Главное чудо Марии Египетской – искреннее, в один момент произошедшее покаяние. И сдается мне, именно в него в первую очередь не могут поверить историки.
– А вы знаете, что этой вашей Марии Египетской не было? – с некоторым даже злорадством сообщил мне N.
– То есть как это – не было? – удивилась я, вспоминая хрестоматийную сцену из романа “Мастер и Маргарита”.
– А вот так! Историки доказали, что это миф!
Я не могу сказать, что я возмутилась или что мои религиозные чувства были оскорблены. Я, скорее, не поняла, о чем говорит мой собеседник. Потому что образ Марии Египетской не просто историчен – он убедителен.
Ведь, по сути, о чем или о ком нам рассказал древний старец Зосима? О чудесах? Ничего в них запредельного нет. Начнем с самого начала.
Молодая грешница идет в храм и натыкается на невидимую стену, которая исчезает после ее слезной молитвы. Чудо? Вы уверены? А не встречали ли вы людей с аллергией на ладан? Или боящихся злых бабок? Или толпы? Или падающих в обморок от духоты, голода, замкнутого пространства – но почему-то именно в храме?
Мы не знаем, что это за невидимая сила, которая не пускала Марию в храм. Религиозное чувство описать сложно. Классик религиоведения Рудольф Отто писал о переживании священного – своего ничтожества перед Беспредельным и Бесконечным Богом. Что испытала Мария? Не потрясение ли перед величием Бога, и не это ли потрясение преодолело все внешние препятствия?
Идем дальше. Зосима рассказывает, что подвижница знает имя и факты его биографии. Могла и знать. А могло быть и иначе – монах был потрясен духовной силой этой женщины, проявившейся в самом ее образе, и почувствовал, что она его насквозь видит. Опять же – религиозный опыт глубоко субъективен, а Зосима рассказывает об опыте религиозном. Как смог, так и описал.
Что еще? В житии описывается два случая левитации пустынницы – в молитве она поднимается над землей, а к старцу за Святыми Дарами переходит Иордан яко по суху.
И снова – мы знаем все это от преподобного Зосимы. Вы сами никогда не чувствовали, что человек в минуты возвышенных переживаний как бы воспаряет? Вот это «как бы» весьма сомнительно. Мой внутренний (и несостоявшийся, несмотря на образование) религиовед глубоко убежден, что такое воспарение видят тем, что называется «внутренние очи». Сила веры другого может быть так велика, что окружающие ее почувствуют и увидят. Или унюхают (часто описывается запах мира или иных благовоний, исходящий от рук подвижников). Или услышат (а иногда – ангельское пение, сопровождающее их молитву).
Насчет перехода через Иордан можно не беспокоиться. Вы Иордан видели когда-нибудь? По-русски такая «полноводная река», редкая птица долетит до середины которой, называется «ручей». Если человеку очень надо на другой берег, он эту пучину перейдет в сухую погоду – вброд; весной или зимой (а в житии описывается предпасхальное время) – проплывет те несколько метров, в которых Иордан выше человеческого роста. А Марии было ОЧЕНЬ надо на другой берег. Она хотела встретиться с Возлюбленным ее Христом в Таинстве Причащения.
Через некоторое время, чувствуя приближение смерти не только духовно, но и вполне физически, изнуренная тяжелой жизнью Мария оставит записку о своей кончине и с миром почиет. А Зосима увидит очередное чудо: тело ее хоронит лев. И ничего сверхъестественного в этом тоже нет. Мирная и добрая душа – почему бы диким зверям не стать рядом с ней ручными? Собаки на могиле хозяина годами могут сидеть. Кошки тоже. Лев – это очень большая кошка, но кошка.
Главное чудо Марии Египетской – искреннее, в один момент произошедшее покаяние. И сдается мне, именно в него в первую очередь не могут поверить историки. Что с них возьмешь – им и Матфей, который в один момент по зову Христа бросил свое нечистое дело «обувания» соотечественников в свою и оккупантов-римлян пользу, и грешница с драгоценным миром могут показаться недостаточно убедительными.
А зря. Это типичные случаи покаяния – метанойи, перемены ума. Она происходит действительно моментально. Другое дело, что не все готовы сохранить этот момент истины на всю жизнь. Мария Египетская сохранила. И теперь, без сомнений, молится о нас.