Идет Рождественский пост. Не такой строгий, как Великий, но такой же продолжительный. А всего постов у нас четыре. Зачем нам столько? В чем глубинный смысл воздержания? Зачем утеснять себя, ведь жизнь и так — сплошные ограничения? О механизме поста и о том, как провести его с пользой для физического и духовного здоровья, рассказывает врач и священник Алексей Сергеев — доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий лечебно-диагностическим отделением детского санатория «Солнечное».
Пост призывает милость Бога
Пост и молитва имеют глубокий сакральный смысл: они привлекают особую милость Господа. Как в случае с ниневитянами. Ниневия должна была погибнуть за грехи свои. Об этом пророчествовал Иона, он ходил по улицам города, молился и просил его жителей покаяться. «И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион 3:5). Добавим, и были спасены.
Есть интересное толкование на этот эпизод у святителя Иоанна Златоуста:
Видел ты, как Бог гневается, когда презирают пост? Узнай же, как Он и радуется, когда чтут пост. <…> Тогда, как великий и дивный город ниневитян лежал уже на коленях, склонил голову к самой пропасти и готов был принять направленный сверху удар, пост, как некая свыше слетевшая сила, исторг его [город] из самых врат смерти и возвратил к жизни.
Пост ниневитян = доверие
Чем же был пост для жителей Ниневии? Во-первых, они поверили и доверились Богу: И поверили Ниневитяне Богу — וַיַּאֲמִינוּ אַנְשֵׁי נִינְוֵה בֵּאלֹהִים (где לְהַאֲמִין лехамин — верить, доверять).
и объявили пост — צֹום (цом) — пищевые ограничения, которые были связаны с молитвой, обетами, воздержанием. Эти пищевые ограничения, согласно Священному Писанию, могли включать полное воздержание от пищи; воздержание только в дневное время; воздержание от разных родов пищи.
и оделись во вретища, от большого из них до малого (Ион 3:5). Что значат вретища? Это воздержание, утеснение своего положения.
Христос, вспоминая о жителях Ниневии, подчеркивал еще один аспект поста — покаяние: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф 12:40).
Механизм поста
Пост — это возможность и необходимость прийти в первозданное состояние. Стать совершенным, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф: 5:48). Для этого всего-то и надо подчинить тело душе, которая в свою очередь подчинится Духу Божию.
В человеческой душе Святые Отцы выделяют разум, волю и чувства. Разум наименее поврежден после грехопадения. А вот воля и чувства повредились более всего. Поэтому большинство людей живет своими страстями. Чувственная сторона главенствует над волей и разумом. И человек не может устоять перед своими прихотями.
Отсюда неумеренность в пище и в питии, гнев на ближнего, недовольство своей жизнью, ропот на Бога — ведь Он ограничивает меня в исполнении моих желаний. И вот уже разум, подчинившийся чувствам, начинает домысливать и рисовать картины вендетты. В этом состоянии Бог мне очень мешает жить так, как я хочу.
Состояние «ветхого человека»
Чревоугодие — греховный фундамент, начало невоздержания. Все остальные грехи растут отсюда. Над человеком через чувственные проявления начинает господствовать его тело. Нарушается первоначальная иерархия: Дух как связь с Богом — душа — тело. Сигнал сверху не проходит.
Таким образом, чревоугодие — это не «переедание». Это принцип жизни по «ветхому человеку». Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Кто не постится, тот непокрыт и наг, и открыт для раны». Что же это за рана такая? Рана от собственных страстей. Страсть и страдание — однокоренные слова.
Состояние «ветхого человека» отмечает и апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19).
Этим состоянием пользуются «духи злобы поднебесной», пытаясь погубить нас. Они видят, к чему мы более склонны. И посылают нам искушения.
Сначала в виде помыслов — прилогов, которые ум поначалу, может, и отвергает, но потом, идя на поводу чувств, принимает, соглашается с ними. И позже происходит греховное действие.
Послушание как слышание Бога
Святые Отцы говорили, что во время поста плоть истончается. Мы становимся и восприимчивее для благодати Божьей, но и более уязвимы для этих самых прилогов. Но идем на это сознательно, двигаясь в сторону Бога и принося жертву по нашей решимости. Такое состояние всегда должно быть связано с молитвой. И иметь какую-то цель: а что я хочу сделать за этот пост? Без ответа на этот вопрос пост пройдет впустую.
Адам тоже постился. Его пост состоял в послушании. Ведь деревья в раю были одинаковые.(Возможно, это был гранат: на одеждах первосвященников изображены гранатовые яблоки как символ воспоминания о грехопадении. А может быть, предполагают Святые Отцы, — смоковница.) Послушание — как слышание Бога.
Приступая к посту, мы тоже проявляем послушание Богу Отцу через Церковь-мать. Мы не можем сказать: я буду поститься, потому что сам так решил. Ведь просто поститься легко. А вот послушание, которое Бог просил еще в раю, проявить сложно.
Зачем нам тело?
Человек — цельность духа, души и тела. У апостола Павла читаем: «тело — это храм Духа Святого» (1 Кор 6:19). Душа без тела не полноценна. Души праведников из Книги Откровения при снятии пятой печати просят Господа, чтобы скорее все закончилось. И они бы находились уже в новом, преображенном теле — воскресли (Откр 6:9).
Самый яркий пример, как это может быть — Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Его человеческая плоть просияла. Другой, знакомый нам пример: нетленные мощи святых — тоже результат действия Духа Святого.
Тело дано нам для более комфортного проживания этой жизни. Благословенный срок ее после потопа определен в 120 лет. Столько жил Моисей. Но сколько отпущено лет человеку или какое у него здоровье — это второстепенные вещи. Они ни на что не влияют. Второе пришествие все равно наступит. А смерть — лишь окончательное пресечение наших страстей и зла.
В христианстве нет платонического отношения к телу. Во многих молитвах мы просим о решении конкретных проблем со здоровьем и получаем просимое.
Инструменты Бога
Бог видит сердце человека. Если там еще есть место для покаяния, Он может постучать. Согласно святым отцам, в жизни так происходит раз пять — шесть. Бог стучит прямо в сердце: «Се, стою у двери и стучу» (Откр 3:20). Если человек не слышит Его или не слушает, Бог может сделать это через бесов, через болезнь, через другие испытания. В этом случае болезнь — как скальпель хирурга.
Почитай врача по надобности в нем
Замысел Господа относительно судьбы конкретного человека нам не известен. Заболел — выздоровел. Сам или с помощью достижений современной медицины. Врач — он тоже от Бога. Об этом прямым текстом говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его» (Сир 38:1).
Однажды ко мне обратился отец ребенка, у которого несколько дней была температура под сорок и болело горло. Это была ангина — инфекционное заболевание, которое достаточно легко лечится антибиотиками. Но если ее запустить, возможны тяжелые осложнения. Я объяснил родителям, что надо сделать. Но они, будучи неофитами, считали, что Бог должен исцелить их сына без лекарств…
Не стоит отказываться от предлагаемого лечения, считая, что Бог поможет и так.
Молиться о здоровье тоже можно
Молитва о здоровье очень важна. В Ветхом Завете есть рассказ о царе Асе, который, даже когда заболел, не обратился к Богу. Он стал искать помощи только у врачевателей. И Бог его за это покарал (2 Пар 16:12–13).
О здоровье мы молимся, как напрямую обращаясь к Богу — «Врачу душ и телес», так и через молитвенное заступничество святых — наших небесных друзей. Они, согласно Книге Откровения, находятся у Бога и молятся, просят за нас — по своей любви.
А мы можем попросить их. Богу это приятно, Он хочет, чтобы так было. Происходит объединение в единое тело Церкви земной с Церковью Небесной. В Боге, во Христе.
А еще есть информационный пост
Кое-что мы можем сделать для себя и сами. Живя в состоянии фонового стресса, желательно тренировать организм определенным образом. Заниматься спортом или физкультурой, ловить солнечные дни, гулять. Но все хорошо в меру. Не надо подсаживаться на адреналиновые развлечения и испытывать Бога.
Самому себе меру поста устанавливать не очень правильно, лучше согласовывать со священником. Перед постом неплохо пройти и медицинское обследование, это в идеале. Посмотреть, нет ли какого дисбаланса.
А еще всем советую информационный пост — от чтения противоречивых новостей пользы точно нет. Лучше молиться! Бегать, заниматься на турнике, делать добрые дела и молиться Иисусовой молитвой.
Священник Алексей Сергеев — клирик Санкт-Петербургской епархии, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий лечебно-диагностическим отделением детского санатория «Солнечное».