Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку:
В библейском богословии есть ряд тем, которые можно было бы охарактеризовать как фундаментальные, актуальные на все времена. Одной из таких тем является проблема наличия жестокости в Ветхом Завете, исходящей со стороны Бога и верных Ему людей. Этой проблеме посвящена даже целая библейская Книга Иова, в которой ее главный герой со своими друзьями рассуждает о специфике актуализации Божьего Промысла в человеческом мире. С тех древних времен мало что изменилось. Человечество в лице теологов, философов либо простых людей до сих пор волнует данная проблема, поскольку, очевидно, ее осмысление призвано понять постоянное присутствие агрессии в этом мире.
Здесь мы также попытаемся задать этот извечный вопрос, а именно: как интерпретировать жестокость в Ветхом Завете, которая реализуется по воле Божьей над людьми? Для его решения мы рассмотрим древнееврейское библейское слово pаqаd и образованные от него слова. Эти однокоренные слова являются ключевыми в понимании проблемы насилия в этом мире.
Итак, слово pаqаd переводится как «посещать, наблюдать», но в зависимости от контекста может иметь значения «наказывать» и «исчислять». Вот три примера из Библии согласно русскому синодальному переводу, где встречается это слово.
Первый пример:
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода.
Книга Исход, 20-я глава 5-й стих
Здесь глагол pаqаd передается через русское слово «наказывающий», то есть Бог буквально «посещает» детей, которые пребывают в грехе своих родителей, но это посещение является для них наказанием Божиим.
Второй пример из Книги Бытия, 21-я глава, 1-й стих:
И призрел Господь на Сарру.
Здесь используется то же самое слово pаqаd, но уже в положительном значении, то есть Бог посещает Сарру, и от этого посещения только радость о рождении будущего сына.
Третий пример из Книги пророка Исаии, 13-я глава 11-й стих:
Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их.
Слово pаqаd имеет здесь явно отрицательное значение — Я накажу мир. Но буквально, как и в двух предыдущих цитатах, здесь говорится о Божественном посещении, которое для беззаконных становится карой.
Исходя из всех трех примеров, мы можем сделать простой, но очень важный вывод: Бог посещает этот мир одинаково, но для одних это Божественное посещение воспринимается, как награда и утешение (пример Сарры), а для других — как наказание и кара Божия. Именно благодаря древнееврейскому слову pаqаd эта идея и передается в Священном Писании, поскольку его основным значением является «посещать», но в контексте это посещение передается либо как призрение, либо как наказание.
По справедливому выражению протоиерея Василия Зеньковского, который умер в Париже в 1962 году, «“чистое” сердце, о котором говорится в заповедях блаженства, зрит только Бога, а наше грешное сердце потому и нечисто, что, чувствуя Бога, почти видя Его, глядится и в сторону греха, таинственно приковано к нему, омрачено неким “послушанием злу”».
Бог рождается в этот мир. И одни увидели в Нем Спасителя мира, а другие до сих пор воспринимают Его посещение как зло и мучение. Однако Бог одинаково всех посещает нас, чтобы Своим явлением сделать нас детьми Отца Небесного.
Данный цикл роликов является совместным проектом с Санкт-Петербургской духовной академией.