360 тысяч подписчиков и 10 миллионов лайков: ТикТок как площадка для проповеди

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«Мы работаем, разговариваем с людьми, объясняем: „Вас там ждут, любят“. Люди идут в храм, и с чем они там зачастую сталкиваются? Их там не ждут, не любят и не принимают», — говорит священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградская Краснодарского края, батюшка-блогер. О том, почему он выбрал социальную сеть «ТикТок» для миссионерства, отец Константин рассказал корреспонденту «Предания».

Я в интернете более десяти лет. Сначала просто решил поэкспериментировать. Понравилось. Стало получаться. Гордыня появилась — какой я молодец. Хорошо, что понял это. Кроме того, начала страдать семья. Совсем на них времени не оставалось. А зачем эта деятельность, если твоей семье плохо? Пришлось искать баланс. Сегодня для меня работа в соцсетях — это 100 процентов служение Богу. С их помощью слово Божие можно донести сразу множеству людей.

Константин Мальцев — настоятель храма Новомучеников и Исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края. Входит в топ-10 самых популярных священников-блогеров. Создатель международного проекта «Батюшка LOVE (Лав) Батюшка любовь».

Знакомый священник-блогер сказал: «Если бы во времена апостолов был интернет, они были бы самыми активными и известными блогерами». К ТикТоку и к другим платформам я отношусь как к месту, где можно рассказать о Боге. Будет завтра «тик так» — буду и там.

Считается, что ТикТок только для подростков. Не согласен. Сейчас там появилось много умных интересных людей. Компании представлены, официальные каналы, театры, библиотеки, РЖД. Есть спрос — есть предложение. Народ разный, мои подписчики от 16 до 68 лет. Тинейджеров — подавляющее большинство, 65 процентов.

Одноклассники — картиночки, открыточки, ВК — относительно молодежная платформа, но сегодня личные страницы там не сильно востребованы, больше группы. В ТикТоке — только видео. Мне ближе Инстаграм, там все-таки люди читают, а человек, который смотрит меняющуюся картинку, меньше заточен на рассуждения. Человек читающий — он анализирует, думает, делает выводы. Но ТикТок хорош тем, что дает взрывной рост подписчиков. Если на других площадках рост постепенный, то здесь сразу скачок.

Альтернатива «попам на мерседесах»

Главное, есть обратная связь. Люди говорят, пишут: «Моя жизнь поменялась, я приблизился к Богу. Первый раз сходил на исповедь, причастился». Что важно, много мужчин. Все-таки мужчин в Церкви обычно меньше, чем женщин. Поэтому когда мужчины мне пишут, я особенно радуюсь.

Люди даже стали приезжать. Со всей страны, из Питера приезжают, даже из Владивостока. Вот недавно человек приехал из Москвы. Он из Краснодарского края родом, родители здесь похоронены. Заехал ко мне. Причем специально несколько дней себе запланировал, чтоб наверняка со мной увидеться, если сразу не получится. Я говорю: «Зачем?» А он отвечает: «Так у меня кардинально жизнь изменилась. Если раньше только на Пасху в храм заходил, то теперь без Бога жить не могу». Не без меня, хочу подчеркнуть, а без Бога!

Приезжают, видят мою жизнь. А она такая же, как я им и показываю в роликах, ничего не придумываю и не приукрашиваю. Личный пример всегда должен быть. Я понимаю, что с одной стороны есть опасность впасть в гордыню. А какая альтернатива? Ничего вообще не делать? Человек хочет правды здесь и сейчас. А что он видит вокруг? Забивает в поисковик слово «поп» и что получает? Правильно, «поп на мерседесе». Один негатив. Надо это менять.

Чтобы из овечек Божиих не делать свое собственное стадо

Патриарх сказал: «Идите в интернет. Это миссия». Но здесь проповедовать — ходить по тонкой грани.

В Церкви есть совет священников-блогеров. Его возглавляет Владимир Легойда. Были даже два слета у нас. Первый — ознакомительный — в Иркутске, на Байкале. Второй — в Пятигорске. Туда, к сожалению, я не смог полететь.

У меня в соцсетях совокупный охват в месяц от 12 до 15 млн просмотров. Это большая ответственность. Мы же говорим не просто от себя. У нас есть общее взаимопонимание на фоне соборности Церкви — духовное единомыслие. Благодаря этому мы можем защитить интересы православия. Даже пропаганду вести, только здоровую. Почему нет?

Было, например, много вопросов по ситуации с бывшим отцом Сергием Романовым. Мы в нашем совете священников-блогеров стали обсуждать, дискутировать. У одного одно мнение, у другого другое. У нас ведь и чат для этого есть, где мы спорные вопросы решаем оперативно. И что вы думаете? Кто-то сначала был не согласен с официальной позицией, а потом сказал: «У меня другое мнение, но я не буду выносить его в сети, чтобы не разжигать там нездоровый спор. Этот случай того не стоит».

Понимаете, когда есть выход на такую огромную аудиторию, хочешь — не хочешь, но появляется мысль, что ты можешь управлять людьми. Есть же много психотехнологий — НЛП, например. И тогда люди уже — не овечки Божии, а наши личные овцы — тех, кто им что-то внушает. Чтобы не получилось, что кто-то из овечек Божиих делал своих овец, должно быть понимание, что мы делаем одно общее дело.

Когда ты не один, это дисциплинирует. Если ты на что-то не обратил внимание, тебе подскажут. И чтобы не было соблазна ко греху, лучше удалить какой-то контент.

В России монетизации в ТикТоке нет, и непонятно, когда будет. Только подарочки в виде картинок. Но если бы была, мой доход мог бы составить 2 млн рублей. И это только за лайки. За общее количество просмотров — больше.

В YouTube есть монетизация — по совокупности просмотров, в Одноклассниках и ВК есть донаты в прямых эфирах. И вот на эти донаты я 12 лет окормляю детский дом. Обналичиваю деньги, покупаю вкусняшки или канцелярию. Для меня интернет — это миссия.

#православныйтикток и его команда

Раньше все делал сам. Теперь, когда работы прибавилось, подтянул через интернет активных православных ребят. У меня есть проект «Батюшка LOVE (Лав) Батюшка любовь», он в Одноклассниках раскручен. Там эфиры смотрят более 46 млн человек, а остальных просмотров 100 млн. Работы было очень много — найти факты, картинку, текстовку. Ребята стали помогать искать материал, раскидывать видео по группам.

А в ТикТок они сами снимают ролики и выкладывают у себя на страничках под нашим общим хэштегом #православныйтикток.

Да, иногда это все на грани фола. Православная девочка без платка, которая говорит о Боге — для некоторых это невыносимое зрелище, а если и под громкую музыку — вообще за гранью. Но ТикТок — это территория подростков. Если они увидят скучную нотацию под песнопения, просто перелистнут и не станут смотреть. А когда они видят таких же ребят, как они сами, ребят, которые верят в Бога, совсем другой эффект получается. И им это нравится.

Много молодых приходит. Вот девушку сейчас одну добавил в группу в WhatsApp. Хочет помогать, а все обязанности уже распределены. Все равно нашел ей дело, дал задание. Она должна чувствовать, что нужна нам. И она нам действительно нужна. Надо стремиться к социализации через интернет, чтобы ребята понимали: «Я среди православных, я нужен». Это очень важно. А если ты не нужен дома, в школе, в вере — можно сильный наклон не в ту сторону получить.

Я никого не отвергаю. Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».

«Приедем, голову тебе отрежем»

Пора в семинарии вводить курс по работе в интернете. Или епархиальные курсы. Желание у многих есть, особенно у новоначальных священников. Технически освоить это дело не так и сложно. Но люди не всегда понимают, кому сказать и как сказать. Хорошо бы этому поучиться.

У меня опыт 10 лет. И то бывают накладки. Когда меня только рукоположили, я услышал проповедь одного уважаемого священника, который рассказал притчу о Деннице. Когда за ним ушло две трети ангелов, Архистратиг Михаил призвал их к покаянию. Большая часть вернулась. Ну я и пересказал все это в эфире, не проверив источник. Если мы что-то сами не читали, мы верим признанным авторитетам. Так ведь? А наш архиерей (спасибо ему, что посмотрел тот эфир) меня спрашивает: «Отец Константин, вы это сами где-то читали?» Я перепроверил. Нигде этого не нашел. Так что был мне урок: быть осторожнее в своих высказываниях. Ведь сразу найдется какой-то умник и начнет меня разносить, чтобы самоутвердиться. Но и прав будет. «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор 10:32).

Это ведь настоящая информационная война. Сколько мне угрожали фанатики-исламисты: «Приедем, голову тебе отрежем». Хакерские атаки во время эфира были, попытки блокировки были. Надо быть готовым ко всему. Прежде чем выходить на такую аудиторию, спроси себя: «Ты готов умереть за проповедь о Боге?» От этого и надо отталкиваться.

Мы повторяем: «Вас там ждут, любят». А их не ждут и не любят

Люди говорят: «Зачем все хорошее показывать, что делаешь? Надо добрые дела делать тайно, а Бог потом воздаст явно. Человек сам придет в храм и все там узнает». Они немного недопонимают. Чтобы пойти в храм, нужен порыв. А здесь, в интернете, просто листая ленту, без порыва, человек сталкивается с Богом. Вот так и может возникнуть тот самый порыв. Любой пост или видео может стать той искоркой, от которой зажжется свеча. А люди, считающие себя воцерковленными, рассуждают, что, если я все знаю, так и все должны знать.

Много просмотров недавно набрало видео, где я извинялся за одного священника, которого даже не знаю. А дело было так. Написала мне одна девушка. Ее бросил молодой человек, она очень переживала. Зашла в храм. А девушка эта — готка, прикид у нее соответственный. Так вот, зашла в храм, у бабушек — шок, священник ей: «Куда ты приперлась в таком виде?» И пишет мне девчушка: «Никогда больше в Церковь не пойду». Я от лица всех священников сказал ей: «Прости нас, ты хорошая девушка. Ты шла к Богу, но нарвалась на человеческий фактор. Прояви милосердие». А какие дебаты разгорелись! Многие говорили — да правильно священник все сделал, гнать таких надо!

На последнем совещании нашего блогерского совета был поставлен этот вопрос. Я тоже его считаю очень важным. Ведь что получается? Мы работаем. Разговариваем с людьми, объясняем. И люди идут в храм. С чем они там зачастую сталкиваются? Мы повторяем: «Вас там ждут, любят». А их не ждут, не любят и не принимают. И они потом нам пишут об этом.

Вот из последнего: «Я подготовилась, как вы говорили, пошла на исповедь, хотела причаститься. А мне сказали — вы не дочитали один акафист…» Ты вообще кто, пастырь добрый или гонитель? Первый раз человек пришел на исповедь, попостился, Последование ко Святому Причастию прочитал. Он еще не умеет много молиться. Прояви милосердие!

Вместо того, чтобы принять, мы сами же и выгоняем. А ты прими, полюби, объясни и не обвини. Это сейчас большая проблема. Так мы можем потерять людей.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания