Юной Девушке явился ангел и принёс самую важную весть в истории мира — что от Неё родится в мир Спаситель, а история мира изменилась навсегда.
Но если бы мы могли поговорить с юной Марией, посмотреть, как Она живёт, — вряд ли нам понравилось бы увиденное. Ну, представьте себе жизнь без электричества, без горячей воды, без бензина, без газа, без лекарств, без всеобщей грамотности, но под оккупацией, когда враги отбирают силой всё сколько-нибудь ценное.
О том, что это был за режим, хорошо говорит тот факт, что буквально через несколько месяцев после Благовещения солдаты по приказу римского ставленника Ирода перебили всех маленьких детей в Вифлееме. Просто потому, что был такой приказ, а солдаты выполняют приказы. И никто не мог этому противостоять, и никто не мог даже этого объяснить.
Но Мария уже сказала Богу: «Да будет мне по слову Твоему» — и для Неё всё стало иначе. Она была уже не здесь, не в этом зверском мире. Нищета, труды, тревоги больше не могли Её достать, Её волновало уже совсем другое: как исполнить волю Божию. И в этом Она находила утешение в трудные времена, куда более трудные, чем у нас сейчас.
Вера действительно утешает, хотя это и не всегда очевидно. Психологи много говорят о поиске опоры внутри собственной личности — и вера даёт эту опору. Духовное не равно социальному, оно больше социального — и потому праведник утешается в бедах. Он радуется хорошей молитве, и новому смыслу, открывшемуся в знакомом отрывке Писания, — и его меньше трогает нехватка денег.
В эти дни, когда мир охвачен тревогой и ожиданием бедствий, мы не можем на это повлиять. Но мы можем попытаться найти утешение в Источнике, который не иссякнет.
У нас всегда останется Господь. У нас всегда останется покаяние, останется Писание, и всегда останется место для милосердия. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорит Господь. Это сложно понять. Но трудные времена можно пережить, если есть дело, которое больше, чем необходимость пережить трудные времена.
Психолог Виктор Франкл в фашистском концлагере думал о своих будущих книгах — и выжил, и написал их. Иосиф Бродский в советской психушке сочинял стихи и не сошёл с ума. Иосиф и Мария были фактически беглыми преступниками в эпоху, когда людей публично распинали на крестах, — но им было ради чего справляться, и они справились.
И пусть лично к каждому из нас не приходит архангел Гавриил — но человечество в целом уже услышало Благую Весть. А значит, любой может стать свободным.