Безграничная любовь

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Паоло Веронезе. Моисей и горящий куст. XVI в.

Архимандрит Лев (Жилле; 1893–1980) — один из самых ярких и вдохновенных православных богословов ХХ века. Его размышления, вошедшие в выпущенную издательством «Никея» книгу «Безграничная любовь», так или иначе посвящены свидетельству о безграничной Любви Божией, словно огонь Неопалимой Купины непрестанно согревающей нас. Вживание в «огненные» образы и связанные с ними смыслы Священного Писания приводит нас вслед за автором, к встрече с животворящим «раскаленным милосердием Господним».

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам.   А они скажут мне: как Ему имя?

Что сказать мне им?

Исх 3:13

Неопалимая Купина — нечто большее, чем символ Божественной защиты, дарованной душе, снедаемой искушениями, большее, чем очищение души, обезображенной изъянами. Огонь, который горит, не растрачивая себя и не неся разрушение, выражает самую суть Бога — раскаленную любовь. Сейчас нам предстоит открыть, почему именно такое понимание Божественной любви, в отличие от многих других трактовок все той же любви, обладает уникальным значением.

Подобно Моисею, мы здесь стоим перед Купиной. Подобно Моисею, мы говорим Богу: «Скажи мне Твое имя. Каким именем я назову Тебя людям?» Каким же будет то Божественное имя, которое несет нам видение горы Хорив? Мы знаем, какое огромное значение придавали в древности (и в языческие, и в библейские времена) знанию Божественного имени. Узнать имя божества — значило, в некотором смысле, овладеть им, соучаствовать в его бытии и власти. Практика «Иисусовой молитвы» (постоянное призывание имени Иисуса) в Православной Церкви, мусульманская техника dhikr, или повторение Божественных свойств, термин «хозяин имени», baal shem, присваиваемый в иудейской традиции некоторым святым или мистикам, — все это свидетельствует о устойчивой жизнеспособности духовных путей, сосредоточенных на имени Господа. У Бога множество имен. У Него столько же имен, сколько бывает моментов, когда Он Сам являет Себя нам. Он всегда тот же и при этом всегда другой.

Но мы сами часто носим маску, мы привыкли надевать личины, когда заявляем, что поклоняемся Богу. Мы приближаемся к Нему не в своем настоящем виде, а такими, какими хотим, чтобы нас видели другие, какими хотим, чтобы нас видел Сам Бог.

Но такое состояние не будет подлинным, правдивым. Более того, мы часто почитаем Бога под тем именем, какое Ему не принадлежит. И в этом тоже нет подлинности. Нам стоит спросить себя — каждый раз, когда мы приближаемся к Богу, каждый раз, когда говорим с Ним, какой аспект Себя Он являет нам в этот момент. Тогда мы сами должны обратиться к Нему именно в этом Его аспекте, именно под этим Его именем.

В наше время в контексте «полемической» теологии или философии много разговоров о «смерти Бога». Это выражение совершенно абсурдно. Бог не умирает. Но бывает такое представление о Боге, которое умирает (и стоит порадоваться тому, что это так), а именно: представление о далеком Боге, метафорически восседающем на небесном престоле, раздающем своим творениям благословения или наказания. Трансцендентный правитель, до которого трудно достучаться.

Неопалимая купина в монастыре Святой Екатерины

Бог, к Которому мы устремляемся, Бог, Которого мы можем любить, это Бог, Который, конечно, нам трансцендентен, но Который при этом будет к нам ближе всего, оставаясь самой глубинной, самой внутренней реальностью, — одним словом, это Бог, Который есть любовь. Но разве под этим именем мы Его знаем? Разве под этим именем мы Его почитаем? Точность термина нередко оказывается крайне важной. Слово «Бог» стало сакральным благодаря очень долгой традиции, всеобщему использованию

