Если есть вера — будет благодарность

Светлана Зайцева

Преподаватель русского языка и литературы. Супруга священника. Мама восьмерых детей, из них двое — особые.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Фото Марины Хохловой

Политика фокусируется на событиях, а вера — не событие, а состояние. Вера — ключ к реакциям, движениям души. Что человек выплескивает из своего сердца, когда приходят искушения? Проклятия, отчаяние, уныние, ненависть, осуждение — искушения толкают нас к этим реакциям, но, в конечном итоге, учат видеть не только событие, но и промысл.

Если есть вера — будет благодарность, а если есть благодарность — будет и радость.

Сейчас по интернету гуляет новость о том, что отца Алексея Уминского сняли с настоятельства и запретили в служении. Почему эта новость многократно множится? Потому что эту новость вплетают в политику. Чтобы состряпать событие, годное для политики, надо кого-то превозносить, а кого-то поносить, чтобы получившийся информационный снаряд набрал силу и взорвался с максимальным эффектом. Чтобы максимальное количество ненависти и взаимной вражды сгенерировать.

Мы знаем, что святитель Иоанн Златоуст был сослан в изгнание священноначалием, но теперь он прославлен в лике святых. А также прославлены некоторые из тех, кто был причастен к его травле.

Большое видится на расстоянии, и никому не видно суть его лучше, чем Господу.

И еще: один старец, когда его спросили, в чем заключается воля Божья, ответил, что все свершившееся и есть Его воля.

Для меня разброд, шатания и невозможность диалога между верующими, агрессия и нападки друг на друга — весь этот резонанс — это и есть признак украденной любви и колеблющейся веры, пошатнувшейся надежды. Признак того, что сердца наши нуждаются для начала в покаянии.

У нас есть наши представления о празднике. Что там в перечне: подарки, лоно семьи, елочка, угощение, песни.

Но на самом деле главное из свершившегося есть в Литургии. Там ясли и вертеп, там пастухи, звезда, цари и ангелы.

Вот что пишет об этом Николай Васильевич Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной Литургии»:

И весь переносится мыслию иерей во время, когда совершилось Рождество Христово, возвращая прошедшее в настоящее, и глядит на этот боковой жертвенник, как на таинственный вертеп, в который переносилось на то время небо на землю: небо стало вертепом и вертеп — небом. Обкадив звездицу (две золотые дуги с звездою наверху) и постановив ее на дискосе, глядит на нее, как на звезду, светившую над Младенцем, сопровождая словами: «И, пришедши, звезда стала вверху, иде же бе Отроча»; на святой хлеб, отделенный на жертвоприношение, — как на новородившегося Младенца; на дискос — как на ясли, в которых лежал Младенец; на покровы — как на пелены, покрывавшие Младенца. И, обкадив первый покров, покрывает им святой хлеб с дискосом, произнося псалом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… и проч.» — псалом, в котором воспевается дивная высота Господня. И, обкадив второй покров, покрывает им святую чашу, произнося: «Покрыла небеса, Христос, Твоя добродетель, и хвалы Твоей исполнилась земля». И, взяв потом большой покров, называемый святым воздухом, покрывает им и дискос, и чашу вместе, взывая к Богу, да покроет нас кровом крыла своего. И, отошед от предложения, поклоняются оба святому хлебу, как поклонялись пастыри — цари новорожденному Младенцу, и кадит пред вертепом, изобразуя в сем каждении то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с златом мудрецами.

Став перед святым престолом, священник и диакон три раза поклоняются долу и, готовясь начинать настоящее священнодействие литургии, призывают Духа Святого, ибо все служение их должно быть духовно. Дух — учитель и наставник молитвы: «о чесом бо помолимся, не вемы», говорит апостол Павел: «но сам Дух ходатайствует о нас воздыханьи неизглаголанными». Моля Святого Духа, дабы вселился в них и вселившись очистил их для служения, и священник, и диакон дважды произносят песнь, которою приветствовали ангелы Рождество Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». И вослед за сей песнью отдергивается церковная занавесь, которая отдергивается только тогда, когда следует подъять мысль молящихся к высшим горним предметам. Здесь отъятье горних дверей знаменует, вослед за песней ангелов, что не всем было открыто рождество Христово, что узнали о нем только ангелы на небесах, Мария с Иосифом, волхвы, пришедшие поклониться, да издалека прозревали о нем пророки.

Будьте в Церкви, кто может и пока можно. Сопричтитесь таинству, следствием которого будет Голгофа и спасение человечества.

У тех, кто говорит и пишет, будто священники бесправны, взгляд точно направлен не на таинство, совершаемое их руками.

Рождество приходит в мир, полный скорби: богоизбранный народ, порабощенный римлянами, теряет себя. Иудейский народ жаждет спасения, но, в итоге, увлекшись повесткой, представляя себе спасение только как политику, распнет Спасителя.

Из века в век вновь разыгрывается сюжет, докатившийся в веселом бескровном виде до детских сказок: Баба-яга и леший не дают зажечь елочку.

Это Ирод ищет младенца, он готов проливать кровь, только бы сохранить свою власть.

Но нам бояться нечего, ведь Вифлеем Ироду неподвластен, хоть и числится частью его владений, потому что Вифлеем — территория вечности.

Из аккаунта ВК Светланы Зайцевой

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle