Нам показали путь: иеромонах Иоанн (Гуайта) об Иоанне Предтече

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Одно из самых знаковых событий, произошедших в годы земного служения Христа, — Его Крещение в водах Иордана, принятое от Иоанна Крестителя. Зачем это было нужно Спасителю? Каким крещением крестил Иоанн Креститель и сомневался ли он в Иисусе? Своими мыслями делится иеромонах Иоанн (Гуайта).

Пройти твилу — смыть грехи

До Христа у иудеев существовал обряд твилы (Tevilah) — очищение водой. Если человек долго жил среди других народов, в диаспоре, на него смотрели с подозрением. И, чтобы вновь стать «чистым», он должен был пройти твилу. Твила так же являлась неотъемлемой частью гиюра — ритуала, когда нееврея обращали в иудаизм. Вот этим-то крещением — погружением в воду — и крестил Иоанн Креститель.

Зачем это Иисусу?

Христос — Бог, Который становится одним из нас. Он во всем уподобился человеку и добровольно взял на Себя всю нашу человечность.

Зачем, например, Богу надо было проходить через опыт усталости, страха и в конце концов смерти? Он решил разделить с нами все это ради любви к нам. И Крещение — прежде всего имеет пастырскую направленность. Он дал нам пример. Указал путь, как входить в Церковь.

Люди, которые были на берегу Иордана, что-то видели, что-то поняли. Евангелие описывает, как с неба слетел голубь и был глас, который указал на Иисуса как на Сына Божия: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1:11). И я думаю, что смысл прежде всего в этом — нам показывают путь.

Для Господа не было никакой необходимости идти на крещение. Но очень часто по любви мы делаем не только то, что крайне необходимо. Влюбленный человек совершает много поступков, которые не обязательны. Они просто продиктованы любовью. Я так смотрю и на Крещение Господне.

Споры первых христиан

Евангелисты говорят о голубе как о символе Духа Святого, сошедшего на Христа. Но разве до этого на Нем не было присутствия Духа Святого? Конечно, было.

В самом начале истории Церкви был сложный момент, о котором не надо забывать. Христиане спорили, кто такой Богочеловек Иисус Христос. Это Бог, который делал вид, что Он человек? Будто надевал некую маску человека. Но тогда Он не страдал на Кресте, ведь Бог не страдает. Из этих рассуждений появилась одна из первых ересей — докетизм.

Другая ересь — адопционизм. Ее приверженцы утверждали, что Иисус Христос — человек, который в какой-то момент стал Богом. Усыновленным Богом. И Крещение стало моментом усыновления.

Наша Церковь считает, что Христос был и Богом, и человеком изначально. А то, что произошло во время Крещения, — не изменение Его статуса, Его сущности. В тот момент Он уже был Богом. И первым это понял Иоанн Креститель.

Сомнения и терзания — человеческая норма

Сам Иоанн Креститель — интересный для нас пример верующего человека. Вера его растет, она проходит разные стадии. Думаю, что в тюрьме он переживает некий кризис. Он задает Христу вопрос через учеников: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лк 7:19).

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

И мы недоумеваем! Ведь он Его крестил, он слышал голос с неба, он говорил: «…идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:16–17). Так почему же он задает этот странный вопрос?

Да потому что Иоанн Креститель — тоже человек. Замечательный человек, который мог публично обличать сильных мира сего, тиранов, деспотов. А с другой стороны, очень смиренный. Он обладал удивительным качеством — смелостью смирения. И вот такой замечательный человек, святой, тоже, видимо, проходил через сомнения и терзания. А сколько раз мы сами проходим через терзания и сомнения? И это нормально. Это очень по-человечески.

Идите и научите все народы

Иисус и Сам начал свое служение так же, как Иоанн — с крещения людей. А потом Он дает напутствие ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19).

Мы, хотя и не достойны этого крещения, продолжаем дело Христа, исполняем Его слова. Миссия Церкви — учить и делать то, что Он заповедовал: «…уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20).

Хочешь креститься — сделай это сознательно

В начале 1990-х русский народ жаждал веры. За день в нашем храме, бывало, крестили по 100 человек. Из которых, 50 детей, а они кричат, плачут. Никто никого ни слышит. И у священника порой не было возможности даже одну предварительную беседу с людьми провести. Не говоря уж о полноценной катехизации.

Сейчас другая ситуация. И священноначалие указывает на необходимость подготовки к принятию крещения. Чтобы человек принимал это решение сознательно. Сегодня многие храмы организовывают курсы по катехизации длиной в год. И это правильно. Человек получает системные знания и ответы на свои вопросы.

Второе крещение

У крещеного человека, даже если он отошел от веры, есть возможность все исправить с помощью покаяния. Оно фактически является повтором крещения. То есть человек еще раз получает отпущение грехов. И еще раз, и еще — и так до бесконечности.

Бог нас любит, как бы мы этому ни сопротивлялись. И находит возможность достучаться до нашего сердца.

Спасутся ли нехристиане?

Христос указал нам путь к спасению через крещение. Но трудно представить, что нет другого способа для людей вне церковной ограды. Это означало бы ограничить всемогущество Бога и Его любовь. Я думаю, что если человек не крещен, но живет, как христианин, он не потеряется.

Подумаем лучше о крещеных людях, которые ходят в храм и даже соблюдают все посты, но живут не как христиане. Что будет с ними? Христос стоит у двери их души и говорит: «Я хочу с тобой жить!», но они Его не замечают. Как в притче о богаче и Лазаре.

Все вопросы о спасении очень странные. Мы ничего не знаем! Но мы только Одного называем Спасителем. Он может спасти всех. Так что эти вопросы нужно адресовать Ему. И мне кажется, что Он настолько нас любит, что всех хочет спасти. Поэтому мы говорим во время Литургии Преждеосвященных Даров: «Свет Христов просвещает всех».

Не надо искушать Господа

Я положительно отношусь к народному благочестию. Ведь христианство — оно не только для интеллектуалов, оно для всех. Хотя, конечно, наша вера сложная. Ее нужно знать и постоянно узнавать все больше и больше.

Питер Брейгель Младший. Иоанн Креститель проповедует перед народом. 1566

И я положительно отношусь к народным традициям, которые напоминают о вере. Но надо понимать, что традиции и вера — это разные вещи. Купание в ледяной купели — это никакое не таинство и даже не обряд. Это именно благочестивая традиция. Но надо всегда быть благоразумным. Для купания в проруби нужно здоровое тело. И если у человека есть какие-либо даже минимальные проблемы, ему противопоказано купание в проруби. Не надо искушать Господа.

Другое дело — святая вода. Существует специальный чин освящения воды. Это важно. И хорошо, что люди приходят за ней в церковь. Но это не идет ни в какое сравнение с участием в таинствах. Евхаристия — присутствие Самого Господа Иисуса Христа, участие в Его Божественной жизни.

Иеромонах Иоанн (Гуайта) — клирик храма Космы и Дамиана в Шубине и храма Преображения Господня в городе Эстепона (Испания). Итальянский и российский историк, исследователь восточного христианства, писатель. Автор книг по истории Армении работ по русской духовности, переводов русской духовной литературы. Составитель обширного «Словаря по православной агиологии». Автор книги «Монах в карантине: 40 дней паломничества с короной».

Текст подготовлен по беседе «Смыть грех — родиться заново: иеромонах Иоанн (Гуайта) о Крещении в Иордане и купании в проруби»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания