Нет учебника? Импровизируй! Как мы учим детей вере

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Священник Максим Санников проводит экскурсию в храме

Когда дети приходят в храм или воскресную школу, они словно переносятся во времени. Из цифрового XXI века в век как минимум XVIII. Контраст огромный, но разве это недостаток? Скорее уникальная возможность! Как превратить «разрыв эпох» в плюс, нам рассказал священник Максим Санников — ректор Института развития образования им. К. Д. Ушинского и создатель воскресной школы в Ижевске, где находят вдохновение и дети, и взрослые.

Про злых хомячков и воскресную флористику

— Отец Максим, как вы оцениваете состояние нашей воскресной педагогики?

— Ситуация непростая. Раньше у воскресных школ был стандарт учебно-воспитательной деятельности, которым руководствовались педагоги и авторы пособий. Но его отменили. С 2018 по 2022 год мы работали по «Дорожной карте первоочередных мер», а теперь появился новый документ о приходском просвещении. Он охватывает и детей, и взрослых, но ясности не добавил. Школы не готовы к переменам: непонятно, что преподавать, какие дисциплины включать в программу и кто за это будет отвечать.

Для себя я сделал вывод, что воскресная школа — это дополнительное образование для детей. Если смотреть на нее так, становится проще организовать процесс.

— Не слишком ли большая нагрузка получается на детей? Шесть дней школа, а седьмой — снова за парту?

— Это не про нас. У нас все динамично, в движении — экскурсии, прогулки, творчество. 1 сентября мы с детьми отправляемся на природу — в парк или лес. Там я задаю ребятам вопрос: «Кто создал эту прекрасную природу?» Предлагаю вспомнить, о чем они узнали на уроках окружающего мира, экологии, обществознания. И показываю, что вера не противоречит этим знаниям, а наоборот — ставит все на свои места.

Мы собираем листья, цветы, другие растения, сушим и делаем удивительные вещи — изображение храма, например. Это кропотливая работа, на которую уходит четыре-пять месяцев. Так мы развиваем моторику рук, внимание. И, конечно, разговариваем.

— У вас же дети разных возрастов занимаются. Неужели всем подходит одна программа?

— Это наше преимущество: старшие помогают младшим, объясняют им значение элементов храмовой архитектуры. И показывают, как правильно работать с материалами. Такой подход помогает детям общаться, слушать и быть услышанными.

Следуя словам Христа: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф 19:14), мы даем детям свободу выбора. Например, наши ребята занимаются программированием. Есть мнение, что технологии не совместимы с православием, но на самом деле технологии — это просто инструмент. Если использовать его правильно, он может стать отличным помощником в духовном воспитании.

На занятиях ребята создали игру для телефонов. Сюжет простой: человек идет через лес к храму, а на пути его подстерегают злые хомячки. Я предложил придать этим хомячкам черты человеческих страстей, идея ребят захватила. Они начали искать информацию в книгах и интернете — что уже победа. В итоге игра обрела глубокий смысл: злые хомячки стали символами страстей, мешающих человеку дойти до храма и начать молиться.

Кадры решают многое

— Здорово, когда технологии и духовность объединяются, но где найти таких преподавателей?

— Это большая проблема — кадров почти нет, особенно в сельских приходах. Я много служил именно в таких и знаю, как трудно найти учителя, который хочет и может работать с детьми. Чтобы занятия не напоминали школьные уроки, от которых дети и так устают в будни.

В моем приходе такая схема: меня назначают — я собираю команду из десяти человек. Я занимаюсь богослужением, команда занимается всеми остальными делами, включая воскресную школу. Но я всегда в курсе. Со временем начинают приходить единомышленники. Я лично общаюсь с будущими преподавателями, наблюдаю за их первыми занятиями. Затем вместе работаем над корректировкой: меняем подходы, методики, помогаем адаптировать знания к реальным потребностям детей. Это долгий, но важный процесс.

И на базе такой работы появился проект Института развития образования имени Константина Дмитриевича Ушинского. Основоположника отечественной педагогики, уделявшего большое внимание воскресным школам. В рамках этого проекта мы разработали несколько курсов для учителей по повышению квалификации.

Семь дней в неделю и «сарафанное радио»

— Какие плюсы и минусы у такого необычного подхода в обучении?

— У нас нет классических уроков и фиксированных занятий. Учителя сменяют друг друга в зависимости от задач, которые необходимо решить в данный момент. Например, на уроки программирования могут приходить учителя начальной школы, а программисты участвуют в занятиях по Ветхому и Новому Завету.

На занятии воскресной школы при Институте развития образования им. К. Д. Ушинского, г. Ижевск 

Такой подход вызывает разные реакции среди педагогов. Некоторые не согласны с нашими методами и уходят. Но приходят те, кто готов к экспериментам и новым форматам обучения. С ними мы снова проводим беседы, наблюдаем за уроками, корректируем подходы и программы. Этот процесс бесконечен: мы постоянно в диалоге и поиске.

Мы сделали школу доступной для детей каждый день — с понедельника по воскресенье. Учителя приходят в разное время, подстраиваясь под свои графики, ведь это больше про призвание, чем про зарплату. Больших денег мы платить не можем, зато создаем место, куда хочется возвращаться.

После школы дети у нас делают мультики, программируют, что-то мастерят. Их друзья начинают спрашивать: «А что это у вас за место такое?» Срабатывает сарафанное радио — кто-то рассказывает про мультфильм, кто-то про рисунок или поделку для мамы. Так к нам приходят новые ребята, которые тоже хотят попробовать что-то интересное.

Про ценности, доверие и воспитание родителей

— А как вы работаете с родителями? Какие у них ожидания от воскресной школы?

— Часто родители приводят детей, не понимая зачем. Я всегда спрашиваю: «Зачем вы отдаете ребенка в воскресную школу? Какой результат хотите получить?» И слышу в ответ: «Чтобы он был православным». Но что значит быть православным для них? Иногда родители надеются, что из «трудного» ребенка в воскресной школе сделают доброго и послушного. В таких случаях объясняю, что это задача традиционных школ и психологов. Воскресная школа занимается другим: мы соединяем светские и религиозные знания, помогаем детям понять сущность вечных ценностей.

Получается, мы обучаем детей одному, а у родителей в голове — совершенно другие ожидания. И они начинают высказывать недовольство: «Здесь неправильно, тут не то». Особенно это проявляется во время подготовки к праздникам, например, к Рождеству. Мы начинаем ставить концерт, и тут возникают вопросы: «Почему колядка на немецком языке? Почему на украинском? Почему не на русском?» Предлагаю компромисс: «Хорошо, давайте петь на русском. Найдите колядки на русском языке». Но выясняется, что таких колядок нет. В нашей традиции просто нет колядок в их классическом понимании — это элементы других культур.

Один раз я решил не идти на компромисс и сказал: «Вы мне не доверяете? Тогда концерта не будет». Это стало важным уроком для нас всех. Если нет доверия между педагогами, священником и родителями, никакой работы быть не может.

— Получается, вы не только с детьми работаете, но и родителей воспитываете?

— Мы вовлекаем в процесс всю семью. Например, идем с детьми в парк собирать листья и травы для флористических картин — такое же задание получают и родители. Параллельно родители учат те же темы, что и дети, но глубже. Для детей — это воскресные занятия, а для взрослых — катехизация.

Недавно мы сделали спектакль, объединив три эпохи и три исторических фигуры: Христа, Петра I и преподобного Сергия Радонежского. События разворачивались во времена Христа, Который проповедует, исцеляет и рассказывает притчи. Мы хотели, чтобы с помощью этого спектакля и дети, и взрослые задумались: зачем Петр I проводил реформы? Ради чего Сергий Радонежский основал лавру? Все участвовали: кто-то играл учеников Христа, кто-то изображал толпу.

Это было сложное, но вдохновляющее дело. В итоге получился перформанс, где каждый чувствовал себя частью чего-то важного. Такие проекты сближают поколения и создают атмосферу единства.

Читаем, понимаем, адаптируем

Я знаю, что в сферу ваших интересов входит святоотеческая литература. Это серьезная тема. Как сделать ее простой и интересной для современных детей?

— Что святоотеческая литература сложная или недоступная, могут говорить те, кто ее не читал. Если подходить к этому с душой и терпением, можно открыть для детей целый мир глубоких и мудрых мыслей. Например, святитель Игнатий Брянчанинов писал не только богословские труды, но и удивительные рассказы. «Сон в зимнюю ночь», например. Там он описывает зимний сад и размышляет о душе человека, используя яркие образы природы.

Дети знакомятся с богослужебным Евангелием

Я нашел несколько подходов, как использовать святоотеческую литературу в обучении, чтобы детям было проще понять эпоху и идеи святых. Мы не только изучаем Сергия Радонежского или Серафима Саровского, но и обязательно рассказываем о времени, в котором они жили. Это делает материал ближе детям.

Советы родителям

— А что вы посоветуете родителям, которые хотят, чтобы ребенок рос в вере? Как выбрать хорошую воскресную школу?

— Прежде чем отдать ребенка в воскресную школу, важно четко понять, зачем вы это делаете. Хотите дать ребенку основы веры, развить его нравственные качества или найти для него друзей? Ответ на этот вопрос поможет сделать осознанный выбор.

Сходите в школу сами — без ребенка. Посмотрите, как она устроена, пообщайтесь с настоятелем и директором. Обычно никто не отказывает родителям в возможности посидеть на занятиях. Оцените, соответствует ли атмосфера вашим ожиданиям и потребностям.

Узнайте о формате занятий. Спросите, какая деятельность проводится в школе: это обычные уроки, как в классической школе, или более творческие, интегрированные формы обучения?

Поговорите с ребенком — это один из важнейших шагов. Объясните, что именно может дать воскресная школа и какие занятия там будут проходить. Спросите его мнение: хочет ли он туда ходить? Да, подростки часто говорят «не хочу», но важно честно обсудить, что им интересно, что они могли бы получить от этих занятий. Принуждение здесь не поможет: если ребенка приведут за руку бабушка, мама или папа, а он будет сидеть в классе без желания, ничего хорошего из этого не выйдет.

Ребенок должен сам сделать выбор. Тогда посещение воскресной школы станет осознанным и полезным шагом на его пути.

Священник Максим Санников — магистр педагогики, аспирант, ректор Института развития образования им. К. Д. Ушинского. Специализируется на духовно-нравственном воспитании, профориентации и методах профессионального образования. Автор более 40 научных работ. Главный редактор научного журнала «Траектория образования». Живет и работает в Ижевске.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания