Доколе, Ваше Святейшество?!

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Источник: Facebook-страница Сергея Чапнина

Со вчерашнего дня по закрытым поповским группам и чатам в Whapsapp и Viber распространятся «письмо попа Макара патриарху Кириллу», которое передает настроение (значительной?) части нестоличного духовенства в России. Очень характерный документ эпохи – в нем настоящая боль и полная безнадёга.

 

Ваше Святейшество!
Обращается к Вам обычный русский поп. Я не называю свое имя, но это не важно, ибо нас много: отцов Алексеев, Михаилов, Евгениев; слишком много, – по Вашей святейшей воле оказавшихся в нынешней ситуации. Не называю еще по той причине, что устройство Церкви, словно Дон Корлеоне, Вы превратили в клан, а архиереев в капореджиме, беспрекословно исполняющих Ваш Святейший произвол. А в клане, как известно, жёстко расправляются с несогласными, порой даже более жестоко, чем в светском обществе.

Рукоположенные в 90-х, мы не понаслышке знаем, какой была Церковь: испытывая нужду, поднимали храмы; унижались перед бандитами и местными князьками; старались возжигать духовную жизнь в народе. Чего греха таить, в нулевых посмеивались над стареющим Святейшим Алексием, снисходительно называя «дедушка». Кем был для нас тогда митрополит Смоленский и Калининградский? Молодым (относительно), креативным, спортивным и эрудированным. Да, именно Вас мы видели будущим патриархом. Но мы все жестоко ошиблись. Очарованный белым куколем, Вы совершенно не видите жизни обычного попа, прихожанина. Ваша пресс-служба создает имидж трудоголика, рассматривающего бумаги до поздней ночи?

Но, простите, Ваше Святейшество, что Вы решили? Каждому известна проблема «голубого лобби» – люди знают имена, должности. Некоторые, особо уверенные, даже не скрываются. А проблема архиерейских поборов, в едва ли не каждой епархии? Ваше Святейшество, я обычный сельский настоятель, в этом году у архиерея ставка 60 тыс. рублей в месяц. В следующем она по обычаю увеличится на 30 процентов. Скажите, что мне делать? Митрополита совершенно не интересуют мои навыки проповедника, духовника, священника: моё дело платить оброк. А не смогу? «Не сможешь, – ответит секретарь, – найдутся желающие на твое место». Что это, Ваше Святейшество, налог на франшизу? А на что идут деньги? На проживание епископа и его свиты? Но у нас не маленькая епархия, хватит вполне. Ваше Святейшество, Вы решаете как-то это проблему? Вы вообще этим интересуетесь? А может, я наивен и это лишь винтик круговой поруки? Мы архиереям, а они Вам? Ну, простите, а куда, на что?

Скажите, отчего имидж священника упал ниже плинтуса, отчего в наших семинариях уже несколько лет нет конкурса, и туда идут те, кто не смог больше никуда устроиться в миру? Кого мы хотим обмануть, когда собираем чуть ли не насильно автобусы на архиерейские службы и подаем заранее списки? Кого Вы, Ваше Святейшество, хотите ввести в заблуждение, когда собираете отцов на площади? Вам это необходимо для самоутверждения? Но подобное уже было в истории.

Сейчас идут споры об автокефалии. Удивительно, но духовенство своей огромной подводной частью поддерживает автокефалию Церкви Украины. И тому несколько причин. Первая – обида, замешанная на злорадстве. Простому попу, не попавшему в конъюнктуру, не функционеру, совершенно безразличны эти канонические тёрки. Его придавили поборами, общими сборами, «партийными молебнами»; его регулярно унижают в епархиальных управлениях рафинированные мальчики, имеющие «лицензию на отстрел». Возможно, подсознательные размышления о том, что какая-то часть может освободиться от гнёта этой странной церковно-государственной машины, вызывают у него, русского попа, надежды с одной стороны и злорадство с другой. Вторая причина – засилье украинского элемента в РПЦ. В своё время, особенно в епархиях, управляемых выходцами с Незалежной, все ключевые места были заняты земляками. Прошло время, у них выросли дети, однако землячество в чём-то даже укрепилось. Эта будущая отделённость успокоит и наших «небратьев».

И, наконец, важный и страшный вывод: годы Вашего Первосвятительства привели к ситуации, когда Церковь, как вещь в себе, совершенно разделена. Никогда ещё не было такой пропасти между епископатом и духовенством. Архиереи не знают и не хотят знать нужды священников, а те понимают и отвечают им взаимной неприязнью. Пользуясь неограниченной властью, даже самый умный и эрудированный человек не может избежать ошибок. Для этого древние приняли, что все в Церкви решается соборно. Но со стороны прекрасно видно, что Священный Синод представляет собой жесткую автократию, где говорит и решает только Один. По этой же схеме работают все (!) епархиальные советы, не имеющие, собственно говоря, никакой конкретной власти. Таким образом, внутренняя структура Церкви больше не является монолитной. Если прежде можно было говорить о расколе между священством и народом, то сейчас пошла трещина уже на уровне структуры управления, что весьма опасно для закрытых форм. Церковь практически лишается внутреннего саморегулирования, что при определенных обстоятельствах может привести к крупнейшему в её истории выплеску недоверия к иерархии, что вполне может привести к созданию параллельной структуры, претендующей на каноничность.

Поймите, если появится лидер, которому поверят, то Вы повторите судьбу своего известного земляка. Ваше Святейшество, Вы хорошо уяснили, что Вы – Великий Господин, но не отец. Отец – это тот, кто любит своих чад.
Не берусь судить, что любите Вы, но отцом для священников Вы не стали.

С надеждой – поп Макар.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle