Адам, ребро, Ева: почему мужчина не предшествует женщине

Артём Космарский

Антрополог, старший научный сотрудник Института исследований культуры (НИУ ВШЭ).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Микеланджело Буонарроти. Сотворение Евы. 1508–1512

Некоторые толкователи Книги Бытия настаивают на подчиненном положении женщины. Есть ли на самом деле основания для этого, рассуждает библеист Филлис Трайбл. Внимание к полу, и, конкретно, к сотворению женщины, появляется в самом конце истории, рассказанной во второй главе Книги Бытия — после сотворения райского сада, растений и животных. Некоторые толкователи настаивают на подчиненном положении женщины, указывая на этот порядок событий — противопоставляя его Быт 1:27, где Бог сразу творит адам мужчиной и женщиной… Но, как известно и библеисту, и филологу, — и последние бывают первыми.

Публикуем перевод статьи Филлис Трайбл, выполненный Артемом Космарским.

Не запоздалое творение, а кульминационное

Сотворение женщины приближает рассказ Яхвиста [так в библеистике называется один из предполагаемых источников Книги Бытия] к его апогею, а не постскриптуму. Она — не запоздалое соображение, она — кульминация. Быт 1 подтверждает эту трактовку: мужчина и женщина там венчают все творение. Последние становятся первыми и по причине параллелизма зачина и финала.

В древнееврейской литературе главный смысл отрывка часто обозначается в начале и конце (так называемая инклюзия). Вторая глава Книги Бытия показывает именно эту конструкцию. Сотворение мужчины первым, а женщины последней представляет собой кольцевую композицию, где оба существа выступают параллельно. Такой порядок повествования никоим образом не принижает женщину…

Контекст явления женщины — божественное повеление: «не хорошо быть адам одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (2:18). Что это значит? В Ветхом Завете слово «помощник» (эзер) имеет множество значений. Оно может выступать мужским именем собственным [Эзра]. В нашем повествовании оно обозначает животных и женщину. Иногда оно описывает божество: Господь, помощник Израилев. Яхве, как помощник, творит и спасает.

Таким образом, эзер — это слово, указывающее на благотворное отношение; и относится оно к Богу, людям и животным. Само по себе это понятие не определяет место в отношениях и никак не указывает на неполноценность. Место эзер в отношениях становится понятнее из контекста.

«Ребро» означает «равенство»

Итак, что же за отношения имеются в виду в Быт 2:18, 20?.. Животные — это помощники, но они не соответствуют адам. Между ними и зверями существует физическая и, возможно, психическая связь, ибо Яхве создал (ясар) их всех из праха земного (адамах). Однако подобие — это не равенство. Адам дает им имена и тем самым осуществляет над ними власть. Среди животных нет достойного помощника ему. И так повествование переходит к женщине. Я бы сказала так: Бог — помощник, превосходящий человека; животные — помощники, уступающие человеку; женщина — помощник, равный человеку…

Ребро означает единение и равенство. Адам указывает на это значение в стихе: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою (ишшах), ибо взята от мужа (иш)» (2:23). Эта игра слов утверждает одновременно сходство и различие мужчины и женщины. До этого стиха Яхвист использовал только общий термин (адам), о мужчине речь не шла вовсе… Сексуальность появляется одновременно для мужчины и женщины. Оба пола взаимосвязаны и взаимозависимы. Мужчина, человек мужского рода, не предшествует женщине, человеку женского рода, а возникает одновременно с ней…

Адам следует за Евой, отвергая свою личность

Почему змей обращается к женщине, а не к мужчине?.. Если змей «хитрее» других живых существ, то женщина привлекательнее, чем ее муж. На протяжении всего повествования она более умная, более агрессивная и более чуткая. Вероятно, женщина, ведя со змеем богословскую беседу, возвышает животный мир. В любом случае она понимает в герменевтике. Цитируя Бога, она трактует его запрет («не прикасайтесь к ним»).

Женщина — одновременно богослов и переводчик. Она размышляет о древе, оценивая все варианты. Дерево хорошо для пищи; оно удовлетворяет физические потребности. Оно приятно для глаз; оно дает эстетическое и эмоциональное удовольствие. И, что самое главное, оно есть желанный источник знания (хаскил).

Фра Анджелико. Рай (фрагмент картины «Страшный суд»). 1430

Таким образом, женщина полностью осознает, что делает; ее замысел охватывает всю гамму жизни. Она берет плод и ест. Инициатива, принятие решения — целиком на ее стороне. Она не спрашивает мужа. Ей не нужен ни его совет, ни его разрешение. Она действует самостоятельно. Мужчина, — молчаливый, пассивный и безучастный реципиент: «и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6). Повествователь даже не пытается изобразить мужа нерешительным или колеблющимся. Мужчина не богословствует, не размышляет; он не представляет себе все перспективы происходящего. Его единственное действие связано с желудком, и это действие пассивное, безынициативное. Мужчина не приказывает, не проявляет агрессии и не решает.

Хотя запрет есть от плодов древа был произнесен еще до того, как появилась женщина, она знает, что он касается и ее тоже. Женщина истолковала этот запрет, и теперь она борется с соблазном ослушаться. Она — но не мужчина, к которому божественная заповедь была лично обращена (Быт 2:6). Он следует за своей женой без единого вопроса или замечания, отвергая таким образом свою собственную личность… Для культуры, где господствуют мужчины, это воистину поразительные образы…

Непослушание сделало женщину рабыней

Проклят искуситель (змей), но не мужчина и женщина. Но они осуждены, и божественный суд выступает комментарием к катастрофическим последствиям их совместного ослушания. Приговор Бога показывает, насколько чудовищной стала жизнь человека, став между природой и благодатью.

Мы ошибаемся, трактуя осуждение Адама и Евы как заповедь. Слова Бога описывают, но не предписывают. Они полны горького возмущения, а не оправдания. Особенно важны слова, обращенные к женщине: «и он [муж] будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). Это высказывание не благословляет мужское господство, но именно что осуждает такое поведение.

Подчинение и господство суть извращения творения. Непослушание сделало женщину рабыней. Ее инициативность и ее свобода исчезают.

Мужчина также подвергся порче, ибо стал господином, властвуя над той, кого Бог создал равной ему. Подчинение женщины мужчине означает их общий грех.

И этот же грех оскверняет все отношения: между животными и людьми (3:15); матерями и детьми (3:16); мужьями и женами (3:16); человеком и землей (3:17, 18); человеком и его трудом (3:19). Если в творении мужчина и женщина познали гармонию и равенство, то во грехе они познали отчуждение и раздор…

Песнь Песней как комментарий к Книге Бытия

Песнь Песней — это во многом мидраш на Быт 2–3. С помощью вариаций и инверсий она творчески актуализирует основные мотивы и темы рассказа о творении. Женщина и мужчина рождены для взаимности и любви. Они наги без стыда; они равны, не дублируя друг друга. Они обитают в садах, где природа присоединяется к празднованию их единства.

Микеланджело Буонарроти. Грехопадение и изгнание из рая. 1508–1512

Животные напоминают парам об их общем превосходстве относительно сотворенного мира, но также и об их родстве с меньшими братьями, и об ответственности за последних. Плоды, приятные для глаза и вкуса, даны их наслаждению. Живые воды питают их сады. Обе пары [в Книге Бытия и в Песни Песней] дают имена; обе пары трудятся. Если первая пара вовлечена в традиционные для мужчин и женщин занятия, то вторая избегает стереотипов. Но ни одна из пар не вписывается в риторику патриархатной культуры.

Мужчины и женщины противостоят жизни и смерти как равные друг другу. Но первая пара теряет свое единство, ослушавшись Бога. И тогда желание женщины становится властью мужчины. Вторая пара утверждает свое единство в эротической любви. И так желание мужчины становится наслаждением женщины.

Чем бы еще она ни была, Песнь Песней — это комментарий ко второй и третьей главам Книги Бытия. Потерянный рай есть рай обретенный…

Нет шовинизму ни мужскому, ни женскому

Рассказ о грехопадении вовсе не «обвиняет женщину во всех несчастьях мира». Напротив, он отвергает ключевые черты патриархата; он не обосновывает угнетения женщин. Он исследует смысл человеческого существования для мужчины и женщины. Он раскрывает благость и в то же время уязвимость обоих существ; их задуманное равенство под Богом и друг перед другом; их солидарность в грехе и страдании; их общую нужду в спасении. Теология Книги Бытия не оправдывает ни мужской, ни женский шовинизм. И тот, и другой — это извращения порядка творения, означающие жизнь под судом.

Песнь Песней выступает противовесом «полутонам меланхолии» (Герхард фон Рад), пронизывающим Книгу Бытия — показывая, как после грехопадения мужчина и женщина существуют во взаимной гармонии. Смысл их жизни — любовь, и эта любовь исключает угнетение и эксплуатацию. Она знает благо секса и, таким образом, не ведает сексизма. Половая любовь расширяет бытие за пределы общественных стереотипов. Она притягивает к себе публичное и приватное, историю и природу. Она преобразует все живое, даже если жизнь укрепляет ее. Благодать возвращается к женщине и мужчине.

Первая публикация: Phyllis Trible. Depatriarchalizing in Biblical Interpretation // Journal of the American Academy of Religion, Vol. 41, No. 1 (Mar., 1973), pp. 30–48

URL: http://www.jstor.org/stable/1461386

Pp. 35–37, 40–41, 47–48

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle