Православное христианство в первую очередь ассоциируется с аскетизмом, смирением, жертвенностью. Служить другим, забывая о себе, как кажется, намного более правильно, чем о себе заботиться. Однако разумная забота о себе, включающая программу саморазвития, не имеет никакого отношения к эгоизму и себялюбию. Об этом рассуждает и приводит конкретные примеры наш постоянный автор иеромонах Агапий (Голуб).
Мы живем в обществе, где далеко не каждый человек может позволить позаботиться о себе — в силу социальных и экономических условий. Но даже когда для этого есть возможности, многим людям все равно сложно быть заботливым и чутким к себе. Причина проста — этому нужно учиться.
Nosce te ipsum («познай самого себя»)
Речь идет не только и не столько о каких-то удовольствиях. Забота о себе подразумевает заботу о своем развитии в разных сферах жизни. А к этому многие из нас непривычны. И потому на первых порах от нас может потребоваться преодоление нежелания и лени, которые кроются за сетованием об усталости, нехватке времени, отсутствии условий. Внутреннее сопротивление может выражаться даже в виде боли — физической или эмоциональной.
Когда я проходил курс ЛФК в отделении травматологии, то обучение полезным для позвоночника упражнениям вызывало у меня в первые дни больше усталости и ощутимой боли, чем привычный физический труд. После второго сеанса мне захотелось отказаться от посещения тренировок. Остаться — а через год продлить курс — помогло то, что мне порой интересно бросать самому себе вызов.
Непростым делом оказывается и выработка навыка самонаблюдения с помощью личного ежедневника. Обращение к психологу, равно как и регулярное хождение в храм, для многих из нас — это целый подвиг, к которому не каждый всегда способен.
Однако разумная забота о себе, включающая программу саморазвития, — необходимое условие не только для личностного роста, но и для создания гармоничных отношений в семье и в коллективе, между сотрудниками и друзьями. К эгоизму и себялюбию она не имеет никакого отношения. Скорее наоборот — себялюбие не способствует выработке навыка заботливого отношения к себе. Почему? Ответ на этот вопрос будет виден, если вникнуть в суть заботы и любви к себе.
Заботиться о себе — это значит:
- Обучаться навыку распознавания чувств и эмоций, способам их адекватного и своевременного выражения.
- Не прятаться от тревог и страхов, а принимать это состояние — с тем, чтобы потом работать над их причинами. Вырабатывать навыки новых реакций на вызывающие их ситуации.
- Решиться на исповедь, начать изучать Новый Завет.
- Включить в расписание дня время для молитвы, хотя бы краткой.
- Приучать себя к чтению серьезной духовной и психологической литературы.
- Уметь находить и изучать полезные развивающие сайты, онлайн-лекции и беседы.
- Провести встречу со священником, задать ему накопившиеся духовные вопросы.
- Если нужно, встретиться с психотерапевтом, посетить группу поддержки.
- Посидеть в уютном месте в уединении, со «второй половиной» или другом, несмотря на внутренний крик: «Нет времени!»
- Найти время для посещения бассейна, зала для тренировок или легкого спорта.
- Заняться зарядкой или гимнастикой дома.
- Регулярно посещать стоматолога и других нужных специалистов.
- По возможности два раза в год сдавать анализы в целях своевременного выявления проблем в организме.
- Не пытаться держать в идеальном порядке дом/квартиру; позволить членам семьи делать для себя самих и для мамы/жены то, что они могут (или начать просить их об этом) — пункт, актуальный для женщин, неверно понявших долг любви и жертвенности.
- Отказаться от прокручивания новостных лент в соцсетях и привычки, чтобы фоном что-то звучало (музыка, развлекательные передачи).
- Развивать в себе новые интересы, расширять кругозор.
- Улучшать вкус к фильмам и литературе.
- Вернуть себе чувство красоты мира в мгновении — наблюдая за облаками, туманной улицей, дождем или игрой солнечного света.
- Не играя в ложные вежливость и тактичность, сводить к минимуму или прекращать общение с теми знакомыми, кто навязывается нам и отнимает своими бесполезными разговорами слишком много времени.
- Находить единомышленных лиц, с которыми вместе можно шагать по пути духовно-личностного роста.
- Научиться принимать некоторые из своих недостатков и слабостей — те, что не несут с собой разрушения, деградации или боли другим. Не пытаться быть совершенными.
Список можно продолжать или отредактировать для себя самого.
Memento mori («помни о смерти»)
Отдельно следует упомянуть о важном аспекте заботы о себе, который часто игнорируется. Это осмысление сущности смерти и ее неизбежности — как близких нам людей, так и собственной.
Близких — потому что осознание того, что они не всегда будут с нами, учит нас более бережному отношению к ним. Дает возможность своевременно говорить нужные слова, проявлять внимание, быть благодарными за проведенное вместе время. Уменьшает нашу обидчивость, резкие реакции на неприятные слова. А когда и в самом деле придет время смерти кого-то из них, у нас останется меньше чувства вины за то, что недосказали, не проявили любви, не успели отпустить обиды. Вместо этого после проживания горя останется светлая грусть, благодарная память, благодарность Богу за то, что они были в нашей жизни. А у христиан еще будет надежда на всеобщее воскресение в конце времен.
Принятие же собственной смертности учит ценить данное нам время, меньше «убивать» его пустыми развлечениями. Более спокойно реагировать на мелкие неприятности и досадные случаи — сберегая тем самым свои нервы.
Скажу больше: именно от того, как мы понимаем содержание и смысл смерти, зависит содержание и смысл жизни. Поэтому девиз memento mori («помни о смерти») издревле считался мудрецами и христианскими подвижниками одним из основополагающих, чтобы жить богатой и насыщенной внутренней жизнью. Так же как и nosce te ipsum («познай самого себя»).
***
Любовь к себе и потакание себялюбию, страстям — не равны и даже противоположны. Пребывая в себялюбии, человек обрекает себя на пустоту. А удовлетворение страстей, хоть и приносит кратковременное удовольствие, оборачивается тем, что страсти требуют еще большего, ведут к вырождению личности и нередко к разрушению здоровья. Не говоря уже о потере возможности живой связи с Богом.
Если мы хотим стать добрыми и заботливыми по отношению к себе, — значит, необходимо работать над тем, чтобы выходить за рамки себялюбия и эгоизма. А вместо страстей наполнять жизнь тем, что приносит подлинную радость и счастье. Тогда мы сможем обогатить не только себя, но и других. Вокруг таких людей и мир становится прекрасней.





