Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Была ли царская семья идеальной?

Во второй статье, посвященной царской семье,  речь идет о роли Церкви, Григория Распутина и Матильды Кшесинской в жизни Николая II и судьбе страны.

Распутин с императрицей, её детьми и гувернанткой. Царское Село. 1908 год

Распутин — злой гений семьи Романовых?

«…Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ.». Эту запись в дневнике Николая II  от 1 ноября 1905 года цитировали много и часто. История отношений царской семьи с Распутиным оборвалась 17 декабря 1916 года в день его убийства.

11 лет этот мужчина то ли спасал царскую семью, то ли наоборот вел ее и страну к погибели. До сих пор  непонятно, кем же на самом деле был Григорий Распутин. С одной стороны, писал с ошибками и  отличался неразборчивостью в интимных отношениях, вмешивался в дела Церкви и империи, выдавал себя за подвижника, но сам прекрасно знал и цену деньгам и цену своего влияния.

С другой –  он сделал для спокойствия Александры Федоровны как матери больше, чем кто бы то ни было из ее окружения; был далеко не глуп, хотел спасти Россию от участия в Первой мировой войне, производил сильное впечатление на тех, кто его видел.

Хороший актер, отличный психолог.  Он скорее играл неграмотного простеца из народа, чем был им. Зинаида Гиппиус  дала великолепное объяснение, почему Распутин юродствовал при дворе и в салонах.[1]

Николай II и особенно Александра Федоровна приняли этот образ за подлинный и простонародный, поэтому никакая критика на них не действовала.

Императрица верила в Распутина, как раньше верила в «месье Филиппа»  — шарлатана и последователя Папюса,  предсказавшего ей наследника. Верила так сильно, что даже ложная беременность не открыла ей глаза на предшественника Распутина. Вот отрывок из ее письма Николаю II от 10 июня 1915 года: «Они (министры-А.З.) должны слышать твой голос и видеть неудовольствие в твоих глазах. Они слишком привыкли к твоей мягкой, всепрощающей доброте… Они должны выучиться дрожать перед тобой. Ты помнишь,  Mr. Ph и Гр говорили тоже самое»[2]. Здесь интересно не только упоминание двух неоднозначных людей, авторитетных для семьи Романовых, но и то, что Александра Федоровна дает мужу советы по управлению государством, то есть активно занимается политикой. Получается, что влияние Распутина на политику Российской империи было огромным. Он был непререкаемым авторитетом для единственного человека, который мог что-то требовать от Николая II.

Император находился под постоянным давлением со стороны более властной и твердой супруги, хотя сам относился к Распутину весьма сдержано и виделся с ним нечасто.

Впрочем, вернемся к Распутину. Вряд ли он был «святым чертом», совсем точно он не был любовником императрицы. Он просто был слишком умен, чтобы вступать в такие связи. Он был для императрицы и ее дочерей (в меньшей степени) духовным наставником. Он смог дать им то, что не могли дать православные священники и епископы.

Обилие странных духовных учителей при императорском дворе – свидетельство глубочайшего кризиса Церкви, которая даже для царя  превратилась в некое ведомство духовных услуг. Распутин не был злым гением царской семьи. Он просто стал «представителем народа» в глазах императрицы и высшего света, за что и был убит.  Во всяком случае, такие слухи ходили в народе в конце 1916 – начале 1917 года: «Конечно, стоило мужику дойти до царя – и аристократы его убили». Это мнение было чрезвычайно распространено в среде простого народа и подпитывало ненависть к высшим классам, которой суждено было вскоре прорваться»[3]

Реальный Распутин еще при жизни стал жертвой мифа о всесильном Распутине. Реальный сибирский крестьянин не был ни исчадием ада, ни святым. Просто удачливый и хитрый мужчина, который смог влиять на царей и пользоваться этим. Российскую империю только он в одиночку не погубил.

 

Николай II и Александра Федоровна — идеал христианской семьи?

В последние годы можно найти множество книг и брошюр, в которых царскую семью изображают идеальными христианами. Если говорить о Николае II, то он действительно идеальный в смысле типичности христианин начала ХХ века.

К Церкви он относится как к духовному министерству, к иерархам как к своим подчиненным. В 1903 году Николай II лично добился канонизации Серафима Саровского. На робкие процедурные возражения Синода императрица сказала: «Государь может все». Собственно, в это Николай II и верил – в абсолютное самодержавие. Вот только реальность постоянно испытывала эти убеждения на прочность. Те, кто знал императора, часто говорили о том, что он был фаталистом и человеком, готовым пострадать за Россию и монархию. Несколько раз он отказывал православным епископам в созыве Поместного собора.

Существует апокриф, что император готов был передать престол наследнику, сам стать патриархом. Якобы епископы промолчали в ответ на это необычное предложение, и император утратил к ним всяческое доверие.

Это очень показательная легенда. До своего ареста царская семья видела в Церкви лишь один из институтов, с помощью которого можно укрепить институт царской власти. Лучше всего отношение народа к Церкви в начале ХХ века сформулировал Василий Розанов: «Если храм обернут ко мне так официально, то пусть уже не взыщут, что и я его не держу у себя около сердца, у себя за пазухой. Я ему не тепел, и он мне не тепел».  Николай II не держал православие возле сердца.

Зато Александра Федоровна, по воспоминаниям почти всех современников, была очень религиозным человеком. Долго готовилась к переходу в православие, приняла его, молилась сперва о даровании наследника, а затем о его здоровье. Вот только в качестве духовных наставников выбирала людей странных. Французский «доктор» без медицинского образования «месье Филипп», Григорий Распутин, несколько юродивых. Все это люди, которых сложно назвать «традиционными верующими». Если добавить к этому склонность Александры Федоровны к экзальтации, то перед нами предстает совсем не портрет идеальной христианки.  В письмах Александры Федоровны много цитат из Григория Распутина, который фактически был для нее главным представителем православия. Впрочем, это не вина императрицы. Григорий Распутин смог ей внушить, что в состоянии облегчать страдания  есаревича Алексея. Сложно упрекнуть мать тяжелобольного ребенка в том, что она после этого считала Распутина «святым».

Николай и Матильда. Как это было на самом деле

 

Неизвестно, спал ли наследник престола с балериной. В воспоминаниях Кшесинской  можно найти отрывки, которые  можно истолковать как доказательство близости Николая II и Матильды Феликсовны: «Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают»[4]. Роман с Николаем Александровичем  был бурным и продолжался до 1894 года. В своих воспоминаниях Матильда Феликсовна пишет, что «Ники» рассказывал ей о своей любви к «Аликс» (будущей императрице Александре Федоровне –А.З.). Молодые люди могли беседовать ночи напролет, при этом наследник дарил Матильде дорогие подарки.

С другой стороны, есть запись в недавно опубликованном дневнике балерины о том, что Николай Александрович  не захотел вступать с ней в интимные отношения:

«Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала — так он был ласков. Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор.

Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.

Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.

Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет»[5].

Какому из этих источников верить, судить читателю. Отмечу только, что на святость Николая II и на его семейную жизнь ни тот, ни другой вариант ответа не влияет. Из дневника Александры Федоровны известно, что она знала про историю с Матильдой Кшесинской и была поражена доверием Николая II. Это доверие и откровенность царская семья сохранила на протяжении всей своей жизни. При всех трудностях, Николай и Александра, безусловно, любили друг друга до конца своих дней и были счастливы в частной  жизни. К сожалению, семейное счастье – слишком большая роскошь для королей.

 

 

 

 

[1] «Распутин  смекнул  остро, чем  держится  и  что  ценится.  С  гениальным  тактом  юродствует,  темнит  свои  прорицания,  подчеркивает  “народную”, “мужичью”  святость. Да  особой хитрости,  тонкости  и  не  требовалось.  Среда,  в  которую  он попал,  была  ведь  тоже  по-своему  некультурна  и  невежественна.  Шелковая  русская  рубаха  Распутина  —  это  для  нее  убедительно,  умилительно,  а  попробуй  он  надеть  дешевенький  пиджак,  заговори  он  человечьим  языком  (отлично  знал его,  понатершись),  назови  кого-нибудь  на  “вы”,  а  царя  и царицу  не  “папой  с  мамой”  —  еще  неизвестно,  чем  бы  обернулось». Григорий  Распутин.  Сборник  исторических  материалов.  Т.  4.  С.  10.

 

[2] Письма императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю II. Берлин, «Слово», 1922, Т.1, С. 117.  Существуют определенные сомнения в  объективности этого издания, но основные претензии касаются обычно качества перевода  писем с английского оригинала и  пропуска ответов Николая II. Тем не менее, во многих работах,  посвященных семье Романовых, это издание  активно цитируется.

[3] Дуглас Смит. Григорий Распутин и начало первой мировой войны. Июнь1914// Историческая неизбежность? Ключевые события русской революции. М.: «Альпина Паблишер», 1917.

[4] Кшесинская М.Ф. Воспоминания. Цитирую по электронной версии книги. 6.11.17. источник доступен по ссылке https://royallib.com/book/kshesinskaya_matilda/vospominaniya.html

[5] Интимный дневник Матильды Кшесинской. Запись от 8 января 1893 года. http://www.mk.ru/social/2017/03/23/kulminaciya-romana-nikolaya-i-matildy-kshesinskoy-poslednyaya-chast-dnevnika-baleriny.html