слова и его литургическому звучанию. Это слово, это имя — сердце и сила для бесчисленных душ. Пренебречь этим — сродни богохульству. Речь идет не о том, чтобы сбросить его со счетов. Но это не может помешать нам заметить две вещи. Во-первых, слово «Бог», с этимологической и лингвистической точки зрения, лишено определенного и точного содержания. Оно обладает такой широтой, что порой может показаться просто пустым. Более того, это имя можно использовать механически, в рутине повседневности, его можно произнести как ничего не значащую формулу. С другой стороны, в определенные моменты, когда нам дарован особый опыт присутствия Бога, это столь всеохватное имя может показаться нам неадекватным, неспособным достаточно точно выразить тот божественный аспект, который был явлен нам именно в этот момент, именно в этих обстоятельствах. Тогда, скорее, чем сказать «Бог», или «Мой Бог», или «Ты, Кто еси Бог», или «Господь Бог», нам порой более подходящими покажутся слова: «Ты, Кто еси Красота», «Ты, Кто еси Истина», «Ты, Кто еси жизнь моя», «Ты, Кто еси свет мой», «Господь, Который есть сила моя», «Господь, Который есть прощение мое» и т. п. В некоторых обстоятельствах и для некоторых людей я бы посоветовал лучше воспользоваться такой индивидуальной, конкретной реальностью, чем абстрактным термином. Я думаю, что такая замена им может помочь.

Опасно полагать метафизические атрибуты на место живого и личного Бога, сводить Личность, или даже высшую Сверх-Личность к психологической или моральной сущности. Но никогда не стоит забывать о том, что мы можем почитать то же единое и вечное Бытие под тысячей разных имен.

Если мы верим, что Бог есть Любовь, если мы верим, что опыт Бога, в виде Любви, образует верховную реальность, то для нас будет естественно думать о Боге и говорить о Нем как о «Господине Любви» или просто как о «Господе-Любви». Это может поменять весь наш горизонт. И дело тут не в обожении субъективной идеи любви. Дело в обращенности к Возлюбленному, к Тому, Кто будет источником всякой любви.

Теперь давайте вернемся к Неопалимой Купине.

«Скажи мне Твое имя». «О, Любовь, Ты, Кто был давным-давно, в тот момент истории, и Кто есть сейчас, в этот момент моей собственной жизни, объясни мне Себя через этот знак, открой мне, в чем подлинное значение видения на Хориве». На вопрос Моисея Господь теперь дает ответ: «Я есмь Сущий (Яхве)». Но чем связан этот ответ «Я есмь» с Неопалимой Купиной? Точное значение этого слова «Яхве» было и остается предметом различных толкований. «Я есмь Яхве» может значить «Я есмь Тот, Кто существует», или «Я есмь Тот, Кто Я есмь», или, наоборот, «Я есмь Тот, Кем Я буду», или «Я есмь Тот, Кем Я хочу быть». Но у всех этих толкований есть общая основа. Все они относятся к идее бытия, и Бытия Божественного.

Гора Хорив (Синай)

И вот с тех пор как определение бытия Божьего было даровано на горе Хорив, в явлении Неопалимой Купины, библейский текст утверждает определенную связь между видением Купины и откровением Божьего имени. Историк, строгий исследователь Библии, может, конечно, оспорить такое толкование. Но я настаиваю на том, что в духовном плане оно правомерно. Такое совпадение видения и откровения Божественного имени выражает следующее сообщение:

«Ты спрашиваешь, какое у Меня имя. Я есмь Сущий.  Я есмь Бытие, которое ты видишь в бытии прямо сейчас. Взгляни на то, что пред тобой. Ты видишь Куст, который горит, не сгорая. Ты видишь огонь. Бытие, Каким Я являюсь, есть Бытие огня. Это пламя возглашает Мою любовь. Но взгляни повнимательнее. Мой огонь не разрушает. То, что он воспламеняет, он при этом очищает и претворяет в самого себя, делает частью себя. И мое пламя не нужно питать. Оно само себя поддерживает, само себя отдает. Я есмь Дар, который никогда не перестает себя дарить. Я есмь то, чем, как ты видел, Я был на горе Хорив. Мое бытие, Моя сущность (в этом я есмь Сущий, Яхве) совпадает с Моей любовью. Но любовь, которую Я ныне являю тебе в символе Неопалимой Купины, эта любовь столь безмерна, что она никогда не перестанет любить и гореть, столь безмерна, что ничто не сможет ее ограничить или прекратить. И Неопалимая Купина, и имя Яхве вместе обозначают Мою неисчерпаемую щедрость. Я есмь Безграничная Любовь».

Безграничная Любовь… Эти слова, только что произнесенные, мне бы хотелось сделать сердцевиной нашей сегодняшней встречи. Конечно, нам уже известно, что Бог есть Любовь. Но мне бы хотелось теперь вместе с вами поближе рассмотреть особое значение «Бога-Любви» как Безграничной Любви.

Любовь, которая потоком изливается из Бога, безгранична во времени. Она вечна, потому что вечен Господь-Любовь. Господь-Любовь любил всегда и всегда будет любить. Он любил, в Своем сердце, каждое бытие, неважно какое, одушевленное или нет, даже до того, как оно было сотворено как индивидуальное бытие (в его отличии от Божественного Бытия). Что такое творение?

Каждый акт творения — это акт любви.

Творение — это также акт, посредством которого то, что уже было в Боге внутренним объектом любви, становится отныне внешним объектом любви, получает от Бога собственное существование, становится способным войти с Богом в отношения, выражающиеся местоимениями «Я», «ты», «Ты».

Это моя личная история. Это ваша личная история. История каждого из нас — это история любви. Господь Любви возлюбил меня, меня самого, извечно, сначала внутри Себя, затем через миллионы предков, от которых я происхожу. Мое нынешнее существование — высшая точка раскрытия любви и благодати. И если я взгляну сейчас назад, на ход своей собственной жизни, то, с самых первых своих воспоминаний, я увижу там череду непрестанных Твоих щедрот, Господь Любви, которые я узнаю сейчас, даже если раньше мне казалось, что никакой любви в этом не было и нет.

Любовь безгранична в пространстве. Вы читали когда-нибудь 103-й псалом? В Православной Церкви его читают за богослужением каждый вечер, в самом начале Всенощной. Прочтите его внимательно. В нем пред нами предстает вся вселенная, горы и моря, ветра и штормы, дикие звери и скромные полевые животные, деревья и скалы. Целая космология, которая должна направить наше благочестие в русло, гораздо более широкое, чем просто «частные» отношения с Богом. Все, что нам нужно сделать, это просто дать себя унести мощному потоку Безграничной Любви, тому импульсу, тому движению всей природы, которая, по святому апостолу Павлу, жаждет освобождения «от рабства тлению» (Рим 8:21), от последствий первородного греха. И все же нужно хранить трезвенность, чтобы восхождение человека к Богу не затмило для нас нисхождения Бога к человеку.

Возьмите в руку цветок, возьмите камень. Поразмышляйте над ними, но не с научной точки зрения ботаника или геолога, а в духовном плане. Каждый из них — итог эволюции, движения мира к тому Христу, Который, как говорит апостол Павел, будет «всё во всем» (1 Кор 15:28). Но они не просто знаки Любви, устремленной к вершинам. Они также знаки Любви,  приходящей к нам, являющей себя нам, отдающей себя нам, подходящей все ближе и ближе. Взгляните на божественную красоту в былинке травы, в листке дерева, в ветке. Разглядите дар в запахе, в цвете. Давайте впишем духовную жизнь каждого из нас в жизнь вселенной. Давайте признаем в каждом творении веяние Божественной любви, направленное на него, и только на него. Господь Любовь возлюбил каждую песчинку, каждый камень, каждый листик, каждый куст, каждое животное.

В нашем единении со всем этим, во вхождении в великий поток, поднимающий и опускающий воды любви, в почитании Бога и в благодарении Ему от имени природы (которая бессловесна) — и будет космическое благочестие. Это наш ответ на Безграничную Любовь.

Вы любите Солнце? Вы любите звезды? Вы любите галактики? Вы благодарите Бога за их сотворение и за то, что они есть? Входите ли вы в Божественную любовь ко всему сущему? Это не так просто. Любите ли вы змей? Но даже если нас укусила змея, мы должны суметь полюбить ее, даже тогда, когда она нас кусает, потому что змея не виновата, она просто подчиняется велению инстинкта. Змея, как и вся природа, стала жертвой первородного греха, но Господь Любовь не перестает ее любить.

Даже самый прекрасный цветок завянет и умрет. Это напоминает о проблемах умирания и конца сущего, зла и смерти, страдания и греха. Все это факты. Яростная борьба все время ведется против Безграничной Любви. Мы вернемся к этой теме. Но Любовь — это шквалистый ветер, это ураган, распахивающий окна и разбивающий стекла; она переворачивает с ног на голову наши предвзятые идеи, она разбивает алавастровый сосуд, чтобы миро могло разлиться, она за пределами закона, за пределами и выше того, что мы зовем «моралью» или «религией». Любовь побеждает даже саму смерть. Все препятствия сметены Безграничной Любовью.

Теперь, больше не откладывая на потом, я коснусь двух важных вопросов, которые, должно быть, вас уже тревожат. Я до сих пор ничего не сказал о личности Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Неужели смиренная, кроткая фигура евангельского Христа потерялась в океане Безграничной Любви? Зачем было прибегать к трансцендентной концепции Любви, если, в итоге, именно через Любовь Бог-ставший-человеком вступил на нашу земную тропу? Да поможет нам Бог не забыть о том, что Он есть спасающая Любовь.

Я верую и исповедую, что Иисус был и остается человеческим обликом Безграничной Любви, что именно в Нем живет полнота божественности, а значит, и полнота Любви. Но дерзну добавить, что теперь нам придется рискнуть отправиться «дальше Иисуса».

Стоит сразу оговориться, что я под этим имею в виду. В каком-то смысле никакое «дальше Иисуса» просто невозможно, ведь именно Иисус принес в мир Бесконечность и Совершенство. Но в каком-то смысле можно пойти и «дальше Иисуса», если понимать под этим возможность пойти дальше исторической фигуры Иисуса, чтобы прикоснуться к Вечному Христу. Во всем, что Иисус говорил и совершал на людях, мы должны открыть, вычленить «то, что было внутри Иисуса», внутреннего Иисуса, Его Божественную сущность. Эта Божественная сущность не ограничивалась Его личностью. Сам Иисус молился Богу. В наших размышлениях над Бесконечной Любовью мы попытаемся коснуться того, что было живым источником в душе Самого Спасителя.

Мамврийский дуб. Хеврон, Израиль

И второго вопроса мне придется коснуться, на этот раз затрагивающего проблему межличностных отношений в сердцевине «Бога-Любви». Как можем мы говорить о Безграничной Любви, не прикоснувшись к тайне Святой Троицы, трех ангелов, сидящих за столом у Авраама, под Мамврийским дубом? Как можем мы пройти мимо различий между Отцом, Его Сыном и Святым Духом? Упомяну лишь, что мощь и глубина этой тайны такова, что я предпочел бы лучше ничего об этом не говорить, чем коснуться этого вопроса кратко и поверхностно. Что тут следует подчеркнуть, так это тот факт, что Безграничная Любовь — общая у всех Троих. Вы сами можете дальше углубиться в это понятие Безграничной Любви. Вы можете проследить, что понимается под Любящим, под Любимым; под «Любящим взаимно» и «Любимым взаимно», в той же самой Любви. Вы можете поразмышлять над земными аналогиями к темам отданной любви, полученной любви, разделенной любви (и здесь нам очень поможет роль Третьего в отношении к паре). По этой дорожке вы можете подойти поближе к тайне Мамврийского дуба, ведь это все та же тайна Неопалимой Купины, просто выраженная в иной форме. Но не этим мне хочется заняться здесь.

Моей задачей было показать, что пламя Неопалимой Купины представляет собой фундаментальную связь, которая есть тайна вселенной; живая, конкретная, сугубо личностная Любовь, которая включает в себя всех людей, всех животных, все растения, все минералы, все планеты, все пространство, и все сотворенное, то, о чем мы даже не знаем. В словах Данте о том, что любовь «движет солнце и светила», она явлена нам всем. Итак, мы знаем теперь, как нам называть Бога, если мы хотим приблизиться к пониманию Его сути.

Бог есть Безграничная Любовь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle