает вопрос: а кто же такие святые и что же такое святость? В современном мире мы постоянно видим какие-то соревнования, состязания, рейтинги. В их рамках выбирают самых богатых, самых успешных, самых красивых — тех, кто в чем-то лучше всех остальных. И для многих целью всей жизни становится получить ту или иную медаль, ту или иную грамоту, попасть в список тех или иных людей или на обложку тех или иных журналов. 

Но если мы говорим о святости, то речь идет совершенно о другом. Святые — это не просто люди, которых подобным образом Церковь выделяет из числа остальных, а это люди, которые показывают нам, что святость — это прежде всего целостный, совокупный взгляд на жизнь. 

В отличие от героев светских рейтингов, святые не выбирают какую-то маленькую часть жизни и не делают ее заменой всей остальной жизни, как очень часто делают обычные люди, когда профессия, карьера, может быть, даже семья становятся тем местом, в рамках которого человек самореализуется и забывает о том, что это только незначительный сектор его человеческого бытия. 

Святые как бы приподнимаются над жизнью и видят ее, сияющую самыми разными гранями, видят ее в перспективе прошлого — прошедшей истории, библейской истории, церковной истории нашего спасения. И видят ее в перспективе будущего. Именно такое новое видение жизни открывает совершенно новый доступ к ней. 

И святые, в отличие от тех, кто находится на вершинах человеческих рейтингов, — это свободные люди. Наверное, самые свободные люди на земле, поскольку «поднятие» над жизнью не означает пренебрежения, не означает уничижения тех, кто находится ниже них. Но означает свободу от внешнего давления, свободу от того диктата, который постоянно на нас возлагает окружающее общество, говоря, вольно или невольно, что мы должны делать, изгоняя или исключая тех, кто этим правилам не соответствует. 

Святые тоже следуют, но следуют не за окружающим миром, где мода на политику, мировоззрение, экономику меняется очень часто — иногда на протяжении нескольких лет, приводя к совершенно новым результатам.

Но, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, они становятся свободными для следования за Христом, чтобы идти за Тем, Кто, собственно, показал всем христианам и всему человечеству, как может реализоваться, как может стать счастливой и по-настоящему наполненной человеческая жизнь. Призыв к святости как призыв к целостности, как призыв к свободе — это те слова, которые Христос обращает к каждому из нас.

Очень часто мы считаем, что жития святых, которые мы читаем, — это примеры каких-то сверхлюдей, примеры огромного самоограничения, самоотказа и т. д. Действительно, греческое слово «святой» (агиос) можно прочитать как «выведенный», «избранный» — из этой повседневности человеческой жизни. Но все то, что может показаться отказом или лишением на пути этого следования к свободе, на самом деле становится приобретением «во сто крат большим», о котором сегодня говорит Христос. Приобретением того, что у нас есть, поскольку мы увидим все это в новом качестве, когда мы постараемся сделать еще один человеческий шаг на этом пути к святости. Приобретением в том числе и каких-то новых сфер в нашей жизни, поскольку, следуя по пути святости, мы вливаемся в огромный поток тех, кого мы называем святыми. Ведь имена, находящиеся в наших святцах, — это лишь небольшой процент тех людей, которые прикоснулись к Благой вести и тоже стали причастными дару святости, исходящей от Бога. Пусть они и не изображаются на иконах, но, тем не менее, они нашли в своей жизни место для Христа, и это место преобразило все их остальное бытие.

Именно поэтому, по церковной традиции, после дня всех святых начинается Петров, или Апостольский, пост. Пост, в центре которого находится не столько покаяние, сколько вопрос о том, а как мы, тоже получившие дар Святого Духа в нашем крещении и миропомазании и получающие его во время каждой Божественной литургии, реализуем этот дар. Раскрываем его или он остается у нас бесплодным? И пусть начинающееся время Апостольского поста позволит нам еще более глубоко задуматься о том, где же эта святость, где этот свет, где эта миссия в моей жизни. Раскрываются они полностью или нет?

И в том случае, если мы отважимся на тот шаг, на который отважились те многочисленные святые: мужчины и женщины, священники и миряне, образованные и необразованные, то каждый из нас действительно по-новому обретет тот дар жизни, который мы незаслуженно приобрели от Бога. Теперь уже в новом качестве — в стократном увеличении, усилении и просвещении Пасхальною радостью и радостью дара Святого Духа. 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

19.06.2022. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых

Первая публикация: https://feosobor.ru/2022/06/o-pervyh-i-poslednih/

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle