Плод личных размышлений иеромонаха Агапия над событием праздника в контексте пастырской работы и общения с супружескими парами, родителями и детьми.
Праздник Введения, по-видимому, не несет в себе такого богословского и сотериологического смысла, как, скажем, Рождество Христово. А предание, подробно описывающее это событие, звучит для многих почти как сказочное повествование. И все же Введение находит отклик в сердцах христиан, живущих спустя столетия с формирования гимнографии и художественной обработки апокрифических историй.
Возможно, потому что праздник затрагивает что-то в нашем сознании и сердцах. Что-то, напрямую касающееся нашей жизни.
Вертикальное измерение
Когда у ребенка формируется осознание своего «я», он становится способен к построению личных отношений с Богом. И, значит, к самостоятельной молитве. Об этом хорошо говорил в своей проповеди на праздник Введения митрополит Антоний Сурожский. Живое общение с Небесным Отцом так же естественно для ребенка, как и общение с родителями. Но для этого детям важно расти в среде, где есть молитва и жизнь по Закону Божию.
Когда папа читает вслух молитвы или отрывок из Евангелия в присутствии сидящей рядом в кресле беременной супруги — ребенок уже в утробе впитывает эту атмосферу. Как священнослужитель добавлю, что он может быть в это время причастником Божией благодати, окружающей христианскую семью, которая именуется малой, или домашней, церковью.
Мне часто приходится наблюдать, как отсутствие в семье вертикального измерения жизни, равно как и «казарменное» благочестие, не дают возможности сформироваться в ребенке цельной, способной к полноценному развитию, личности. И тогда во взрослую жизнь вступают жители «Дивного нового мира» О. Хаксли, «Корпорации «бессмертия» Р. Шекли и «Бетономешалки» Р. Брэдбери. Или адепты «православных» идеологий, имеющих к Евангелию мало отношения. И хорошо, если хоть у некоторых из них проснется жажда поиска, которая приведет их к Живому Богу, открывающемуся нам во Христе.
Божественная сепарация
С другой стороны, этот праздник — о сепарации, отделении ребенка от родителей. Это время — грустное и одновременно важное для родителей. Праведные Иоаким и Анна вполне осознают, что Мария не только их дитя. Она — дар Бога, Его чадо. И они целиком отдают девочку в руки Божия Промысла. Родители еще будут навещать дочь, заботясь о Ней в материальном и эмоциональном планах. Так что разрыв не резок. Но отделение, с доверием Богу, произошло.
В обычных семьях сепарация происходит позже. Но она начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно активно познает мир.
Во время проживания праздничной вечерней службы этого дня мне представилась картина подъема будущей Божией Матери — уже предуготовлявшейся в «селение Вышнего» (выражение церковного песнопения) — по высоким храмовым ступенькам. И взирающие на это родители. Не бегущие «подстелить солому», уберечь от возможного падения, а позволяющие пройти путь Самой. Потому что Ее восхождение — не просто поднятие по лестнице. Это — путь в свою жизнь, к которой призывает Бог. Только Она может прожить ее, пройдя до конца по ее ступеням. Ни родители, ни бабушки, никто иной. Они могут только с благоговением взирать на тайну Промысла Божия в жизни этого человека…
Умеем ли мы отпускать?
Какой контраст с теми родителями (чаще матерями), которые пытаются жить жизнью своего чада! В моей практике это, как правило, оборачивается большими и маленькими трагедиями для обеих сторон. Иногда приводит к разводу взрослого ребенка. Или к тому, что брак вообще не создается, несмотря на желание. А еще, как выразилась одна знакомая мать выздоравливающего зависимого, «алкоголизм — болезнь избыточного материнства»…
Хорошо, если выросшие сын или дочь находят в себе силы самостоятельно строить разумную дистанцию. К сожалению, в таких случаях мать может стать в позу обиды и гнева, манипулировать собственным здоровьем («у меня после разговора с тобой давление поднялось!»). И дети страдают от ложного выбора: или, накапливая с трудом маскируемые гнев и обиды, подтачивающие их жизнь, оставаться в полной зависимости, или — вырваться от контроля и гиперопеки, но жить с чувством вины. А это тоже может обернуться психосоматическими заболеваниями или конфликтами в собственной семье (1)…
Ступени роста
Наверху ступеней — священник. Которому, собственно, и предстоит ввести Марию в храм, в Святое Святых. В глубину богообщения. Потому что, насколько бы ни был духовно одарен человек, он все же ограничен. И, по крайней мере, на первых порах, важен опытный попутчик. В получивших распространение группах самопомощи (Анонимные Алкоголики, Ал-Анон, ВДА) это может быть наставник. В семье — воцерковленные крестные. Но важно, чтобы еще был и пастырь, наделенный благодатью Божией для совершения молитв, богослужений, наученный Закону Божию, способный руководить через пастырское душепопечение.
Но затем и пастырь, вслед за родителями, отступает в сторону: он не может пребывать с Марией в тех таинственных мистических глубинах, где есть только две личности — человека и Бога. Священник, как и родители, понимает: путь стоящего перед ним ребенка — особый. Духовник не может, не должен навязывать свой опыт богопознания и богообщения как единственно верный. Его задача — раскрыть в человеке собственный потенциал и дарования, которые могут быть очень отличными от того, чем обладает он сам.
Попытки «клонировать» духовность, пытаться «отформатировать» личность под собственные представления о том, как правильно, — могут привести к грубому попранию души, нарушению свободы, вторжению в Промысл Бога об этом человеке. Духовник — это педагог, воспитывающий пасомых, пока они не обретут зрелость. Помогающий им обрести самих себя.
Задача духовников и родителей — стать ненужными
В конечном итоге задача духовников и родителей — стать ненужными. Чтобы человек, согласно апостольским наставлениям, имел обученные чувства к различению добра и зла, для испытания духов: от Бога ли они. Чтобы он стал зрелой личностью и для этой жизни, и для Царства Божия, а не бегал за «как благословите?» по каждому поводу.
Так и поступил этот ветхозаветный мудрый священник. Он помог пройти какой-то отрезок пути, а затем взял на себя ответственность: не мешать самому и, используя свой авторитет (предание называет его первосвященником), не позволять мешать и другим. Последнее было очень важным: ведь пребывание Девы Марии в священном месте не могло не вызывать недоумения и желания «все поставить на свои места»… Так бывает и в нашей жизни, когда чье-то духовное устроение отличается от представлений о духовности в его окружении. Тогда и в самом деле духовному руководителю приходится «брать огонь на себя», быть «буфером» между учеником и «ревнителями благочестия» — до той поры, пока тот достаточно твердо сам не встанет на ноги.
А далее — как в космонавтике: поддерживающие в вертикальном положении космический корабль фермы должны разойтись в стороны, чтобы тот проделал предназначенный только для него, и потому по-своему неповторимый, полет.
Родителям же Божией Матери предстоит вернуться обратно, к себе домой. И обернуться вновь — уже не к дочери, а друг ко другу. Проживать собственную совместную жизнь. Впереди у них — «полет на юг», т. е. в вечность. И в центре жизни их всех — Кто и должен быть. Бог. Когда сама любовь и к детям, и к себе, и к прочим ближним и дальним — в Боге и через Бога.
Второе дыхание для супружеских отношений
После того как дети выросли и устроили свою самостоятельную, жизнь, у родителей может развиться чувство одиночества и пустоты. Это значит, скорее всего, что на каком-то этапе они стали отдавать себя детям и быту, не заботясь о живом контакте с самим собой и друг с другом. И, видимо, в их жизни было недостаточно живого личного богообщения. Не молитв за других и о различных нуждах. А просто — общения. Благодарения. Радости. Раскрытия перед Богом своих чувств и эмоций. Предстояния в тишине и без слов…
Потому осознание грядущей старости и того, что они уже сыграли свою основную роль, переживается тяжело. Если на этот период еще попадает пресловутый кризис среднего возраста, то могут случаться даже измены и разводы. Я знаю случаи разводов в возрасте 40–55 лет, после 20 и более лет брака. Причина — отчуждение друг от друга, отсутствие общих целей жизни и живого взаимного общения.
Еще бывает, что одна сторона после «вылета» повзрослевших детей начинает новый этап развития — социального, психологического, религиозного. А вторая, не чувствуя интереса к развитию, остается на месте. И это приводит к еще большему разрыву. Или супруги попросту привыкают жить, как соседи. Кто-то из них может активно пристратиться к спиртному. В любом случае, внутренняя пустота становится более заметной.
Но учиться новым взаимоотношениям и отношению к себе возможно в любом возрасте. Можно и в 50 лет сказать друг другу: «Давай знакомиться заново». И для начала назначить свидание в уютном кафетерии. Немалую помощь в процессе обновления супружеских отношений может оказать психология: от изучения соответствующей литературы до индивидуальных или семейных консультаций, а также работы в группах. И, конечно, живое общение в совместной молитве.
Мне не раз встречались такие возрастные пары. Их внутренняя связь становится настолько очевидной, что видна даже, когда они просто идут вместе в магазин. В каждом движении, во взгляде. Им не нужно много говорить между собой, но окружающие понимают, что они — единое целое. И эти супружеские отношения, их образ жизни, их скромная спокойная мудрость — подарок для новых поколений…
***
Вот так праздник Введения имеет отношение ко всем причастным процессу воспитания — родителям, педагогам, духовникам. Он напоминает о наших задачах, о пределах ответственности. О приоритетах и главных целях жизни.
(1) Почему такое может происходить и что в этих случаях делать, можно прочесть в замечательной, написанной с любовью к мамам книге «Фактор матери» Генри Клауда.



