Когда Господа распинали, Он молился: «Прости им, Отче, потому что не ведают, что творят».
Люди непосредственно и лично, с полным сознанием невиновности Подсудимого, издевались над ним, причиняли боль, делили Его имущество, но все-таки и для них Он нашел оправдание.
И это была не слабость — иногда мы прощаем, потому что страшно конфликтовать, — а сознательная позиция и выбор. У Него за спиной в случае чего двенадцать легионов ангелов, но Он отказывается от мести и наказания. Потому что и этих людей Он любит.
И в рай первым входит разбойник, сказавший перед смертью несколько слов.
Такова мера Его любви — количество вторых шансов для каждого человека если не бесконечно, то очень велико. Это жестокая мера: приходится принять, что рядом с Ним могут быть даже те, кто обидел и навредил лично нам, кому мы желаем зла — а Он не желает. И уже не их деяния, а наша ненависть встает между нами и Христом, и уже мы можем однажды услышать: «Или глаз твой завистлив от того, что Я добр?»
Господь дает много шансов — потому что Он — вечен, потому что Он уже показал, что ищет малейшую возможность сохранить человека.
Я не знаю, продолжается ли этот процесс после смерти. Возможно — да. В конце концов, ад кажется вечным лишь из нашей перспективы, а в Царствии «времени уже не будет». Но это скорее вопрос философский и праздный, а меня интересует практика.
И практика состоит в том, что надежда остается всегда. И количество способов, которыми можно достучаться до Небес, — бесконечно. Что Господь принимает всех и смотрит не только на формальный список совершенных грехов и сделанного добра, а на сердце человека, который сам себя не знает.
Это удивительный парадокс, что люди постоянно ищут какой-то самый правильный способ послужить Богу — истинную религию, правильного духовного руководства, какой-то единственно верный путь, хотя Бог бесконечен. И если какой-то путь оказывается невозможен, ставят крест на попытках наладить эту связь, словно у Бога стоит ограничение доступа рядом протоколов.
Люди легче жертвуют Богом, чем привычными к Нему путями.
Но Иов и апостол Фома свидетельствуют о другом. Нравственный бунт Иова и интеллектуальное сомнение Фомы оказались не оскорблением, а честностью и цельностью людей, которые важнее правильного исполнения запретов и предписаний. Они не пытались даже «на всякий случай» остаться в рамках каких-то правил — им нужен был Бог, а не соответствие методичкам.
В конце концов, все земное служение Христа прошло под знаменем несоответствия принятым формам благочестия. И убили Его — первосвященники, а не главы бандитских кланов. Было бы иначе — не было бы нужно напоминать, что «суббота для человека, а не человек для субботы».
«Вы куплены дорогой ценой» — так говорит апостол о событиях Страстной недели. Мы не знаем, кому платится это цена и зачем вообще Богу действовать именно так. Но мы можем оценить размер платежа — страх, унижение, мучения, позор, смерть — чтобы понять, насколько серьезная решимость на нашей стороне.
Но если Он делает настолько много — стоит ли бояться ошибиться? Разве возможно, пытаясь послужить Богу, случайно уйти не туда? Разве на Страшном суде будут состязаться прокурор и адвокат, выискивая всякое несоответствие кодексам?
Нет, там будут смотреть на то, как мы относились к ближнему и насколько важен для нас был Глас Божий. Нам, судя по всему, будет прощена слабость, ибо Он был в нашей шкуре. Наше упорство будет вознаграждено — но нам противопоказаны самоуверенность и самодовольство. В конце концов, на фоне Креста все наши усилия смотрятся довольно бледно и гордиться нам нечем.
Господу нужно наше сердце. И нужно оно Ему — всегда. А сердце не обязано быть умным — ему довольно быть горячим.
И потому мытари и блудницы (современным языком — бандиты и проститутки), способные рисковать и надеяться, шли в Царство вперед книжников и фарисеев, уверенных, что уж они-то точно дорогу знают.
И уж простите мне эту дидактичность, но, думаю, это стоит говорить так, как думается.
Господь сказал апостолам, посылая их на проповедь: «Если вас гонят в одном городе, бегите в другой». Если ваша религиозная практика перестала работать — ищите другую и работайте — упорно, целенаправленно, без спешки и с надеждой. Рискуйте, с той стороны — поймут. Помните, что Господь пришел, проповедовал, умер и воскрес именно для того, чтобы вы имели возможность рисковать.
И про вас не забудут. Вы можете разве что сами оказаться заняты чем-то другим. Пасха все равно настанет.