«Антитезы» — так называют отрывок из Нагорной проповеди, в котором Иисус Христос цитирует заповеди из Писания и дает к ним Свой комментарий (Мф 5:21–47). В Синодальном переводе каждый комментарий начинается словами: «А Я говорю вам». Хотя такой перевод допустим, однако контекстуально он может запутать, особенно в сочетании с термином «антитезы» (противопоставление). Ведь перед этим Иисус Христос говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А формулировка «Вы слышали… а Я говорю вам» подразумевает именно противопоставление.
Попытаемся разобраться, что же на самом деле хотел сказать Иисус Христос в Нагорной проповеди.
Вторая часть антитез: как строить отношения с ближними
Во втором блоке «антитез» Иисус Христос учит нас, как выстраивать отношения с ближним. Сначала речь о том, что нельзя использовать свои слова для обмана и манипуляции (заповедь о клятвах). Иными словами — нельзя быть инициатором конфликта. Затем Господь учит, как поступать, если тебя обманули/обидели (заповедь «око за око»). Ведь даже если мы не будем инициаторами конфликта, это не гарантирует, что другие люди не станут с нами конфликтовать. Также Христос учит, как можно восстанавливать отношения. В то же время, даже если мы сделаем все зависящее от нас, не факт, что это приведет к примирению. Кто-то может предпочесть продолжать враждовать. Как быть в таком случае? Этому посвящен комментарий Христа к заповеди «люби ближнего и ненавидь врага». Суть этого комментария проста: люби людей, которые вопреки всему враждуют с тобой.
Клятвы в Ветхом Завете
Иисус Христос в словах: «Еще слышали вы, что сказано древним: “не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. И Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф 5:33–34), ссылается, по предположению, на текст из Книги Левит: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (19:12). Возможны отсылки и к следующим текстам — Числ 30:3, Втор 23:21.
Зачем используют клятву? Чтобы придать больший авторитет своим словам. Люди прибегали к клятвам как в отношениях между собой, так и в отношениях с Богом. Во время царствования Асы люди «клялись Господу громогласно и с восклицанием и при звуке труб и рогов. И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя» (2 Пар 15:14–15).
А вот пример использования клятвы в отношениях между собой: «Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Исав поклялся ему и продал первородство свое Иакову» (Быт 25:33).
В Писании мы неоднократно встречаем примеры, когда люди клянутся Господом или требуют от других такой клятвы: «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово» (3 Цар 2:23).
Когда Господь говорит: «не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего», Он заповедует нам, что нельзя подкреплять свои слова Божьим авторитетом, а затем нарушать сказанное.
В Писании есть примеры, когда люди прибегают к клятвам, чтобы обмануть других. Например, гаваонитяне использовали и слова, и дела, чтобы ввести в заблуждение израильтян и добиться своего (Нав 9). А Саул принес глупую клятву и готов был даже убить родного сына, чтобы исполнить ее (1 Цар 14).
Примечательно, что ближайший контекст всех случаев, когда Господь повелевает не нарушать клятвы (Лев 19:12; Числ 30:3; Втор 23:21), непосредственно связан с отношением к ближним. Иными словами, запрет подкреплять свои слова Божьим авторитетом, а затем нарушать сказанное направлен на то, чтобы мы не обижали/обманывали ближних.
Манипулирование ближним — грех перед Господом
Иисус Христос цитирует данную заповедь в Нагорной проповеди так:
Еще слышали вы, что сказано древним: « не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Мф 5:33
Если рассматривать эту заповедь вне контекста, она больше похожа на исполнение обетов, данных Богу, чем на использование клятв в отношениях с ближними. Почему же Иисус Христос использует такую формулировку?
Возможно, Господь таким образом раскрывает суть заповеди. Ведь Он запрещает подкреплять наши слова Своим авторитетом, а затем нарушать сказанное, чтобы научить нас ответственно относиться к словам. Прежде чем учить не обманывать и не манипулировать при помощи слов, нужно научить хотя бы не нарушать клятвы.
Эта мысль перекликается со словами свт. Иоанна Златоуста о том, что Господь в Новом Завете заповедует высшее совершенство, нежели в Ветхом (17-я беседа на Евангелие от Матфея). С другой стороны, формулировкой «исполняй пред Господом клятвы твои» (напомним, что речь идет не об обетах, данных Богу, а клятвах, произносимых перед ближним) Иисус Христос учит, что грехи против ближнего являются грехом против Бога, при этом в первую очередь перед Богом. Когда мы используем свои слова, чтобы манипулировать ближним, и подкрепляем их Божьим авторитетом, — это грех в первую очередь против Бога. Оговорюсь, это не отрицает того, что таким образом мы грешим и против ближнего. Речь идет лишь об акцентах.
Особая иерархия клятв
Из Евангелия мы узнаем, что во времена Иисуса Христа существовали правила, согласно которым некоторые клятвы обязывали, а другие — нет. Так в Своей обличительной речи против религиозных лидеров Иисус Христос говорит:
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
Мф 23:16–19
Почему люди прибегали к разным клятвам и что послужило причиной создания правил относительно того, какие клятвы обязывали, а какие — нет? Дело в том, что со временем евреи перестали употреблять имя Божие (Яхве) и придумали разные альтернативы, как клясться именем Божьим, при этом не произнося его. Для этого были избраны объекты, которые ассоциируются с Богом: небо, храм, жертвенник и др. Конечно, кто-то этим злоупотреблял. Человек мог клясться небом, подразумевая, что он просто клянется Божьим творением, а не местом обиталища Бога и, следовательно, может несерьезно относится к сказанному. Во избежание таких лукавств и были выработаны правила, согласно которым одни клятвы действительно обязывали исполнять сказанное, а другие — нет.
Но и эти правила можно было использовать для лукавства. Если человек не знал, что клятва храмом не обязывает, то его ближний мог за счет этого манипулировать им. Ведь если человек обещал что-то сделать и подтверждал свои слова клятвой храмом, не всякий понимал, что он сейчас не серьезно относится к своим словам. Несерьезность клятвы храмом — это мнение религиозных лидеров времен Иисуса Христа: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: “если кто поклянется храмом, то ничего».
Иисус Христос, комментируя заповедь о клятвах, говорит:
И Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Мф 5:34–36
По сути, в Своем комментарии Господь показывает, что чем бы мы ни клялись, все равно эти объекты связанны с Богом. Иными словами, любая клятва подразумевает серьезное отношение к сказанному. Даже такая вещь, как наша голова, оказывается не в нашей власти. И это подразумевает, в том числе, что она во власти Бога.
Все слова, кроме «да» и «нет» — от лукавого?
По сути, за запретом «не клянитесь» стоит то же, что и за заповедью не клясться именем Божьим ложно. Кем и чем бы мы ни пытались подкрепить важность своих слов, данные личности/объекты находятся в Божьей власти, а не нашей. И поэтому сказанное нами в любом случае должно подразумевать серьезное, а не легкомысленное отношение. Подтверждаем мы свои слова клятвою либо не подтверждаем — нам должно серьезно относиться к сказанному. Иисус Христос заповедует не использовать слова с лукавыми намерениями. Наши намерения и желания должны соответствовать тому, как мы их выражаем: «Пусть слово твое будет “да”, если да, и “нет”, если нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37).
Что это значит? Неужели все, что выходит за рамки простых «да» и «нет», — от дьявола?
Обратимся к истории, где мы впервые встречаем речь лукавого — грехопадение человека (Быт 3). Обычно обращают внимание на то, что «древний змей, называемый дьяволом и сатаною» (Откр 12:9), в данном случае неправильно цитирует Бога. Если Бог сказал человеку, что можно есть от всякого дерева в саду, но нельзя есть от дерева познания добра и зла, то дьявол переформулирует это в следующее: «Не ешьте ни от какого дерева в раю» (Быт 3:1).
Но, скорее всего, куда более значимая проблема состоит в намерениях дьявола. Ведь если бы он переформулировал заповедь, чтобы уверить человека в Божьей любви и помочь ему еще больше ценить Божью заботу, то едва ли его поступок был бы неправильным. Но змей использовал эту формулировку, преследуя свои греховные желания: увести человека от Бога.
Таким образом, слова Иисуса Христа «что сверх этого, то от лукавого», скорее всего, означают следующее: когда мы используем какие-то слова с лукавыми, эгоистичными намерениями, мы уподобляемся змею-обольстителю. Суть не в том, что мы категорически не можем использовать другие выражения, чтобы обозначить достоверность своих слов, в том числе и клятвы. Ведь Сам Иисус Христос ответил на вопрос, который был поставлен Ему под клятвою (Мф 26:63–64), апостол Павел заклинал других Господом (1 Фес 5:27; 1 Тим 5:21; 2 Тим 4:1), призывал Тимофея так же поступать (2 Тим 2:14) и призывал Бога во свидетели, чтобы обозначить достоверность своих слов (2 Кор 1:23). Суть в том, что нельзя использовать слова с лукавыми намерениями и эгоистичными целями: говоря одно, подразумевать другое. В таком случае мы уподобляемся дьяволу, который цитировал Божьи слова, чтобы настроить человека против Бога.
Заповедь «не клянись вовсе» в XXI веке
Чаще всего заповедь «не говори одно, подразумевая другое» мы нарушаем неосознанно. Например, желая придать вес своим словам, мы ссылаемся на Святых Отцов и Священное Писание. При этом, пусть и не намеренно, мы можем не оговаривать, что другой Святой Отец считал иначе, что написано в другом месте Писания тоже иначе. Но иногда мы так поступаем намеренно: умалчивая о других мнениях, чтобы выставить свою позицию исключительной и доказать ошибочность других. Да, мы умеем ссылаться на божественный и святоотеческий авторитет с лукавыми и эгоистичными намерениями. Мы научились придавать нашим беседам благочестивую окраску, но не научились быть искренними и заботящимися об интересах ближних.
Можно растолковать комментарий Иисуса еще и вот таким образом: «Еще слышали вы, что сказано древним: когда призываешь Бога во свидетели, верности своих слов — серьезно относись к тому, что говоришь, не обманывай. И Я говорю вам — даже когда не призываешь Бога во свидетели верности твоих слов, относись серьезно к тому, что говоришь».
Мы только усугубляем ситуацию, когда скрываем и искажаем свои подлинные намерения, используя благочестивые слова. Например, говорим: «Я помолюсь за тебя», но в лучшем случае ограничиваемся несколькими поминовениями человека. Или говорим: «Да пребудет с тобой Бог», не зная и не понимая, как это. Мы не сделаем свои слова более правдивыми, приукрасив их религиозными выражениями. Слова «я готов положить руку на Евангелие» не делают наши слова достоверными. Нужно просто говорить, что имеешь в виду: «да» когда да, и «нет», когда нет.
Все сказанное выше не значит, что нам не стоит ссылаться на божественный авторитет. Но если бы мы сначала приложили усилия, чтобы научиться искренне и с любовью обозначать свое мнение, мы бы по крайней мере не грешили нарушением заповеди Иисуса Христа. Ведь мы призваны к тому, чтобы наша жизнь в соответствии с Божьим словом была бы лучшим поручителем верности и важности слов.
Предыдущий выпуск цикла читайте здесь.