…И благочестивый человек Иосиф

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Наш рождественский цикл в этом году посвящен детским годам Иисуса Христа.

Если вы хотите раньше получать новые выпуски цикла в виде рассылки, можно подписаться тут: https://predanie.ru/page/rozhdestvo2026/

Мы совсем немного знаем о семье праведного Иосифа Обручника. В Евангелии от Марка (6:3) говорится, что у Иисуса были братья Иаков, Иосия, Иуда и Симон. Были еще и сестры — по преданию, дочерей Иосифа звали не то Есфирь и Фамарь, не то Ассия и Лидия, — а Синаксарь на Неделю жен-мироносиц называет еще одну — Соломию, мать апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых.

Вроде как братья относились к Господу с некоторым недоверием: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя… И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк 3:21–31). По преданию, Иуда Фаддей впоследствии сильно переживал, что не поверил в Божественное происхождение своего Брата и именно поэтому смиренно называл себя «рабом Иисуса Христа, братом Иакова» (Иуд 1:1).

Впрочем, опираться на предание, даже Священное, довольно сложно, потому что документальных сведений от этих людей осталось очень мало. Пожалуй, штрихов к портретам братьев Иисуса могут добавить только послания Иуды и Иакова.

Первый — явно неплохой знаток не только Священного Писания, но и «Устной Торы» — иудейского Священного Предания. По крайней мере, его короткое послание, в котором обличается неблагочестивое поведение и неправильная вера «некоторых людей», вкравшихся в общину его адресатов, изобилует не только примерами из Ветхого Завета, но и мидрашами. О не сохранивших достоинства и потому находящихся в вечных узах ангелах. О споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисея. О пророчествах Еноха.

Надо отметить, что мидраши передавались исключительно из уст в уста, от учителя к ученику. Получается, Иуда либо специально учился у какого-то знающего раввина, либо знал их с детства. В любом случае, перед нами — человек, глубоко заинтересованный в изучении и понимании своей веры.

Послание Иакова обращено к христианам Иерусалима (он и сам был первым епископом Иерусалима) и в основном посвящено этической проблематике.

Отношение к богатству (и богатым!), обличение грехов языка, требование подтверждать свою веру делами. Писание Иаков тоже прекрасно знает и умеет толковать: приводит в пример праотца Авраама, блудницу Раав, праведного Иова, пророка Илию.

То есть и Иаков — не простой сын плотника, а человек вполне знающий, причем, как и Иуда, не просто знакомый с текстами, а погруженный в традицию.

Василий Верещагин. Святое семейство. 1884–1885

Стилистически Послания Иакова и Иуды не похожи на интеллектуальные трактаты Павла — человека высокообразованного, «воспитанного у ног» выдающегося учителя Закона Гамлиэля Старшего. Павел размышляет о Писании профессионально, его богословский метод включает в себя текстологический анализ, развитие традиции законоучительной экзегезы.

У Иуды и Иакова богословской системы как таковой нет. Они вряд ли специально глубоко изучали Закон. Они его просто знали, и притом неплохо.

И это явно шло из семьи.

Напомню: Иосиф был плотником. Греческое слово τέκτων может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель». В любом случае, этот человек привык к физическому труду и наверняка приучил к нему и сыновей. И именно за работой он мог бы пересказывать им древние предания и сюжеты из Писания.

На прошлой неделе мы уже обсуждали, что ориентировался в нем он очень неплохо — по крайней мере, настолько, чтобы принять свою Жену Марию и не отдать Ее на казнь «за прелюбодеяние». Но это, опять же, не образованность, не начитанность, а именно проживание самой жизнью, это усвоение заповеди: «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего» (Втор 32:46).

Вот в этой благочестивой атмосфере, как бы мы сказали изнутри нашей православной традиции, и возрастал Отрок Иисус.

Двенадцатилетним подростком Он сбежит от родни в Иерусалимский храм, чем вызовет немалую тревогу у Марии и Иосифа — о, эта подростковая сепарация! На укор Матери Он ответит: «Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49) — но послушно вернется в Назарет, где, как подчеркивается в Евангелии от Луки далее, будет пребывать в повиновении у них.

Николя Пуссен. Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем. 1655

В повиновении не только у Своей Пречистой, лишенной греха, Матери, но и у Своего отца по крови — простого и мудрого человека, который жил по Закону и даже чуть-чуть больше, чуть-чуть добрее, чем по Закону, и научил так же жить своих детей. И тем самым подвел их к распахивающимся вратам Нового Завета.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle