Истоки почитания Божией Матери: кто такая царица в Ветхом Завете?

Стефан Парахин

Старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почитание Божией Матери началось еще в первые века христианства, причем во всех Поместных Церквах. Интересно, что даже Мартин Лютер почитал Деву Марию — он сочинял стихи о Ее приснодевственности и переводил на немецкий язык латинские гимны в Ее честь. Но не все знают, что основы этого почитания мы находим в Священном Писании. И не все понимают, чем почитание отличается от поклонения.

Святые Отцы о необходимости подтверждать каждое учение Священным Писанием

Любое учение должно подтверждаться Словом Божиим, о чем неоднократно говорят Святые Отцы. Свт. Кирилл Иерусалимский так наставляет оглашаемых:

Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 4:17

 Мы видим однозначное утверждения святителя о том, что Священное Писание имеет главенствующий авторитет в вопросе вероучения. Свт. Кирилл призывает оглашенных уподобиться верийцам, которые «исследовали Писания, проверяя слова Павла» (Деян 17:11).

Святитель Иоанн Златоуст в 33-й беседе на Книгу деяний апостольских:

Вот приходит эллин, и говорит: я хочу быть христианином, но не знаю, к кому присоединиться, — у вас много несогласий и распрей, и великое смятение. Какое мне избрать учение? Какое предпочесть? Каждый говорит: я содержу истину. Кому верить, когда я совершенно ничего не знаю в Писаниях? И те еретики представляют тоже самое. Точно, это бывает между нами. Но если бы мы говорили, что нужно верить умствованиям, то ты справедливо мог бы смущаться; если же мы говорим, что нужно веровать Писаниям, которые просты и истинны, то тебе легко найти требуемое. Кто согласен с Писаниями, тот христианин; а кто не согласен с ними, тот далек от этого правила.

Мы видим, что для святителя Иоанна критерий истинного учения — согласие с Писанием.

В письме к Евстафию свт. Василий Великий рассказывает, что еретики не соглашались с его вероучением, поскольку оно «отсутствовало в их обычае и не согласуется с Писанием». Святитель замечает: как у еретиков, так и у православия есть свои обычаи. И если еретики не принимают наши обычаи, то мы никак не обязаны следовать их обычаям. Так чьи же обычаи правильны? Свт. Василий пишет:

Итак, пусть рассудит нас богодухновенное Писание, и у кого учение окажется согласным с Божиим словом, на стороне того, без сомнения, будет голос истины.

Свт. Василий Великий. Письмо к Евстафию, первому врачу 181 (189)

Мы видим, что в деле главенства авторитета свт. Василий Великий однозначно отсылал к Писанию. И делал это, несмотря на обвинения еретиков в том, что его учение не согласуется с Писанием. Василий Великий не стал апеллировать к преданиям и традициям, а предпочел, чтобы само Писание рассудило, на чьей стороне истина.

Наконец отметим слова свт. Марка Эфесского:

Что только канонические Писания имеют непогрешимость, свидетельствует также и блаженный Августин в словах, которые он пишет к Иерониму: «Подобает таковую честь и уважение воздавать только книгам Писания, которые именуются «каноническими»; ибо я абсолютно верю, что никто из писавших их авторов ни в чем не погрешил… Что касается других сочинений, то как бы ни велико было превосходство авторов их в святости и учености, читая их, я не принимаю их учения как истинного единственно на том основании, что это они так писали и так думали.

Приведенные примеры вполне убеждают, насколько для Cвятых Отцов был важен вопрос обоснования того или иного учения Священным Писанием.

Следовательно, если та или иная практика, доктрина не подтверждены Священным Писанием, ее должно оставить. И пример Сына Божьего, Который резко и однозначно осудил следования преданиям человеческим вместо Писания (Мф 15:1–9), навсегда запечатлел то, что Писание является главенствующим мерилом.

Почитание Пресвятой Девы Марии неотделимо от почитания Сына Божьего

В святоотеческой традиции почитание Божией Матери неотделимо от почитания Сына Божьего. Блаженный Августин:

Что же касается греха, то я желал бы полностью исключить подобного рода вопросы в приложении к Пресвятой Деве Марии ради того почитания, которое приличествует Христу. Ведь поскольку Она зачала и родила Того, Кто, несомненно, не был виновен в каком бы то ни было грехе, то, как мы знаем, Ей была сообщена столь преизобильная благодать, что Она любым угодным ей образом могла быть победительницей греха.

Епископ Афанасий (Евтич), анализируя учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина, пишет:

Учение святого отца о Пресвятой Богородице существует только внутри христологии, а не как некоторая самостоятельная мариология или как некоторая особая антропология, имеющая центром Святую Деву.

Профессор Михаил Степанович Иванов считает, что «учение о Божией Матери основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим». Эти примеры демонстрируют, что особое почитание Божией Матери неразрывно связано с почитанием Иисуса Христа.

В то же время Святые Отцы проводили границу между почитанием Божией Матери и поклонением Господу. Например, преподобный Иоанн Дамаскин в слове на Успение Божией Матери говорит: 

То, чему мы поклоняемся, это — Бог истинный… Матерь Божию мы чествуем и почитаем.

Святитель Епифаний Кипрский, обличая ересь коллиридиан (которые «в течение нескольких дней предлагали хлеб и возносили жертву во имя Марии»), пишет: 

В чести да будет Мария: но поклоняем должен быть Отец и Сын и Святой Дух; Марии же никто не должен поклоняться.

И далее святитель подытоживает:

Чтобы не быть пространным в слове, я удовлетворюсь сказанным. Мария да будет в чести, поклоняем же да будет Господь!

Таким образом, Святые Отцы не только устанавливают границы почитания Пресвятой Девы Марии, но и подчеркивают, что истинное почитание Богородицы непременно приводит к большему почитанию Ее Сына.

Кто такая царица в Ветхом Завете?

Переходя к истокам почитания Божией Матери в Священном Писании, обратимся к личности «царицы» в Ветхом Завете.

В современном мире «царица» чаще всего ассоциируется с женой царя. Однако в Древнем Израиле царица — это мать царя. С одной стороны, мы прямо читаем о том, что царь Аса «мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты» (3 Цар 15:13). Здесь явно указано, что царицей была именно мать, а не жена. Также следует отметить Вирсавию. В Третьей книге Царств мы читаем о том, как Вирсавия подходила к царю Давиду, своему мужу: «И наклонилась Вирсавия и поклонилась царю» (3 Цар 1:16). В другом месте мы читаем: «И наклонилась Вирсавия лицом до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой, царь Давид, вовеки!» (3 Цар 1:31).

Нетрудно заметить, что это поведение не соответствует статусу царицы, а скорее напоминает поклонение рабыни. Однако после смерти царя Давида, когда на престол взошел Соломон — сын Давида и Вирсавии, первый кланялся ей: «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Цар 2:19).

В пользу того, что именно матерь царя была царицей, говорит и частое упоминание в Священном Писании имен матерей царей (3 Цар 14:21, 31; 15:2, 10; 22:42; 4 Цар 8:26 и др.). Для наглядности разберем пример с Наамой. В Священном Писании она три раза упоминается в контексте царствования Ровоама следующими словами: «Имя матери его Наама Аммонитянка» (3 Цар 14:21, 31; 2 Пар. 12:13). Учитывая, что Ровоам был сыном Соломона, автор Писания мог бы идентифицировать Нааму и как «жену Соломона». Факт идентификации именно как «матери его…» говорит в пользу того, что та или иная женщина в Древнем Израиле становилась царицей, будучи матерью царя, а не его женой. Можно предположить, что ввиду множества жен у Соломона Наама была идентифицирована как «матерь Ровоама». Но такое отношение (священный автор упоминает ту, или иную женщину, как матерь царя, а не жена) мы встречаем не меньше 28 раз в Священном Писании. Хотя, скорее всего, все упоминаемые женщины были и женами предыдущих царей.

Учитывая, что «учение о Божией Матери основано на христологии», мы понимаем, что, если Иисус Христос — Царь, тогда Его Матерь — Царица. Иными словами, исповедание Иисуса Христа Царем неизбежно предполагает почитание Его Матери.

Иисус Христос вручает Свою Матерь возлюбленному ученику

В своем Евангелии апостол Иоанн Богослов, как известно, ни разу не называет себя по имени. Но неоднократно идентифицирует себя как «ученика, которого любил Иисус» (Ин 13:23, 19:26, 21:7, 20). Возможно, таким образом Иоанн Богослов запечатлел наиболее впечатлившее: любовь Иисуса Христа к нему. С другой стороны, скрывая свое имя, возможно, апостол хотел донести до каждого читателя: ты тоже являешься возлюбленным учеником Иисуса Христа. В любом случае примечательно следующее: умирая на кресте, Иисус Христос не только поручает возлюбленного ученика Своей Матери, но поручает и Свою Матерь возлюбленному ученику (Ин 19:26–27).

Довольно распространенное толкование этого отрывка сводится к следующему — в лице возлюбленного ученика Иисус Христос поручил предстательству Своей Матери все человечество. Следуя такому толкованию, Иисус Христос поручил Свою Матерь и нашему сыновнему/дочернему попечению.

Иоанн Богослов так описал свою реакцию на слова Иисуса Христа: «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (εἰς τὰ ἴδια — Ин 19:27). Последнее выражение можно понимать в том смысле, что святой апостол принял Пресвятую Деву Марию как часть своей семьи, как родную. В контексте этого, если мы действительно считаем себя «возлюбленными учениками Иисуса Христа», отношение к вопросу почитания Божией Матери очевидно: конечно же, каждому из нас приличествует сыновнее/дочернее почтение по отношению к Пресвятой Деве Марии. Такое отношение нам поручил Сам Иисус Христос, Сын Божий во плоти.

Следуя святоотеческому принципу «учение о Божией Матери основано на христологии», свои размышления завершим прославлением Сына Божьего. Который не только поручил нас предстательству Своей Матери, но и заповедовал нам соответствующее почтение к Ней.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle