Ни эллина, ни иудея?

Денис Зубан

Священник.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почему христианство постоянно пытаются сделать национальной религией и как с этим быть?

Иисус Христос набирает себе апостолов из разных сословий

 

Во Христе нет ни эллина, ни иудея… Это в теории. Но как только коснёшься национальных изводов христианства, тотчас оказывается, что не все так просто: есть! есть и эллины, и румыны, и украинцы, и грузины, и арабы, и русские. И у каждого народа свои национальные особенности, за которые нужно держаться, ибо это ТРАДИЦИЯ!

Ну как в проруби не искупаться на Крещение? Или как барашка вокруг храма не обвести? Или как на литию не принести тонны еды, или пророчества старца Порфирия о Константинополе не ожидать сбывающимися?

Хорошо, пускай этническая струя в христианстве бьет свободно, с этим бороться невозможно, иначе подорвёшь все основы православия. Но вот проблема: если ты славянин или грек – всё нормально, и все твои национальные праздники оцерковлены, включая Масленицу и заклания барашков; но если ты – упаси Бог – иудей, то значит все твои национальные обычаи – грех и ещё раз грех! Причём грех богоборческий. Сам ты автоматом становишься еретиком с пометкой «жидовствующий», а все попытки сослаться на историю иудеохристанства упираются в отповедь жидовствующим и письма Иосифа Волоцкого.

Ну а если серьёзно, то вопрос национальной принадлежности в церкви стоит ребром: кто внимательно читает или слушает каноны на утренях, тот знает, что там нередки едкие выпады в адрес евреев и «поганых агарян» или исмаилитян, то есть арабов, что то же самое. Но если арабы и евреи все же иноверцы, то как быть евреям-христианам?

Попытки евреев осознать себя ещё и христианами в СССР сфокусировались на общине о. Александра Меня, однако эта локализация дала повод неевреям, но тоже христианам, видеть в этой этнической локализации угрозу, некую латентную форму иудаизма.

Впрочем, стоит спросить себя: а что же представляло собой христианство первого века в Палестине? Оно было русским? Может быть, как теперь греческим или арабским? Кому-то это трудно осознавать, но оно было еврейским. Как в песне у Высоцкого: «Друзья мне простят, но спрошу я невольно – куда отнести мне Абрама Линкольна?»

Куда отнести мне Иешуа бен Давид? А Шауля (он же Павел)? Читая Писания «русськими письмены», мы отрываемся зачастую от реальности той эпохи и видим то Христа, то апостолов эдакими русичами, с русыми прядями, спадающими на косоворотку. Это обман.

Из недели в неделю мы читаем, как Христос в очередной раз пришёл в «сонмище», то есть в синагогу. Павел, приходя в очередной город, шёл сначала в синагогу, и там, взойдя на виму, проповедовал от Писаний, что Йешуа и есть Машиах – так указывали Тора и Невиим; так Мишна подсказывала Павлу, что это истина.

Христос был исполнителем Торы – а если не так, то Он же сказал: «ни одна йота не прейдет от закона», а это значит, что все субботы, новомесячия, Суккот, Симхат Тора, Песах и прочее Он соблюдал, иначе бы у Его оппонентов были бы весомые аргументы убить Его помимо Его слов из беседы о хлебе жизни и о воде живой.

Апостол Иаков, судя по всему, весьма строго следил за Павлом и за его миссией язычникам, в особенности же за тем, что Павел говорил, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, но все свободные. Это ему, Павлу, открыл Христос, но это непонятно было там, в Иерусалиме, среди братьев, которые были иудеи. Просто представить себе то время, когда христиане-иудеи живут обычной жизнью, что и их отцы: читают Шмоне Эсра в субботу, обрезывают в восьмой день младенцев, ставят палатки в Суккот, шепчут утром и на закате שםה ישראל, обвязывают тфилином руки и покрывают головы на молитве талитом. Нам этого не понять, совсем не понять, но это мир христиан, видевших Христа, повторявших то, что делал Он. Они не знали, что Христос открыл Павлу молиться без талита, не ломать голову насчёт кашрута и не считать себя лучше других народов.

Многие из священников теперь даже не подозревают, что когда читают составные зачала Евангелия, делают это точно так же, как это было у иудеев при чтении Торы. Наши чтения стихов псалмов при облачении и прочих литургических действах – всё это повторяет богослужение Ветхого Завета, то есть иудейского.

Но однажды иудеохристианство исчезло, сначала уйдя в Петру, а затем и вовсе растворившись в котле народов Палестины. С другой стороны, все жития святых и прочая литература неминуемо говорят о том, что все еврейское – противно церкви. Тут и истории из Четьих-Миней и из житий Димитрия Ростовского. Пускай так: все евреи – противники Христу. Но тогда возникает вопрос: христианство русское, украинское, греческое христианство – чем оно «чище» христианства еврейского? В нем тоже есть свои национальные черты, которые вычеркни – и от христианства не убудет ничего. Напротив даже – Масленица и прочие обычаи лишний раз напоминают о языческом прошлом народов, в то время как еврейские обычаи ничем не лучше и не хуже в свете христианства.

И вот теперь отсюда возникает вопрос: если славяне-христиане спокойно празднуют свои «народные» дохристианские праздники без ущерба уличения в язычестве, то могут ли праздновать иудеи-христиане свои еврейские праздники без ущерба быть обличёнными в жидовстве? Например, Рош-ашана, или Шавуот, или обрезание? 
Ведь очевидна диспропорция позволительного неевреям в христианстве в сравнении с евреями.
 Нет ни эллина, ни иудея – лишь красивая теория?

 

Взято из “Фейсбука”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle