Субъективно самое важное для меня в христианстве — это Бог, Который одновременно человек.
Не кажется человеком, не изображает человека, не временно захватил человеческое тело как вирус или как бес, а именно целиком и полностью человеком стал.
Нет, мне не особенно интересно интеллектуальное осмысление Богочеловечества: богословские тезисы и выводы из них вызывают у меня не душевный подъем, а зевоту. Может, я просто не дорос, но сам факт непосредственного участия Бога в событии кажется мне достаточным, чтобы более не пытаться избегать логических противоречий. Бог логике людей подчиняться не обязан, а значит, надо просто принять, как есть: нелогично, противоречиво, абсурдно.
Но у меня вся жизнь такая, нелогичная, я привык и мне проще.
Так вот Бог, ставший человеком, мне важен по очень простой причине: это Бог, Который понимает меня.
Трансцендентный Абсолют, каким бы Он ни был Всемогущим, на меня слишком не похож и слишком больше меня, чтобы я мог хоть как-то с Ним соотнестись. Я могу Его бояться, но я не могу Его любить, и тем более я не могу на Него надеяться. Не с чего мне предполагать, что Абсолютному Абсолюту может быть дело до меня. Я могу озвучить такой тезис, но мне не хватит наглости в него поверить.
А вот Бог, Который человек, — это совсем другое дело.
Он меня понимает.
И потому для меня событие Богоявления очень важно, и важны тридцать лет молчания Христа от Рождества до Крещения. Потому что пусть Христос и родился с обилием чудес и знамений — но потом Он тихо и незаметно жил тридцать лет.
А так как Бог ничего не делает просто так, значит, Он и это сделал зачем-то.
И думаю я — Он это сделал, просто чтобы понять, пережить на собственном опыте, что такое быть человеком.
Я повторяю, это не богословский тезис и не надо с ним спорить. Мне просто кажется, что это очень красиво и очень о Нем. О том, как Он нас любит.
Потому что Он жил как мы. Он знает, что такое обнимать маму и помогать отцу, изучать ребенком расширяющийся мир улицу за улицей, что такое друзья, что такое горечь потери, что такое голод и холод, как чувствует себя взрослеющий человек, и что он чувствует, когда узнает, что все люди, и сам Он — все умрут.
Он знает, что такое работать и зарабатывать, и каково учиться читать и писать, Ему наверняка случалось не выспаться, и Он пил вино. Возможно, Ему случалось поссориться, разочароваться.
Христос как человек, как Иисус, сын Иосифа, все о людях прекрасно понимал — какие мы и как мы устроены. И решение идти спасать нас Он принимал, как сейчас говорят, полностью информированно, полностью добровольно и полностью бескорыстно. И прекрасно понимал цену и Свои земные перспективы.
И все равно пошел на все, что было дальше.
А значит, и я не могу отказаться от этого мира. Не могу сказать, что люди настолько плохи, да и сам я не лучше прочих, что ничего уже не исправить.
Он знает нас, и Он верит в нас, и хочет, чтобы и мы верили. Верили и шли как Он — с хорошим пониманием плохих перспектив ради тех, кого любишь.
И как бы ни было плохо — Он прошел этот путь и обещал помочь остальным.