Как ощутить Божественное присутствие в современном мире, где любовь оскудела, а человек чувствует себя одиноким? Протоиерей Сергий Баранов, духовный наставник и исповедник насельниц Иверского монастыря уральского города Орска, отец шестерых детей, делится своим личным опытом богообщения.
Православие — это не религия духовного комфорта. Как часто в молитве мы ищем буддийской нирваны. Что ты хочешь от молитвы? «Я желаю, чтобы было тихо, мирно, благоговейно». А ты хочешь, чтобы Христос вошел в это твое «тихо, мирно»? Он ведь войдет вместе с крестом, в полной мере с крестом. И нарушит покой, не может не нарушить твое состояние искусственной экзальтации, умиления. И на это нужно добровольно согласиться. Иначе тебе в буддизм, а не в Православие.
В пространство твоей духовности вместе со Христом войдет и твой ближний, потому что мы имеем две заповеди — возлюби Бога и ближнего. И нельзя располовинить, взять заповедь о любви к Богу и самого себя обмануть, что мои состояния и есть любовь к Богу. Она проверяется не в комфортных условиях, а в ситуации крайнего кризиса.
Апостол Павел среди прочих примет любви говорит: «Любовь не перестает» (см.: 1 Кор 13:8). В каком смысле? Она не перестает ни тогда, когда комфортно и тихо, она не перестает, и когда все рушится, когда боль неимоверной силы, когда психологическое напряжение. Но тогда приходит настоящая любовь, которая очень отличается от влюбленности, от эмоциональной разгоряченности.
Настоящая любовь приходит через большую боль, потому что все истинное стоит дорого.
Во-первых, это надо понять, а во-вторых, нужно дать согласие. Дать согласие, уже поняв, — страшнее.
Помните евангельские события? Пока Он исцелял, умножал хлеба, вокруг Него были тысячи, после разговора о кресте — горстка. Потому что Христос, предлагая Себя в полной мере, приносит в нашу жизнь сначала дискомфорт, большую боль, страдание.
Прп. Симеон Новый Богослов говорит очень красиво, поэтически и бытийно:
Бог, как огонь, ищущий вещества, которое Он воспламенит. Но прежде чем Он его воспламенит, в этом веществе начинают выгорать все сопутствующие посторонние элементы, которые не соответствуют его пребыванию. Это период боли и слез, когда огонь бывает очень жгучим и даже страшным.
Мы говорим о высоких состояниях молитвы, духовной жизни, соединении с Богом, обожении. Да, это возможно. Почему не происходит? Когда человек начинает понимать действительную цену всего этого, он не просто разворачивается, а ужасается, подается назад.
Бывает период становления, когда Господь держит тебя под оранжерейным колпаком, ты играешься в свою духовную жизнь, у тебя якобы уже есть молитва, почти все состоялось. И слава Богу, если Господь видит, что ты хочешь большего, Он говорит тебе в лицо, глаза в глаза: «Ты удовлетворен тем, что у тебя есть? У Меня есть большее, если ты хочешь, Я тебе покажу…» И вот человек искренне, глаза в глаза говорит: «Да, я очень хочу, потому что заболел жаждой ненасытимой». Мы поужинали, и у нас есть предел, а вот когда человек входит в духовное пространство, он начинает алкать, не насыщаясь, хочет больше и больше Бога. Это бесконечно: «Я хочу, Господи, больше». И тогда Он говорит честно и открыто: «Но только ты должен понять, что это очень дорого и может быть очень больно».
Когда в человеке не просто болтовня, а искренность, конечно, в какой-то момент он замолкает, это так и должно быть, если он трезвый. Пришел за большой благодатью, за сокровищем, и вдруг ему говорят о боли и неимоверном страдании… Бывает период взвешивания, у кого-то секунды, у кого-то дни. И потом слава Богу, если человек говорит: «Я хочу попробовать», то бывает боль такой силы, когда он стоит уже просто на грани жизни и смерти. «Вот если еще минуту это продлится, я умру от разрыва сердца, или вызовут психиатрию и меня увезут, потому что моя голова не выдержит и взорвется».
В первый раз это бывает очень страшно. Но если человек способен сохранить до конца, до последней секунды доверие к Богу, то на самой грани придет Он… Вот уже камушки у тебя из-под ног летят в ад, за ними и ты полетишь… И тогда приходит Бог.
В духовной жизни бывают такие моменты, когда Господь хочет дать много, но Он тебя обязательно спросит, готов ли ты заплатить цену. И если согласишься, опять же не ты выстоишь — Бог придет в самую крайнюю точку твоего терпения, твоего резерва.
И во второй, и в третий раз будут испытания, но у тебя уже будет опыт. Кажется, что все — конец, но в прошлый раз же Он пришел и в этот раз придет. И Господь приходит. А к этому опыту страданий потом еще приложится даже сознательное желание, потому что ты знаешь ту крайнюю точку и что там бывает. Там бывает Пасха, тебе снова хочется ее.
Поэтому аскетика входила в смысл духовной жизни Святых Отцов. Аскетика — это крестоношение. Без креста бывают только фантазии.
«Я месяц помолилась, и у меня пошла молитва». А мне как духовнику уже тревожно, ой, как мне тревожно… значит, жди — после этой молитвы она сейчас что-то выкинет.
***
Бывают периоды якобы усталости, апатии: все приелось, надоело, все однообразно. Кажется, что ты переутомился, что больше нет сил. Во-первых, не нужно пугаться, это естественный процесс нашей борьбы. Фантазеры те, которые думают, что постриглись в монахи — и все, у них сразу начнутся молитва, послушание, благодать неоскудевающая. Это все приходит естественно, даже больше скажу — по Промыслу Божию. Не нужно пугаться. А во-вторых, не нужно соглашаться. Не дай Бог, вы начнете себя в эти моменты жалеть, это конец. Значит, это будет надолго. Не нужно соглашаться с такими помыслами, это просто обычное искушение. Если его преодолеете, начнется новый этап, и вы увидите, что у вас еще очень много сил, если Господь вас вдохновит, подкрепит.
