Когда в семье беда пьянства: памятка для родственников и друзей

Иеромонах Агапий (Голуб)

Насельник Успенского Жировичского монастыря (Беларусь). Член Координационного совета Белорусского экзархата по противодействию наркомании и алкоголизму.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мало кто ожидает заранее, что в его семье появится алкогольная или наркотическая зависимость. Поэтому, когда признаки этой беды все же оказываются налицо, близких охватывает страх перед последствиями, перед осуждением в обществе, а также чувства стыда, вины, обиды, злости, отчаяния. Теряя эмоциональную трезвость, члены семьи часто неспособны сориентироваться, куда им лучше обратиться за помощью, как им себя вести. Этим активно пользуются разные «нетрадиционные целители» и прочие шарлатаны. Что же касается православных христиан, то в этих случаях они часто убеждены, что помочь зависимому человеку можно только путем молитвы и других духовных подвигов. Нередко они пытаются затащить этого человека на исповедь, отчитку, в монастырь. Но опыт давно показал, что такой упрощенный подход не помогает и только теряется драгоценное время: зависимость имеет свойство прогрессировать.

Тяжело, но нужно принять факт: «таблетки» от алкоголизма или наркомании не существует. И надо запомнить:

без ведома больного зависимость не вылечить;

— только сам зависимый может принять решение стать трезвым.

Если мы хотим понять, чем по-настоящему можем помочь себе и нашему близкому, попавшему в ловушку зависимости, — нам следует:

— во-первых, увидеть наши собственные ошибки, которые могут оказаться фактором, провоцирующим дальнейшее развитие болезни;

— во-вторых, знать, как себя правильно вести и где можно получить подлинную помощь.

Об ошибках, допускаемых членами семьи зависимого человека

Первая ошибка — нежелание и страх признать перед собой и другими наличие зависимости на ее первых стадиях развития. Зависимому отрицать болезнь свойственно в силу самого ее действия — ведь она захватывает сознание, изменяет образ мысли, вовлекает в самообман. И никакие доводы рассудка не способны пробить его защиту. В оправдание он находит социально приемлемые объяснения (день рождения друга, неприятности на работе). Наркоман убеждает близких, что его состояние — «случайность», «одноразовое употребление за компанию», и что шприц, оказавшийся в его кармане, — не его, а друга. Родственники же принимают эти объяснения — это позволяет им самим отсрочить тяжелое осознание наличия проблемы.

 Но чем раньше мы обеспокоимся, тем лучше. Важно понять: безопасных доз наркотика вообще не бывает.А если мы имеем дело с еженедельным употребление алкоголя в заметных дозах — с большой степенью вероятности можно говорить не о злоупотреблении, а о болезни.

Вторая ошибкамнение, что проблема решится, если прекратится употребление. Наркозависимость — духовное и биопсихосоциальное заболевание. Синдром отмены, ведущий к запоям или ежедневному употреблению наркотиков, — только одна из деталей. Главное — происходят нарушения в области мышления, восприятия жизни, атрофируется духовная сфера. Эти нарушения часто остаются даже после нескольких лет воздержания. Отсюда и неэффективность различных воздействий — от эмоционально-стрессовой терапии до так называемых «подшивок».

Не давая им оценки, можно сказать: человек получает через них установку на неупотребление, но жить «чисто и трезво» не обучен. Духовно-личностный рост отсутствует. Выходят наружу личностные и внутрисемейные конфликты, которые раньше «маскировались» употреблением. В результате — новые срывы. Или развиваются другие страсти. Я не раз сталкивался с фактами разводов именно после прекращения употребления наркотиков или алкоголя — когда семья не работала над «ошибками в системе».

Третья ошибка — попытки «отрезвить» доморощенными методами, через манипуляции и скрытые воздействия (подсыпать в пищу или в водку полученные у «нетрадиционных целителей» «снадобья», тетурам, подливать незаметно святую воду, уговорить «серьезно с ним поговорить» его друзей или священника). Если у зависимого нет запроса на выздоровление — все это заранее обречено на провал.

Четвертая ошибка — принятие на веру, что временный перерыв в употреблении, когда ничего не делается для выздоровления, и только даются обещания, что «это было последний раз» — будет пожизненной ремиссией. Только реальные шаги к выздоровлению могут закрепить ремиссию.

Пятая ошибка — нежелание обратиться к специалистам. «Зачем нам идти к наркологу (консультанту) — это же о̒н пьет!» — говорят родные алкоголика. Хотя, если бы тот болел воспалением легких, то они наверняка не отказались бы от консультации специалиста. Но квалифицированный психиатр-нарколог, да если еще имеет образование психотерапевта, — может оказать немаловажную помощь в выработке правил поведения в отношении зависимого. А, возможно — и в лечении их собственных нервных и психосоматических расстройств. Так же как психолог может помочь в проработке тех семейных дисфункций, которые могли создать почву для развития зависимости, и которые как раз и скрываются за «надводной частью айсберга».

Очень многое зависит от семьи. Искреннее покаяние, применение Евангелия во всех сферах жизни (а не просто внешнее усвоение церковных правил) – откроют двери для Божественной помощи. И когда родители (жена и проч.) будут учиться быть счастливыми (подлинное же счастье, в моем понимании, — в причастности человека, как образа Бога, к Своему Первообразу) — их счастье, душевный мир, подаваемый Богом — несомненно, коснутся и страдающей души самого зависимого.

Как вести себя близким

Мы можем повлиять на других людей,изменяя наше отно­шение к ним. Шансы на успе­х тем выше, чем больше членов се­мьи и близкого окружения работает в этом направлении.

Состояться необходимым изменениям могут помочь следующие возможные правила:

1. Следует усвоить, что зависимость — это болезнь, а не «ярлык» и позор для семьи. Принять этот факт и перестать его стыдиться.

2. Истерики и попытки морального воздействия обычно дают эффект, обратный желаемому. Скорее всего, зависимый давно знает все, что вы ему хотите сказать. Нотациями и криками можно только заставить его защищаться, давать пустые обещания.

3. Наркозависимый — хороший манипулятор, способный спекулировать на жалости. Верить можно только конкретным делам и выполненным договоренностям, а не словесным обещаниям.

4. Не шантажируйте словами типа: «если бы ты меня по-настоящему любил…». Человек стал именно зависим, и не может контролировать себя «силой воли» — она порабощена. Такого рода призыв к совести только увеличит его чувство вины, но ничего не изменит.

5. Не грозите, например, разводом или тем, что выгоните из дому, если не можете или не собираетесь выполнить обещанное. Пустые угрозы позволяют не воспринимать всерьез то, что говорите.

6. Не проверяйте, где, как, что и сколько зависимый употребляет. Что от этого изменится?

7. Не перепрятывайте и не уничтожайте алкоголь. Зависимый все равно найдет возможность употребить, но при этом может быть спровоцирован на неуправляемые агрессивные действия против вас, включая физическое насилие.

8. Не пытайтесь закрывать зависимого насильно дома, надеясь, что он так выйдет из запоя. Известны случаи, когда зависимый в подобной ситуации «выходил» из квартиры через балкон соседей, рискуя сорваться с шестого этажа.

9. Не упрекайте, не ссорьтесь, когда он находится под воздействием алкоголя или наркотиков: все равно он вас не слышит.

10. Не начинайте пить вместе, надеясь, что так ему достанется меньше. Не начинайте употреблять с ним наркотики, надеясь вытащить его из «компании». Этим только оттягиваете момент, когда он решится попросить помощи, и сами можете попасть в зависимость.

11. Не оберегайте зависимого от ситуаций, где употребляют. Он должен научиться сам говорить «нет». Предостерегая остальных, чтобы не предлагали ему алкоголь, уберегая от «компаний» и от звонков других наркоманов, вы показываете ему свое «главенство», и он будет чувствовать унижение и злость, еще более удаляясь от вас.

Не ходите за ним как за маленьким. К примеру, если он намусорил в своей комнате, пусть мусор лежит до тех пор, пока он сам его не подберет. Если он не помнит свое неадекватное поведение дома, спокойно объясните ему, как что произошло. Здесь может помочь видеосъемка его поведения в состоянии опьянения. Разрыв между собственной памятью и тем, что он видит с камеры, действительно может подтолкнуть его к серьезным размышлениям.

12. Не подавляйте свою эмоциональную боль, но четко, без истерик и скандалов, говорите о ней.

13. Не доставайте ему бюллетень. Не выручайте его из полиции, при других затруднительных ситуациях. Пусть он сам объясняется, извиняется, оплачивает долги и штрафы.

14. Дайте ему любовь и поддержку во время попыток воздержания и сохранения трезвости. Но и не принимайте «отсиживание» на даче или в монастыре за процесс выздоровления. Для этого нужна специальная программа реабилитации.

15. Не ожидайте немедленного эффекта от этих правил. Сегодняшняя ситуация в вашем доме — это итог событий, которые накапливались годами. Для изменения ситуации потребуется время.

16. Не пытайтесь контролировать его употребление и его жизнь — это вам все равно не удастся. Здесь вы бессильны. Вместо этого постарайтесь осознать, что, если долгое время вы поступали противоположно описанным правилам, то сами невольно стали пособниками его химической зависимости.

Для пробуждения здоровой части личности больному зависимостью следуетощу­тить на себе все последствия своего поведения. Но в большинстве семей из-за неправильно понятого долга любви его часто пытаются оградить от неприятных последствий употребления. Берут на себя его семейные функции, живут заботой о нем, приучая к безответственности за собственную жизнь, — и в результате еще больше способствуют его заболеванию. Так создается замкнутый круг: болезнь — неверные реакции близких — усиление болезни. Постепенно такое поведение становится образом жизни семьи.

Это явление получило название созависимости. Она выражается, в первую очередь, в навязчивом желании «спасать и контролировать» и в сужении мыслей до основных двух — «где он и какой он». Даже молитва может стать просто одним из способов сосредотачивать свои мысли на проблеме. Пример подчиненности болезни — когда женщина (мать, жена алкоголика) забывает про любимые платья, рецепты, сериалы, вышивки, про свои потребности и желания, молитву о собственных нуждах. У алкоголика жизнь вращается вокруг алкоголя, у членов его семьи — вокруг самого алкоголика. Результат созависимости — расстройства у участников этой печальной карусели нервной системы, психосоматические заболевания.

Созависимость — болезнь, которая продолжается, даже когда сам зависимый выздоравливает, уходит по причине развода или даже умирает. Тогда применять усвоенные навыки опеки можно по отношению к детям или другому значимому лицу.

Главная победа зависимостив том, что она подчиняет своим ролям членов семьи и тем самым закрепляет свое положение.

Помимо того, что эти роли вредны с точки зрения психологии, они приводят и к духовной подмене. Можно сказать, что болезнь зависимости ставится на пьедестал и ей в жертву приносятся финансы, здоровье, личные интересы, забота о себе и о других членах семьи, отношения с близкими, время, эмоции. И, под видом жертвенности и помощи больному, происходит нарушение второй заповеди: «Не сотвори себе кумира». Этими «приношениями» зависимость питается и растет — разрушая всех, кто оказался в зоне ее влияния. Такая тонкая духовная подмена — одна из главных причин, почему усердные молитвы и подача церковных «записок» не приносят в семью желанного мира. Какую силу будут иметь они, когда в доме сотворен божок, вокруг которого вращается жизнь семьи?

Другая духовная подмена состоит в том, что, увлекаясь ролями спасателей и контролеров, родные становятся «богинями», которые должны всегда успеть «спасти», предотвратить или решить проблемы алкоголика. Косвенно нарушая первую заповедь: «Я — Господь Бог твой».

К несчастью, сами зависимые начинают верить во всесильность своих жен и родителей, полностью снимая с себя всякую ответственность за поведение и все чаще попадая в опасные ситуации, где может быть риск для самой жизни — как их собственной, так и тех, кто рядом с ними.

Таким образом, беря на себя роль «богинь», родные, молясь Богу о помощи зависимому, на самом деле становятся «буфером» между Богом и человеком.

Само содержание их молитвы нередко подразумевает, что Бог должен каким-то образом останавливать зависимого от принятия «дозы». Или «запрограммировать» на трезвую жизнь. И тоже спасать от последствий употребления — от исключения из вуза, от увольнения с работы, от лишения водительских прав…

Иными словами, они хотят, чтобы Бог включился в те же созависимые роли, «обезболивая» и «контролируя». Но в том-то и дело, что Бог не созависим и не будет идти на поводу наших неуместных ожиданий. Может, человеку действительно надо пройти через боль тяжелых потерь — чтобы осознать свою болезнь и захотеть выздоравливать? А мы — не готовы доверять Его действиям. Семья боится последствий, ей стыдно — и она всеми силами старается не допустить подобной жесткой «химиотерапии»…

Чтобы начать процесс выздоровления, нужно перестать играть навязанные болезнью роли и научиться жить реальной жизнью.

Куда обратиться

Практика показала, что в одиночку с этой семейной болезнью не справиться. Нужна помощь извне.Ведь родные сами теряют контроль над собой (эмоциями, поведением) — как зависимый потерял контроль над употреблением. Помочь им могут квалифицированные психологи, психотерапевты, консультанты.

А еще — существует прекрасный опыт выздоровления от созависимости в группах взаимопомощи типа Ал-Анон и Нар-Анон. Члены Содружеств родственников алкоголиков (Ал-Анон) и наркоманов (Нар-Анон) — это лица, которые, осознав, что сами стали созависимыми, взяли на себя ответственность за собственное выздоровление. При этом у самого зависимого значительно повышаются шансы на его выздоровление.

Уже давно священноначалие Русской Православной Церкви (святейшие патриархи Алексий II и Кирилл; ряд выдающихся иерархов) высказали одобрение в отношении сотрудничества с анонимными сообществами взаимопомощи, и многие приходы в наше время предоставляют помещения для их собраний, что приводит к плодотворному сотрудничеству, а участникам групп открывает дверь в пространство Церкви.

Членство в содружествах анонимное. Контактный телефон интергруппы Ал-Анона: +7 (903) 174-75-71 Сайт: https://al-anon.org.ru/ Нар-Анона: +7 (985) 197-09-60; https://naranon.ru/ Там же вы получите информацию о действующих живых группах в вашем регионе и об интернет-группах. Также вы можете обратиться в местную группу самопомощи анонимных алкоголиков или наркомановАА, АН. Их легко найти через интернет. Не ждите, пока кто-то начнет работать вместо вас!

Что же предложить вашему близкому, когда он готов принять помощь? Не спешите его тянуть в храм, к таинствам. Для этого нужно созреть. И далеко не каждый священник сможет оказать грамотное пастырское окормление.

 Есть два взаимодополняющих эффективных пути.

Первый. Найдите и предоставьте ему адреса и телефоны ближайших групп самопомощи АА или АН.

Второй: реабилитационный центр. Вначале соберите о заинтересовавшем вас центре доступную информацию, чтобы деньги, вложенные в реабилитацию, не были потрачены зря или даже во вред. К сожалению, существуют «реабцентры», которые спекулируют на беде в своих выгодах: от зарабатывания денег до вовлечения в секту. При этом в наше время существует сеть церковных пунктов реабилитации для зависимых лиц. Но, возможно, у зависимого нет религиозного запроса. Тогда, наверное, лучше обратиться в государственные реабцентры (когда таковые есть), где многие уже получили адекватную помощь.

 Учитесь, заботьтесь о своем духовном росте, делитесь опытом выздоровления с другими, и убедитесь, что этот долгий, но радостный труд не напрасен!


Множество рекомендаций для людей, столкнувшихся со страшной бедой — алкоголизмом или наркоманией у близкого человека, — читайте в сборнике «Когда в семье беда наркозависимости», любезно предоставленном автором-составителем иеромонахом Агапием (Голубом) для нашей медиатеки.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle