Так уж повелось: там, где деньги, там и мошенники. И в сфере благотворительности их немало. Чтобы не стать жертвой «мутных схем», нужно соблюдать некоторые правила. О них рассказывает Владимир Берхин — президент фонда «Предание». А также делится христианским видением этой проблемы, в русле которого эффективность помощи отходит на второй план. А на первом — сам «дающий» и его отношения с Богом.
Просящему у тебя просто дай
Когда вы жертвуете, нужно определиться с важным вопросом: зачем вы это делаете. Христианское представление о милосердии не ставит проблему мошенничества. Лучшей милостыней в Евангелии названа жертва «бедной вдовы». Это абсолютно неэффективное пожертвование. Нулевая социальная инвестиция. Эти деньги ничего не решали, но именно они приведены в качестве примера.
И когда христианин жертвует кому-то, он думает не о максимальной эффективности своих действий. Ему важно, что происходит с ним. И что происходит между ним и Богом.
Как в истории с патриархом Иоанном Милостивым, который охотно раздавал церковную казну. И когда к нему три раза за день пришел и просил денег один и тот же человек — явный мошенник, патриарх каждый раз ему давал. Приближенные, видя это, сказали: «Владыка, вы же мошенника кормите!» А он им ответил: «Не Христос ли испытывает меня, являясь под видом этого нуждающегося? Он же сказал: «Просящему у тебя дай». Он не говорил: просящего сначала спроси, уточни, прикинь. И только тогда дай. Вот я и даю».
Поэтому важно для себя понять, зачем вы помогаете: чтобы проблему решить или в качестве своей духовной практики. И не надо смешивать одно с другим. Духовная практика — вещь полезная сама по себе, ничего плохого в этом нет. И если вы даже помогли мошенникам, с вами тоже ничего плохого не случится. Вы в рай попадете, а они — в ад. Это, конечно, если очень упрощенно говорить.
Для нашей работы необязательно быть добрым
Милосердие — качество человека, свойство человеческой души. Милосердные люди охотнее других откликаются на просьбы о помощи и прикладывают к этому больше усилий. Но благотворительность — это деятельность. Для работы в нашем секторе не обязательно быть добрым человеком, достаточно просто уметь трудиться. Это работа менеджерская, довольно прикладная в основной своей части. И если человек умеет ставить границы и не сходить с ума от каждой слезливой истории, он с ней справится.
Милосердие в той или иной степени есть у каждого. И оно тренируется в случае необходимости. Если человек хочет быть милосердным, надо просто делать дела милосердия. Постепенно это превратится в привычку и станет естественным для человека само по себе.
Мошенников много, будьте осторожны
И все-таки мы выполняем определенные действия, чтобы удостовериться, что нас не обманывают. Посоветую и вам. Стоит насторожиться, если:
— Организация просит деньги на личную карту. Вы переводите деньги, и человек вам ничего не должен. Доказать, что это было пожертвование на какую-то цель, довольно сложно. Да и не пойдете вы писать заявление в полицию из-за пятисот рублей.
— Отсутствует нормальная отчетность. Хотя здесь не все коллеги со мной согласны, но, на мой взгляд, отчеты, представленные на сайте, должны состоять, прежде всего, из цифр. Сколько пришло, куда ушло, когда и почему. Любые обобщения, двусмысленности, неточности и молчание в этом деле недопустимы. Мы с самого начала решили, что будем держать все данные открытыми. В том числе данные о наших зарплатах. Отчет выкладываем раз в месяц.
— Проситель не хочет решать проблемы другим способом, кроме денег. У вас просят помощь на лечение? Предложите этому человеку оплатить его прямо в больнице. Мошенник откажется, ему не нужны деньги в больнице — ему нужны деньги в кармане.
— Истерит и торопит: «скорей-скорей — быстрей-быстрей».
— Не хочет отвечать на вопросы. Тот, кто действительно нуждается, и кому нужна помощь, охотно разговаривает с тем, кто задает вопросы.
— Удаляет сообщения, ругается и обижается.
А еще нечестные люди склонны неумеренно льстить своим жертвователям.
Мошенников сейчас очень много. Я вижу это профессиональным взглядом. Так что будьте осторожны.