«Россия для меня — это не страна туризма», — говорит иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма Космы и Дамиана в Шубине. Но сейчас он служит в храме Преображения Господня в городе Эстепона (Испания). Отец Иоанн рассказал нашему корреспонденту о причинах своего отъезда, о возможностях, которые он видит в новой жизненной ситуации. И о пути православия в мире — вне зависимости от стран, национальностей и политик.
Москва — Эстепона
— Отец Иоанн, в прошлую нашу беседу, полгода назад, вы сказали, что планов уехать из России у вас нет. Но все-таки уехали. Что случилось?
— У меня пожилой папа, ему 95 лет. Мы, сардинцы, долгожители, как армяне и японцы. Моя бабушка скончалась в возрасте 104 года, в этом году в 95 лет ушла моя мама. Есть и другие родственники в очень солидном возрасте. В прошлом году я написал прошение на имя Святейшего Патриарха о том, что считаю целесообразным иметь возможность быть ближе к родным. Или, по крайней мере, бывать там почаще, не оставляя служение в Москве.
Святейший Патриарх ответил положительно и благословил мне находиться на Западе более продолжительное время. Я могу служить в храмах Русской Православной Церкви в Экзархате Западной Европы, во главе которого стоит Патриарший экзарх Западной Европы, митрополит Корсунский Нестор. И в прошлом году я служил в Милане, Болонье, Мадриде, Эстепоне, Малаге. Даже в самой западной точке нашего континента — Гибралтаре.
И сейчас фактически ничего не изменилось. Я буду служить и в Москве, и в храме на Коста-дель-Соль, недалеко от Гибралтара, в городе Эстепона, деля свое время между Россией и Европой примерно пополам.
Позволю себе добавить одно соображение: я сам не выбирал эти обстоятельства. И с большим трудом представляю, как жить в другом городе, в другом контексте и так далее. Для меня Россия — это не страна туризма.
Примеры из прошлого
Я живу в России 37 лет и очень люблю ее. Я православный иеромонах, но я западный человек. И мне очень интересно размышлять над тем, каким может быть православие на западноевропейской почве. Православие часто связывают с этническими корнями: русский, серб, грек — значит православный. А каким оно может быть вне традиционно православных стран?
Есть замечательный пример владыки Антония Сурожского. Он все делал для того, чтобы его Сурожская епархия в Великобритании была абсолютно православной. И абсолютно, если можно так сказать, западной. Коренные англичане были полноценными членами этой общины.
Другой пример — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции Константинопольского патриархата. Из нее возник Свято-Сергиевский православный богословский институт — колыбель русского православного богословия на западе. Недавно Архиепископия вошла в Московский патриархат. Но сегодня оба эти опыта переживают довольно серьезный кризис.
Православная община сегодня
Сегодня на Западе появилось огромное количество православных людей — членов нашей Русской Православной Церкви. В прошлом году я бывал в Сербии, Черногории, Армении. Так сложилось, что это новые центры русской эмиграции: верующие люди уехали туда по разным причинам. И для меня как пастыря очень важно, чтобы они в новой стране нашли родную Церковь. Чтобы Русская Православная Церковь приняла их в своих объятиях.
Очень пестрая община сложилась в Испании. Это не только русские, но и украинцы, и белорусы, и испанцы. Одна из самых активных прихожанок нашего храма в городе Эстепона — палестинка, дочь православного священника Иерусалимского патриархата. Она помогает православным на всем южном побережье Испании.
И мне кажется, у нашей общины за границей есть шанс показать, что такое православие. Что оно не обязательно связано с этническими и культурными корнями и потому не зависит от политической конъюнктуры. Для меня это интересный вызов, и я хочу этим заниматься.
Специфика национального православия
Любое явление существует не только само по себе. Оно также существует в определенных времени и пространстве. Например, живопись. С одной стороны, есть живопись как таковая; с другой стороны — живопись в определенной стране, в определенном веке. И чтобы понять, что такое, например, портрет как жанр, надо абстрагироваться от времени, пространства, художников.
Также и православие. Есть Русская Православная Церковь, Греческая, Сербская. А еще есть Церковь на Кипре, есть Румынская Православная Церковь. И все это — православие. Но что есть само православие, можно увидеть только отойдя на некоторое расстояние от конкретных стран. И не потому, что в национальном православии есть что-то плохое. Просто есть что-то специфическое — не являющееся сердцевиной самого православия.
Храм Преображения Господня в Эстепоне — самый западный храм Русской Православной Церкви. Он очень красивый — в русском стиле, с русскими куполами. Расписывал его замечательный иконописец архимандрит Зинон (Теодор).
Но вокруг — не березки, а кипарисы, пальмы и оливы. Само существование этого храма на крайнем Западе выглядит промыслительно. И вот оттуда мы хотим свидетельствовать о православии, свидетельствует о том, что православие — это прежде всего послание о любви и о мире.
Иеромонах Иоанн (Гуайта) — клирик храма Космы и Дамиана в Шубине и храма Преображения Господня в городе Эстепона (Испания). Итальянский и российский историк, исследователь восточного христианства, писатель. Автор книг по истории Армении, работ по русской духовности, переводов русской духовной литературы. Составитель обширного «Словаря по православной агиологии». Автор книги «Монах в карантине: 40 дней паломничества с короной».