Перед началом серии пенальти в нашей игре с хорватами, мне начали приходить сообщения «Господи, помоги!», а когда уже все завершилось, один из друзей, который болел, кстати, за Хорватию, написал: «Господь милостив, не допустил дальнейшего победобесия». На что я ответил, мол, Господь здесь ни при чем, это просто игра! «Игра была равной, – написал мне мой друг. – А Господь ни при чем не бывает».
Тема «победобесия» меня как-то сейчас не очень волнует, может, потому что слишком много положительных, светлых эмоций в связи с нашим чемпионатом, и если кто-то где-то порой и решает побеситься, праздник этим испортить трудно.
А вот вопрос про участие во всем этом футбольном карнавале Бога не так прост, как кажется.
С одной стороны, трудно даже представить, сколько в эти дни возносится к Небу молитв, неужели Господь их не слышит? Но ведь при этом они совершенно о противоположных вещах, кого Он тогда слышит и почему? Казалось бы, ответ очевиден — кто победил, того и услышал, но меня он совсем не устраивает.
Я убежден, что в нашей жизни есть место и время, когда Господь в этой жизни не участвует, предоставляя нас своей свободе, даже если мы настойчиво Его просим. И это касается не только спортивных баталий, но и очень многих сторон нашей жизни. Тех самых, которые не имеют отношения к нашему спасению, т. е. не приближают и не отдаляют нас от Бога. Конечно, если я молюсь: «Господи, помоги мне сегодня, когда я буду переживать за наших спортсменов, не впасть в уныние, отчаяние, злобу и агрессию, если они потерпят поражение, а если выиграют, не потерять голову от радости, не забыть своих близких и свои обязанности, не превозноситься над проигравшими и т. д.», то, как мне кажется, такая молитва не может не остаться без ответа, но не просьба о том или ином результате. Это же может касаться и наших молитв об успешной сдаче экзамена или совершении сделки и даже исходе романтических отношений.
Конечно, и результат того или иного спортивного состязания и, тем более, экзамена или деловой встречи, я уж не говорю о влюбленности, имеет непосредственное и порою очень глобальное отношение к нам, к нашей жизни, оставляет тот или иной след на нашей душе, и вот этот след имеет отношение ко спасению, и потому, я думаю, он важен и для нас и для Господа. И именно об этом и стоит нам возносить свои молитвы. О том, чтобы в результате того или иного исхода мы стали добрее, милосерднее, терпеливее, смиреннее и т. д., а не наоборот.
И еще мы никогда не должны забывать, призывая Господа в своих молитвах, к Кому мы их возносим. В отличие от язычников, которые молятся «неведомому Богу» (Деян 17:23), мы знаем, в Кого уверовали (2 Тим 1:13), знаем, что «мы куплены дорогою ценою» (1 Кор 7:23) или, как пишет другой апостол, «что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет 1:18). И зная это, как-то неловко, что ли, просить о том, чтобы мяч залетел именно в эти ворота или чтобы в зачетке стояла именно эта цифра.
Это все аргументы, так сказать, от личного опыта, но есть и богословский взгляд на проблему — «всегда ли Бог при чем». Насколько я понимаю, для исламского богословия с его даже не просто детерменизмом, а фатализмом этой проблемы не существует. Бог творит мир ежемгновенно, постоянно, без Его ведома ничего быть просто не может. И потому благоверный мусульманин никакое дело, и уж тем более прогноз, не сделает, не сказав «Иншааллах» («если пожелает Аллах»). Мы тоже говорим: «На все воля Божия», и все же христианство не придерживается тотального детерменизма, потому что есть еще и воля человеческая, и Господь очень часто перед ней склоняется. И именно поэтому, я думаю, Господь не вмешивается в наши споры, будь то хоть на футбольном поле или на кухне, но обязательно вмешается, если мы захотим пригласить Его в свое сердце, чтобы приготовить себя к Вечности.
Источник: ФБ автора