Чему нас может научить Матерь Божья?

Священник Константин Камышанов

Клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани. Архитектор.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Проповедь на начало Успенского поста

Владимирская икона Божьей Матери

Дети учатся у матери. Мы — дети Церкви —  учимся у Божией Матери. Любой христианин знает, что главное, чему нам нужно научиться у Богородицы, — это смирение. Все много раз слышали про это смирение, но мало кто знает, что это такое.

Мирской человек судит по-мирски, а духовный по-духовному. По-мирски, смирение — это когда тебе делают плохо или унижают, а ты терпишь. И поскольку ошибочно основание, ошибочен и результат. Такое смирение враз закачивается взрывом. Человек копит в себе боль и обиду. Постепенно давление внутри души увеличивается, достигает критического уровня и человек взрывается и выплескивает обиды вон, потому что жить в таком угаре нельзя. И он прав. Так жить нельзя. И терпение — это не смирение

Смирение от слова «мир». Этот мир то и дело упоминается в церковных молитвах. Особенно выразительно мир призывается на молящихся во время службы, когда священник поворачивается лицом к народу, осенят его крестом и пропевает:

– Мир всем!

И это совсем не означает призыва к сугубому терпению. Это он посылает благословение иметь мир с Богом и ближними.

Призыв к миру слышится и в Нагорной проповеди Христа:

– Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

Итак, смирение как производное мира имеет своей природой добрые отношения с людьми и Богом.

Что такое мир с Богом?

Толгская икона Божьей Матери

Злой душе Бог кажется злым, мстительным и строгим.

Доброй душе — Он кажется добрым, кротким и милосердным.

Каждая душа слышит Бога, если она того хочет. Бога искать не надо. Он всегда рядом. Он всегда готов к разговору. Он все видит. Остается просто удивляться, как человек, знающий Бога, может так помрачаться умом, чтобы не понимать того, что Бог видит твое воровство, блуд, злость, подлость, хамство, самолюбие и жестокость. Ведь ты знаешь, что Бог смотрит на тебя, как же ты можешь такое вытворять?

Вытворяют самые чудовищные вещи. Ты умен и хитер, и народ не знает о твоих проделках. Но Бог-то видит. И у тебя нет мира с Богом. И душа начинает унывать. Злобно дрожать. Потому что когда она затворяется от Бога, благодать перестает поступать в сердце и на нем делается холод, сухость. Вместе с ними приходит бессилие и тоска. Затем приходит страх. Грешная душа боится Бога и ждет отмщения отовсюду. И делается немирной. Непокорной Богу. Злой и отчаянной.

А душа чистая видит Бога в добром виде. Все мы не без греха. Но когда Бог и человек взаимно любят друг друга, приходит мир с Богом. Любящий человек старается очистить себя от греха. А любящий Бог омывает душу от всякой грешной мелочи.

И страх Божий любящей души не убивает душу. Бог велик, могуч и всесилен. С Его любовью ничто не может сравниться. Как с таким равняться? Можно только с почтением и трепетом взирать на нашего прекрасного Небесного Отца и любить Его, сколько хватает сил.

И тогда приходит мир с Богом. Это несравненное чувство знает каждый христианин. Оно не выводится из других чувств, как не выводятся краски спектра одна из другой. Мир в душе дает ей фундамент. Невероятное ощущение того, что все Бог устроил хорошо и все находится на своих местах, независимо ни от чего:

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим 8:35, 37).

Мир с Богом — самое драгоценное сокровище души. И вот Успенским постом церковь предлагает нам обрести этот мир, так, как Его обрела Божия Матерь. Она во всем была послушна Богу и всегда была рядом с Ним.

Духовная часть поста — это только его половина.

Вторая слагаемая подражания Божией Матери заключается в подражании ее материальному служению. Она ходила вместе с апостолами за Христом и служила им, как служат все женщины: готовила, стирала, хранила, шила, чистила и делала все то, что требовалось общине.

Наше служение также не должно принимать гротескные формы. Смиренное служение не означает того, что пьянице нужно поднести стакан, потакать блуду или иному греху. Служить-то служить, но служить в духе Господа. И делать только то, что подвигает людей к добру и Богу. Налить стакан алкоголику и терпеть от дебошира семейные побои к добру и Богу не ведут, и потому такой пост не угоден Богу. Смирение Богу — это не смирение ко греху. Это смирение к благу.

Мир Божий в сердце — основа жизни в Боге

Многие жалуются: «Трудно молиться, внимание на молитве рассеивается, молитва не идет». И правильно, что не идет. Прежде чем начать молиться, на сердце должна прийти теплота и благодать Святого Духа. Она приходит только в чистое сердце. А когда Бог почивает на сердце человека, то молитва не то что не может быть пропущена, она становится желанна больше всякой другой сладости. Когда на сердце Бог, душа желает вкушать только слово Божие и молитва не то что легка, а молитвой не насытишься.

То же самое с умом. Когда дух мирен, тогда принимаются единственно правильные решения. А душа мятежная, самолюбивая и злая всегда ошибается. Ум, согретый благодатью, необыкновенно силен и красив.

Такие плоды приносит настоящее смирение в Боге. И Бог учит нас благу, не потому что ему нужно смирение, а потому что желает нам добра и жизни вместе с ним. Смирение – не самодостаточная вещь. Это только инструмент, позволяющий обрести Бога.

Несмотря на то что существует предание о житии Божией Матери, мы все-таки очень мало знаем о ней. О том, как она проводила будни, как молилась, как любила людей и как служила людям, как смотрела, как говорила. Но все это с лихвой возмещается нам сообщением ее духа поверх ума и зрения. Когда мы молимся нашей милой Матери, то ее дух в молитве сообщает нам верное устроение ее сердца. И через эту благодать мы понимаем, как выглядит сердце, которое носит Бога.

При всей своей разнице иконы Божией Матери также несут какую-то общую особенность ее характера. Вглядываясь в ее иконный лик, душа через созерцание проникается смирением Богородицы и сердце учится быть в духе божественной любви.

Таким образом, Успенский пост — это удержание духа в мире и любви посредством того опыта, который мы приобретаем в молитве и созерцании образа Божией Матери.

Проповедь проповедью, все такое возвышенное, прекрасное и… неприкладное, а делать-то что? Как Богу угодить, как найти Божественную любовь и мир и с чего они начинаются, для нас, простых, мирских людей?

С чего начинаются жизнь в Боге и блаженство?

Самая первая ступень мир и прощение. Прощение — это вообще нижний порог христианства. Без прощения нет Божьего человека, нет веры, нет представления о Боге и мире. Без прощения – ад.

Затем идет мир. Не уступчивость, а мир Христа ради, ради Его правды и в Его духе. Тут приходит первая весна благодати.

А расцветает мирянин великодушием и щедростью.

Ну а про разговор и тайную беседу с Богом и речи нет. Без беседы с Отцом Небесным и жизни нет. Без Бога мы — овощи. А с Богом — сыновья Его, в простом зраке, партизаны неба и возлюбленные братья ангелов.

С этой минуты начинается бездна мирского счастья. И мы понимаем, что оно началось с того особенного мира с Богом, который первой нашла Божия Матерь, за что ей честь и слава, и поклонение, и всегдашняя благодарность и молитва.

Аминь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle