Хороший человек Иосиф

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Наш рождественский цикл в этом году посвящен детским годам Иисуса Христа.

Если вы хотите раньше получать новые выпуски цикла в виде рассылки, можно подписаться тут: https://predanie.ru/page/rozhdestvo2026/

Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.

Притч 3:34

Иосиф был хорошим человеком. Просто хорошим, без всяких дополнительных определений.

В Писании имеются небольшие разночтения о его отношениях с Марией, но в обоих случаях он себя проявляет как хороший человек.

Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии. 1504

В Евангелии от Луки говорится, что Мария была обрученной мужу Девой — на том строится сюжет Благовещения. В Евангелии от Матфея говорится, что Мария уже была его женой. Вероятно, имеется в виду, что брак не был консумирован, то есть «утвержден». Это значит, что церемония вступления в брак (в иудаизме она называется «хупа») уже состоялась, но пара еще не уединялась для завершения обряда супружескими отношениями (а такое уединение именуется «ихуд»).

Тогда оба свидетельства согласованы идеально.

И вот узнает Иосиф от Жены (или Невесты, уже неважно) фантастическую новость — Она беременна от Святого Духа. Он вряд ли Ей верит (а вы бы поверили?). Но суровые требования Закона (в Книге Исход 22:16 категорично требуется предать изменницу смерти, а в Книге Чисел 5:12–31 за одно только подозрение в измене женщина должна пройти унизительную процедуру испытания «горькой водой») по отношению к Ней он не соблюдает: «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф 1:19).

О чем вообще речь?

Хороший человек Иосиф наверняка знал, что у его Супруги есть странный обет не иметь близости с мужчиной. Очень странный обет, иудаизм такого никогда не знал. Впрочем, с конца II в до н. э. в Иудее популярность приобретает такое любопытное течение, как ессеи — вот у них-то существовало «созерцательное» направление, отвергающее брак.

Если принимать во внимание информацию из Священного Предания, то мы имеем следующую картину.

Пожилые родители отдают дочку на воспитание в Иерусалимский храм. Когда Девочка достигает брачного возраста, Ее надо бы выдать замуж — и тут выясняется, что Она совершенно не собирается вступать ни в какой брак. Экзотическое решение Девушки воспринимается в штыки: что это за новомодные идеи с попранием традиций предков? — но Она твердо стоит на Своем.

Формально лазейка в Законе для обета Марии была:

Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж ее,] и Господь простит ей.

Чис 30:7–9

Буквоедская логика толкователей Закона, в принципе, удовлетворена. Предлагается компромиссный вариант: выдать Ее замуж за пожилого или хотя бы уже имеющего детей от первого брака человека, а там уже пусть он разбирается.

Алонсо Кано. Обручение Девы Марии

Хороший человек Иосиф соглашается — ему дома пригодится хозяйка и помощница в воспитании детей. Благочестивая, привычная к рукоделию и послушанию, Девушка с этой ролью справится идеально, не так ли? Ну не хочет Она близости — что ж, заставлять, что ли?

И тут такой конфуз.

Что делает Иосиф с точки зрения Закона? Он собирается дать Марии гет, разводное письмо. Имеет на то полное право, безо всяких оснований: просто потому что не нашла благоволения в глаза его, как прямо сказано в Книге Второзакония (24:1). А что беременную, которую, предполагается, сам же и освободил от обета, выставил из дома — так это на него больше тень бросает, чем на Нее.

А что Ей Самой предлагается делать с непонятной беременностью?

Тут два варианта. В той же 24-й главе Второзакония прямо сказано, что разведенная имеет право выходить замуж за кого хочет. Так что Она, продолжает рассуждать Иосиф, может уйти к отцу Ребенка. Если же какой-то мерзавец просто бросил соблазненную им Женщину, то по-хорошему Ее надо бы казнить. Но — опять же, лазейка в Законе есть. В 22-й главе Второзакония говорится, что если обрученная девица подвергнута насилию в городе, где она могла позвать на помощь, ее надо побить камнями. А вот если в поле, где ее криков бы никто не услышал, то она невиновна. (Не будем сейчас обсуждать жестокость ветхозаветных установлений — не о том речь.)

«Погодите, — скажет внимательный и вдумчивый читатель, — но дело происходило в городе, в Назарете! Что же, хороший человек Иосиф, предполагая такую страшную ситуацию, обрек Марию на мучительную казнь?»

В портрет Иосифа такое поведение никак не вписывается. Объяснение его решения, однако, лежит на поверхности: Назарет на стыке эпох был деревней меньше чем в 500 человек. Так что склонная к уединенной молитве Девушка, вообще не любящая город (особенно если Ей действительно были близки убеждения ессеев), легко могла бы выйти в поле в одиночестве. Тогда больше претензий к Иосифу: чего это у него на Ближнем Востоке Жена бродит одна?

Со всех сторон Иосиф выставляет дурачком именно себя, а не Ее.

Если дальше совмещать сюжеты Евангелий от Матфея и от Луки, то красивым поворотом выглядит путешествие Марии к родственникам в «горний град Иудин». Иосиф не выгоняет Марию на улицу, а отпускает Ее на свободу. Не одна же Она в этом мире.

И вот Иосифу во сне является Ангел и произносит исторические слова: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1:20).

Понимаете? Не священнику Захарии. Не Избранной Деве Марии. Простому плотнику является Ангел, чтобы посоветовать ему обойти все трудности Закона и принять невероятное.

Филипп де Шампень. Сон святого Иосифа. 1642–1643

Потому что Иосиф — не просто хороший человек. Он — праведник, причем уже не ветхозаветный. Он не колеблется, не пытается найти объяснения чудесному сну — а вдруг ошибка, соблазн от нечистых духов? Он хочет принять добрую весть, пусть она и невероятная, потому что он сам ищет способа обойти жестокий Закон и не оставлять покровительства над Этой удивительной Девочкой.

И он принимает Марию, не заставляя нарушать Свой обет и не задавая лишних вопросов: как это было, да что Ты при этом чувствовала, а расскажи подробности. «И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:25).

Иосиф — самый обычный человек, смиренный и скромный, и Бог эту скромность и смирение замечает. Призрел на него, как говорится в таких случаях в Писании.

Иосиф Обручник один из немногих удостоится трех прямых указаний от Бога, переданных через ангела: принять Деву Марию, бежать в Египет, возвращаться на родину после смерти Ирода. Поэтому через много лет, когда Отрок Иисус сбежит в Иерусалимский храм от родственников, Богородица назовет Своего мужа отцом Иисуса: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк 2:48).

Гвидо Рени. Святой Иосиф с младенцем Иисусом. 1620-е гг.

В церковной традиции за праведным Иосифом закрепилось обидное определение «мнимый отец Иисуса». Да нет же, какой он мнимый? Отец — тот, кто воспитал.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle