«Кто не работает, тот не ест»: советская поговорка из Библии

Дина Королёк

Лингвист, администратор сообщества «Протестантская дочка».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания.

Ведет передачу журналист Тим Венгер:

Обычно слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приводят как библейское обоснование того, почему не стоит давать милостыню малоимущим и поощрять «безработных лентяев». Все мы много раз это слышали. Но были ли действительно эти слова адресованы бедным?

Отец Стивен Янг:

Действительно, ведь даже святой Иоанн Златоуст с большим подозрением относился к состоятельным людям, которые разбогатели, не работая своими руками. К спекулянтам, не побоюсь этого слова. Может быть, это покажется вам неубедительным, но Иоанн Златоуст опирается на слова апостола Павла, который акцентирует, что обеспечивать себя нужно именно честным трудом.

«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян 18:1–4).

Апостол Павел встречает Прискиллу и Акилу, и они, чтобы обеспечить себя и свою миссию, продолжают шить палатки, как они и делали это в Коринфе. Павел будет подчеркивать это в своих посланиях: он никогда не брал денег взамен на проповедь Евангелия. Он никогда не появлялся в городе и не заявлял: «Теперь, когда я донес вам Благую Весть, кто хочет дать мне денег на мои нужды?». Павел боялся дать даже малейший повод думать, что он проповедует ради заработка. Он хотел, чтобы на это не было никакого намека — и он этого добился.

Апостол Павел собирал пожертвования, но собирал их строго для Церкви в Иерусалиме, которую составляли в большинстве своем иудейские бедняки, крестьяне. Крупные суммы апостол собирал в новообразованных общинах бывших язычников, среди которых было очень много обеспеченных людей, и эти деньги возвращались к беднякам. Павел не покупал себе личных самолетов или что-нибудь еще, как делают некоторые современные «евангелисты».

«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Всю неделю, как только приезжал в Коринф, Павел занимался трудом, чтобы иметь средства на обеспечение себя и миссии — а проповедническая деятельность оставалась лишь на субботу. И только в воскресенье Павел встречается с христианами, чтобы принять причастие.

Здесь хочу отметить один момент: «тот, кто не работает, тот да не ест» можно понять только лишь в контексте честного труда Павла. Но есть еще один контекст — причастие.

Апостол Павел упоминает, что в субботу люди приходили в синагогу и слушали Писания — и это была первая часть литургии. Второй же частью литургии было причастие в воскресенье, которое сопровождалось совместной трапезой общины. Трапеза эта называлась «трапезой любви», и это был полноценный обед, подобный обедам, которые Христос устраивал для Своих учеников. В конце такой трапезы обычно и следовало причастие. Некоторые люди, однако, имели обыкновение приходить пораньше на эту трапезу и съедать всю еду, так, что другим не оставалось. Павел же обращал особое внимание на то, что эти люди приходили раньше, потому что не работали. И уж конечно, не потому, что «были ленивыми и поэтому безработными». Они были просто-напросто достаточно обеспеченными, чтобы не трудиться по воскресеньям. Вот так и получалось, что те, кто имел достаточно времени, чтобы проснуться, отправиться в церковь и поесть, — участвовали в трапезе, а те, кому нужно было заниматься ежедневным трудом, — просто не успевали.

Так что интерпретировать этот стих как «бедные — просто лентяи, и помогать им не стоит» — явно неправильно. Апостол Павел повторяет, что в Римской империи были люди, которые, подобно Прискилле и Акиле, зарабатывали себе на хлеб ежедневным трудом, а были те, кто унаследовал имения от отцов и не работал. Павел предписывал таким людям раздать свои имения и жить от труда рук своих. Это и есть корни монашества — пример тому святой Антоний Великий, который раздал доставшееся ему наследство и стал жить скромной жизнью. Идея обета бедности, монашеской бедности, произошла из противопоставления праздной жизни богатых.

В современной культуре есть такая идея: поработаю несколько лет, накоплю денег, а потом буду жить у моря и ничего не делать. Это как раз то, как христианство не работает.

Для христианина не полезны праздность и достаток. Нам нужно практиковать постоянный труд и аскетизм.

Тим Венгер:

Удивительно: апостол Павел писал эти слова богатым и жадным христианам, которые могли питаться дома, а питались за счет общины, вместо того чтобы делиться с ней. Иоанн Златоуст говорит в своем Пасхальном Слове:

«Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»

Этот отрывок и о пасхальной радости, и о том, что никто не должен уйти голодным в пасхальный день. Он о второй литургии, где в равенстве все могут стать сытыми — и духовно, и физически.

Источник

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle