Что для нас великие святые — покровители земли Русской? Строчка в церковном календаре, заметная икона в храме, общегородской крестный ход? Большие святыни часто ускользают от нашего сфокусированного внимания по причине своего масштаба. Но наши предки хорошо понимали, что обращаться к великим святыням не просто полезно, а жизненно необходимо. Так сделал Петр I, повелев перенести мощи благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу, Санкт-Петербург, что отмечается Церковью 12 сентября. Вглядимся и мы в великие примеры трех типов святости через призму трех отечественных киношедевров.
Преподобный авва Дорофей в «Душеполезных учениях» предлагает «геометрическое» представление о святости, воспринятое им через Святых Отцов: «Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу» [1].
Человек не способен смотреть на солнце, но может видеть исходящие от него лучи. Об этом говорится в ирмосе покаянного канона Господу Иисусу Христу: «Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют и чини Ангельстии взирати». Поэтому так важны образы святости, явленные через Божиих людей. Поскольку каждый воспринимает святость через наиболее понятный ему язык, то и в Церкви существуют различные ее типы, сходящиеся в универсальной и единственной Истине — Иисусе Христе.
О трех лучах, проявляющихся в разные периоды истории Русской Православной Церкви: воинском, иноческом и юродивом, расскажем на примере святых — Александра Невского, Андрея Рублева и Василия Блаженного. Их жития отражены в художественных фильмах, созданных во времена, непростые для Церкви и по-своему уникальные.
«Александр Невский», СССР, режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938 (12+)
Эпохальная картина «Александр Невский», созданная режиссером Сергеем Эйзенштейном, композитором Сергеем Прокофьевым и талантливейшими актерами Николаем Черкасовым, Николаем Охлопковым, известными еще по немому кино, отстоит от нас почти на целое столетие! Это удивительное житие, написанное в скорбные и атеистические годы жизни нашей страны, в предчувствии большой угрозы независимости. Интересно, что в советской России образ воинской доблести ассоциировался по-прежнему со святостью.
По воспоминаниям Эйзенштейна, режиссера с мировой славой, он получил множество предложений от американских киностудий — хотя, конечно, мало кому в СССР в 30-е годы разрешали путешествовать в США. По возвращению на родину ему было предложено создать патриотический фильм, выбрав героя из трех сюжетов. Режиссер отмел истории Минина и Пожарского и подвиг Ивана Сусанина, остановившись на фигуре единственного святого в этом списке — князя Александра Невского.
Эйзенштейна отговаривали — исторических сведений об эпохе было мало. Но творческой фантазии художника было необходимо пространство не для создания исторической реконструкции, а для агиографии — жизнеописания святого. Связка с историей происходила буквально через землю — сцены призвания князя на защиту северных земель снимались на Плещеевом озере, где родился святой Александр Невский. Призвание князя видится прямой цитатой на евангельское призвание апостолов на берегах Геннисаретского озера.
Для шедевра фильм был снят в рекордно короткие сроки — меньше трех месяцев, за одно лето. При том, что битва на льду Чудского озера происходила ранней весной, так это и передано в картине. Съемки проводились в павильоне и на природе, с использованием разных технологий.
Со съемками связаны личные предания моей семьи. Мой двоюродный прадед, Игорь Тумасов, студент-медик, с однокурсником участвовал в массовке. Съемки проходили в непростых условиях, друг прадеда даже простудился, а впоследствии заболел и умер. Сам прадед позже участвовал в Великой Отечественной войне, попал в плен, а по освобождении умер, сосланный на Байкал.
В батальных сценах отдельный подвиг совершили оператор Эдуард Тиссе и композитор Сергей Прокофьев. По признанию музыковедов, музыкальное сопровождение Чудской битвы является самостоятельным произведением искусства. Удивительно, но в итоге в фильм попала только черновая версия музыки: Сталин срочно потребовал его на просмотр, а режиссер не успел с монтажом. После личного утверждения картины вождем никто не осмелился вносить правок, вождь был доволен картиной, а сам Сталин велел убрать из сценария финал — отравление святого князя в Орде, сказав, что «такой хороший князь не может умирать».
Образ Черкасова в роли Александра Невского был увековечен на воинского ордене Святого Александра Невского, возвращенного в 1942 году для награждения участников Великой Отечественной войны.
Образ благоверного князя в фильме прекрасно дополнен замечательными историями. Центральное место занимают русские богатыри Василий Буслай и Гаврило Олексич, их дружба и соперничество за руку новгородской княжны Ольги. Трогает и запоминается история Новгородского кузнеца-кольчужника Игната: «Не враг дал, сам ковал… Эх, коротка кольчужка-то!»
Характерно, что киношедевр чуть было не утратили. Но в 2012 году он был восстановлен стараниями специалистов Мосфильма.
«Андрей Рублев», СССР, режиссер Андрей Тарковский, 1966 (18+)
Следующая выдающаяся картина посвящена жизни святого, о котором мы знаем не из житийных описаний, а по его бесценному иконописному наследию. Неслучайно этот фильм также снят в советское время, когда открытая евангельская проповедь в произведениях масскульта была невозможна. Более того, положительный кинообраз монаха или священника грозил режиссеру тем, что его произведение навсегда останется на полке. А поскольку снимались фильмы за государственные деньги и по заказу комитета Гостелерадио, то это могло значить завершение карьеры.
Андрей Тарковский ставит перед собой весьма рискованную задачу, к решению которой режиссер подходит нетривиально. Фильм «Андрей Рублев» шел к зрителю долгими и сложными путями, но зато вошел в число 15 лучших фильмов за всю историю кинематографа по оценкам заслуженных мировых кинорежиссеров.
