Что такое любовь, с чем можно ее перепутать и чем подменить, рассуждает священник Вячеслав Перевезенцев.
В своей известной и несколько мрачноватой книге «Палач любви» – «Love’s Executioner» Ирвин Ялом называет «палачом» самого себя – в том смысле, что он разрушает иллюзии своих пациентов, которым представляется, что они любят, и дает им возможность понять, чем их чувство отличается от настоящей любви. Разрушать иллюзии, несомненно, хорошо, хотя и очень болезненно. А вот можно ли разрушить любовь, настоящую любовь? Ответ не так очевиден, хотя бы потому что непросто понять – а это любовь подлинная, настоящая, та самая? Может, она потому и рушится, что так и не стала настоящей?
В любом случае не так трудно увидеть, что мешает любви, что ее искажает и даже разрушает. Тут будут такие очевидные внешние вещи и обстоятельства, как квартирный вопрос, родственники, безденежье, быт и т. д., в общем, как сказал классик, «это было всегда», и добавим, это и не очень интересно, ведь «с милым рай и в шалаше».
Главные враги любви, как и союзники, они, конечно, «внутри нас есть».
Есть среди них очевидные и неприкрытые, такие как эгоизм, самовлюбленность, инфантилизм, ложь, обман, неискренность, равнодушие, отсутствие уважения и соблюдения границ, критика, постоянные претензии и придирки, склонность к манипуляциям, отсутствие терпения и неумение ждать, всякого рода зависимости и порочные привычки, оскорбления, унижения или наоборот обиды.
Есть менее очевидные – глупость, скука, рутина, серость или, наоборот, бурные фантазии и завышенные ожидания.
Есть совсем не очевидные – неуверенность в себе, именно отсюда чаще всего растет недоверие, ревность, злость, контроль т. д., незнание себя и непринятие себя, не умение выражать свои желания и чувства, неумение просить, всевозможные страхи (одиночества, предательства).
Ну, или такие наши черты и пороки, о которых в сегодняшней притче о талантах (Мф 25:14–30), как малодушие, трусость, лень. Если любовь – это глагол, т. е. способ действовать, а не только переживания и эмоции, то смертельным будет именно бездействие, ничего неделание. «Ибо всякому имеющему (действующему) дастся и приумножится; а у неимеющего (бездействующего) отнимется и то, что имеет» (Мф 25:29).
А еще у любви есть совсем неожиданный враг – наша тяга к справедливости. Впрочем, об этом можно сказать и иначе, и это будет правильнее. У нашей любви есть мощный союзник – наша беззащитность, наша инаковость. Твоя, Господи, «справедливость в неравенстве», которой Ты так щедро одарил нас.
Если бы у каждого было по четыре яблока
если бы каждый был силён как бык
если бы все были одинаково беззащитны в любви
если бы у каждого было то что есть у другого
никто никому не был бы нужен
Спасибо Тебе за то
что Твоя справедливость в неравенстве
то что есть у меня и то чего нет
даже то что мне некому дать
всегда кому-нибудь нужно
ночь существует чтобы наступил день
тьма чтобы светили звёзды
есть последняя встреча и первая разлука
мы молимся потому что другие молчат
умираем за тех кто умирать не хочет
любим потому что у других остыло сердце
и если одно приближается к нам
другое от нас всё дальше
неравные нужны друг другу
вместе легче понять что каждый существует для всех
легче увидеть целое
(Jan Jakub Twardowski, польский поэт, католический священник (1 июня 1915 — 18 января 2006)