Когда идти со своими проблемами к священнику, а когда к психологу? Своим личным опытом делится Арина Воскресенская.
– Зачем тебе к психологу? Разбирать детство? Ты ведь и сама всё понимаешь, ты умная.
Так мне говорил бывший духовник.
– Может быть, тебе стоит сходить к неврологу, но психология тебе не нужна.
Я была в глубокой депрессии и мне надо было к психиатру. А ещё я ему очень верила. Искала в нем отца и даже Отца.
Я, конечно, вдохновилась тем, что я умная, по словам авторитетного для меня человека, и ни к кому не пошла.
Через какое-то время я всё же доползла до психиатра, а потом и до психолога. И это были очень важные и правильные решения.
Про медикаментозное лечение я не буду, я буду только про психологов. Мой терапевт – не православная, она просто хороший специалист. Мы работаем уже два года и я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы заканчивать терапию. У меня очень болит многое. Это всё надо прорабатывать и прорабатывать.
Я не стала другой, меня никто не зомбировал. Мой терапевт очень нежно и бережно со мной работает. Каждый раз я что-то выношу из сессий.
Я даже не стала неофитом терапии и не проповедую, что терапия нужна абсолютно всем. Другое дело, что я считаю, что большинству таки нужна.
Отец Павел Островский недавно в “Инстарграме” написал, что психологи нужны только в серьёзных случаях и, видимо, редко. К сожалению, в серьёзных случаях скорее нужен психиатр, а психолог может помочь с самыми разными вещами. Психотерапия может быть короткой, для поддержки в трудной ситуации, может быть длительной, если у человек сильно травмирован.
Но недостаточно ли для христианина священника и исповеди? Это совершенно неправильный вопрос. Абсолютно. У священника и психолога разные компетенции. Священник – свидетель нашего покаяния. Исповедь – это не разбор полётов. Это просто раскаяние в этих самых полётах.
А сессия у психолога – это тот самый разбор полётов. Вы раскаялись у аналоя в том, что обижаете маму? Слава Богу. Дай вам Господь сил изменить поведение. А вот у психолога можно будет разобрать причины вашего поведения и найти способы и не обижать маму, и не сильно обижаться, когда мама делает больно.
Священник во время исповеди не обязан все это разбирать. Да и компетенции у него на это нет. Он не психолог и не умеет. А если вам скажут, что надо смиряться, терпеть – это будет только формально правильно. Нельзя терпеть боль и смиряться с нарушением границ. Границы надо отстаивать. И в этом нет ничего греховного.
Мой личный опыт психотерапии мне дал многое. Он мне дал умение чувствовать себя, понимать свои потребности, уметь себя жалеть (да-да! Это необходимое умение) и прощать (и это тоже необходимое умение). В терапии я научилась строить здоровые отношения с людьми. Я наконец-то научилась ставить границы и их отстаивать. Я научилась не говорить слишком много и не бояться открываться близким. Я учусь быть не идеальной в глазах других и мне перестало быть стыдно оттого, что я не идеальна.
Но у меня есть очень интересный «побочный» эффект терапии. Я наконец-то, поняла что такое «личные отношения с Богом». Я слышала эту фразу миллион раз и никогда не понимала её смысл. Но умение налаживать отношения с людьми открыло для меня, что такое «личные отношения с Богом». Я не хочу проповедовать, я не смогу это выразить словами, поэтому я оставлю это себе. Но это правда очень ценное для меня. С Ним можно ругаться, с Ним можно спорить, а главное, ты можешь быть самой собой. Нет никакого смысла изображать из себя правильную православную девочку, ты вряд ли она, а Господь-то и так видит всё. Нет никакого смысла «смиренно» наклонять голову во время чтения Евангелия на литургии, только потому что все так делают. Хочешь смотреть вверх – смотри. Нет никакого смысла пытаться вникнуть в молитвы литургии, если ты не выспалась. Отпусти. Просто слушай. Просто будь собой. С людьми и Богом. Так правильнее и легче.