В сегодняшнем евангельском чтении Господь наш Иисус Христос обращается к нам с важной новой заповедью, самой трудной заповедью.
Есть девушка по имени Мария, и всем есть дело до ее отношений с Иисусом. Вот она сидит у Его ног и слушает. А тут её сестра Марфа: “Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне”. (Лк 10:40). Вот ее сестра Марфа опять служит, “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира”. Тут уже озабоченный Иуда комментирует: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?”
“Отстаньте от нее, – говорит Господь, – отстаньте же от нее!” (Ин 12:7). Примерно так же – “Что тебе до того?” – отвечает Он и Петру, озабоченному судьбой Иоанна (Ин 21:22).
Иногда нам тяжело понять религиозное чувство другого человека, его способ выразить веру, благодарность, любовь к Богу. Или разочарование в Боге. Или обиду на Бога. Иногда религиозные (и не только религиозные, но и простые человеческие) чувства другого человека выглядят для нас глупо, экстравагантно, странно, неправильно, экзальтированно, пошло, недостаточно или избыточно. Кто-то слишком глубоко горюет. Кто-то слишком самозабвенно любит. Кто-то неразумно расточает свое имение. Кто-то надеется на безнадежное. У нас на это есть императив от Иисуса Христа: “Отстаньте от нее!” У каждого человека своя жизнь, своя судьба, свои отношения с Богом и ближним. Иногда любить ближнего своего означает просто отстать от него. Просто.
Каждый человек – другое дерево. Не потому, что он лучше других деревьев, нет. Просто. Просто он такое дерево.