Если о жизни благоверного князя Александра мы черпаем сведения из летописей, то повествование о житии святого иконописца Андрея Рублева почти не сохранилось. Мы знаем, что родился Рублев не ранее второй половины XIV века в сложный и трагический период междоусобицы и последствий монгольского ига на Руси. Вместе с тем это время наполнено высокими образцами мужей святой жизни. Духовное возрастание Андрея происходило в двух обителях — Троице-Сергиевой лавре, где Рублев общался с учениками преподобного Сергия Радонежского, и в Спасо-Андрониковом монастыре, где он и принял иноческий постриг. Искусство иконописи живописец постигал под наставничеством Феофана Грека. Есть предположения, что учиться живописи Рублев мог в Византии. Изображения кораблей в росписи Успенского собора во Владимире так искусны, что трудно предположить, что мастер не видел их воочию.
Двухсерийная картина состоит из восьми новелл. Вступление рассказывает о воздухоплавателе Ефиме, который совершает первый на Руси полет на воздушном шаре, заканчивающийся падением и гибелью испытателя. В центре же сюжета история странствия трех монахов Троице-Сергиевой лавры, которые отправляются в Москву, где младшим является молодой инок Андрей Рублев.
Сценарий картины, ее суровость и жесткость, которые проявлялись порой и на съемочной площадке, а также вольное обращение с историческими реалиями стали предметом критики в адрес Тарковского сразу с обеих сторон — со стороны официальной власти и коллег по цеху. Утверждалось, что и образ Рублева, созданный Тарковским, больше походит на рефлексирующего советского интеллигента, чем на русского инока, да и само монашество показано неоднозначно.
Отчасти эта критика и вопросы к автору сглаживаются, когда пытаешься прочитать его замысел. Можно представить, что Тарковский пытался написать с помощью доступных ему средств — языка кино — собственный образ иконописца, запечатлев его одновременно и в динамике исторической перспективы, и в вечности. Так мини-новеллы фильма могут натолкнуть зрителя, знакомого с православной культурой, на мысли о параллелях с церковным молитвенным каноном, состоящим из отдельных песней.
Глубока связь первой и последней миниатюр, где юный колокольный мастер Бориска, соврав про переданный отцом секрет, пытается сделать колокол по заказу великого князя. Но, в отличие от Ефима, работа делается во славу Божию, и дело его рук проходит испытание, он остается жив. Несмотря на хитрость и явную ложь, кинематографический Андрей Рублев, ставший молитвенником Бориса и свидетелем его испытания, отходит от взятого обета молчания, чтобы наставить юного мастера: «Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты — колокола лить, я — иконы писать. Пойдем в Троицу, пойдем вместе».
Фильм Тарковского иконографичен сам по себе: своей обратной перспективой он приводит нас к евангельской мысли, что каждый человек есть образ и подобие Божие. Есть иконописный образ, в который Бог вложил все лучшее. Но каждый сам правит этот образ кистью своих поступков, оскверняя или украшая, чтобы именно таким предстать перед Небесным Отцом.
Мультфильм «Рассказ о жизни Василия Блаженного» (цикл «Гора самоцветов»), Россия, режиссер Наталья Березовая, 2008 (0+)
Еще одно произведение киноискусства рассказывает о совершенно самостоятельном типе святости: Христа ради юродивом — блаженном Василии Московском (1469–1557).
Конечно, когда мы слышим сочетание «Василий Блаженный», то в первую очередь представляем великолепный Покровский собор (Троицкая церковь, что на рву), возведенный на Красной площади Москвы в честь взятия Иваном Грозным Казани.
Имя святого, который, к слову, и сам родился на церковной паперти Богоявленского собора в Елохове, настолько сильно связано с собором на Красной площади, что немногие знают его настоящее название. Хотя в Покровском соборе 11 престолов, а в честь Василия Блаженного освящен только один.
Рассказать про подвиг юродивого, который легко перепутать с шутовством, довольно сложно. Тем интереснее, как тонко и трогательно удалось это сделать режиссеру Наталье Березовой и художникам-мультипликаторам — создателям мультфильма «Рассказ о жизни Василия Блаженного» из цикла «Гора самоцветов».
Режиссер мультфильма использует хитрый, прикровенный и увлекательный образ, чтобы донести даже до самого юного зрителя образ святости блаженного Василия. Босой старичок в простой рубахе мимикой и настроением напомнил мне образ старца из фильма Павла Лунгина «Остров», прекрасно сыгранный Петром Мамоновым.
Василий ходит по торгу (базару) и кормит птичек, собирает поданные монетки и раскладывает их по Красной площади — для какого-то неведомого дела. Однажды на эти деньги покушается вор, но прирастает ногами к земле и освобождается только по молитве святого. Василий ведет свою духовную торговлю, богатея не деньгами, а в Бога. Святой трогательно обнимает углы дома, где происходит пьяная гульба, чтобы люди утихомирились, и в здание смогли вернуться отлетевшие ангелы.
Совершенно не удивительно, что в конце, когда Блаженный Василий отходит ко Господу, собранные им сокровища не пропадают, а попадают к царю. Который распоряжается построить на эти деньги чудесный храм. Такой образ юродивой проповеди возводит нас к Евангелию от Матфея, где Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19–21).
[1] Притчи православных старцев / Составитель Е. В. Тростникова. — Издательство Борисова, 2012. — 232 с.