Некоторые не знают этих вещей и сталкиваются с такими состояниями, прожив в монастыре пять или десять лет. Горе в это время неопытным, они думают, что это окончательно — тупик, конец их духовных подвигов. Все придет и уйдет, если вы будете, во-первых, мудры, во-вторых, терпеливы. Ни в коем случае нельзя себя в это время жалеть. Если вы себя жалеете, вас это состояние «размажет». Почему я говорю, что Господь попускает такие периоды? Для того, чтобы мы не фантазировали о себе, а видели себя такими, какие мы есть, и чтобы доказывали Богу нашу любовь. Любить, когда все хорошо и ровно, каждый может. А настоящая любовь никогда не прекращается, ни в хорошие времена, ни в плохие. Поэтому нужно Богу показать нашу искренность.
Еще больше скажу: кто эти состояния проходил и раз, и два, и три, мудро проходил, тот перестает их бояться. Святые отцы даже желали этих искушений, чтобы доказывать Богу свою любовь.
Не верьте в те минуты, когда к вам приходит охлаждение в духовной жизни, что это тупик. Ничего подобного. Это просто горка, за которой будет опять долина.
Многие неопытные монахи отчаивались и поддавались помыслам, что это был не их путь, что это ошибка, что они уже не сумеют подняться и вернуть то первое состояние радости, которое было раньше, потому что рядом не было опытного духовника, который бы объяснил, подбодрил. Они могут тогда войти в затяжную депрессию и тоску, совершенно все потерять.
Не расслабляйтесь, бывают времена тоски, терпите. Нет умной молитвы, молчит сердце, говорите ее устами. Ищите себе занятия, чтобы не оставаться праздным. Праздному человеку помыслы приходят, а к трудящемуся — мало. Говорите молитву вслух, не соглашайтесь на это уныние. Если кто-то думает, что, подвизавшись пять, десять лет, он что-то приобретет и можно будет отдыхать с этим приобретением, — это тоже ошибка, можно все потерять. Нужно всегда трудиться. Не надо истерить, надо спокойно трудиться и трудиться. И на послушании, и в молитве. Чем дольше вы позволяете себе быть в духовном расслаблении, тем труднее будет вернуться в духовное хорошее состояние. Бойтесь медлить.
Иногда сами себе говорим такую глупость: «Я сегодня отдохну, а завтра буду отдохнувший». А назавтра разбитый, потому что физически отдохнул, а внутри пустота. Ни в коем случае не пропускайте правила, не ослабевайте в молитве. Это ваша беда, это не Бог требует. Это ваше счастье или несчастье. Ослабили — сразу наступил период тоски.
А еще, если вы искренне все сделаете, вам будет приятно, как ребенку, который исполнил урок, получил пятерку, идет домой и улыбается, он спешит порадовать родителей. А плохие детки не спешат, они ходят кругами вокруг дома и прячутся от родителей. Как Адам с Евой согрешили в раю и стали прятаться от Бога, потому что понимали, что сделали грех.
Не идет молитва — говорите ее вслух. Получше идет — держите ум всегда в области сердца, там тихо и хорошо.
***
Священники иногда с такими судьбами встречаются, что думаешь, как же эти люди несут свой крест, я бы уже давно сломался.
Самое тяжелое — не расслабиться со временем, потому что это происходит понемножку, сегодня маленький компромисс, завтра небольшое оправдание, и это входит в привычку. Это самое тонкое и незаметное искушение. Надо сохранить ревность как в начале, так и в конце, чтобы удержать ум.
Если научишься поменьше рассуждать, то и с искушениями будет полегче, просто перетерпел, и все. А если на каждое искушение ты будешь выстраивать целые лабиринты мыслей, чего да как, легче не станет.
***
Как Господь говорит в Евангелии — искушениям должно прийти, это входит в Его Промысл (см.: Иак 1:12). Все святые отцы понимали это, и не просто понимали, а соглашались на искушение. Когда оно приходит, главное — не допустить испуга и не смутиться, потому что самый первый удар от сатаны — вывести человека из равновесия. Ему и не надо, чтобы вы сразу поддались соблазну, ему нужно просто вас раскачать. Поэтому иногда предлагает через помыслы самое грязное и гадкое, можно подумать, что действует непрофессионально, казалось бы, ему нужно быть более хитрым и тонким, слишком открыто и ярко искушает. В этом случае он старается нас смутить. Смущенный человек уже шатается, потом его только чуть подтолкни, и упадет.
Что бы ни случилось, какие бы искушения ни пришли, старайтесь оставаться невозмутимыми и не пугаться, нужно все время надеяться на Бога, Господь все равно спасет, просто терпеть и терпеть. Но зато у вас будет искусство мужества и смирения. Плохи те монахи, у которых не было искушений, они пока еще не монахи, пока только играются. А те, кто прошли очень сильные испытания, становятся настоящими монахами. Поэтому придет время, и каждому из вас из тепличного и комфортного состояния придется вступить в борьбу, которую вы даже и не желаете, и не планируете, но Господь может попустить. Набирайтесь смирения, терпения, невозмутимости, и самое главное — все время должна быть надежда на Бога. А может быть, Господь попустит даже такие искушения, когда вам может показаться, что Бога вообще нет, но все равно, что бы ни было — «Господи, Господи, Господи…»
Из книги «Мой Бог. О бесконечной Любви, доверии и духовной жизни». — М.: Никея, 2023