Четыре фильма о том, как найти себя, — особенно если в тебя кто-то верит

Анна Ершова

Журналист, редактор.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Призывы «познать себя» чаще всего мы слышим из популярных интернет-ресурсов, обещающих сделать это за пять шагов. Тем не менее идти к себе настоящему по-прежнему остается целью любого сознательного человека и, в первую очередь, христианина. «Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога», — говорит раннехристианский мыслитель Климент Александрийский.

Герои фильмов сегодняшнего обзора, возможно, далеки от богопознания, но к себе самим они явно сделали несколько больших шагов.

«Ангел-А», Франция, режиссер Люк Бессон, 2005, 16+

Да, таких фильмов — когда на Землю в помощь какому-то чудаку спускается ангел, и нередко в еще более чудаковатом виде, — немало. Лучший тут, пожалуй, «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры. Но и этот неглупый фильм, изысканно снятый на черно-белую пленку, стоит посмотреть.

Кадр из фильма «Ангел-А», режиссер Люк Бессон

«Но однажды в мою жизнь вошел ангел, который открыл мне глаза. Как хорошо с распахнутыми глазами! Сейчас я могу смотреть, как встает солнце. Как постепенно гаснут огоньки ночного города. Я все это вижу… благодаря ей. Потому что она любила меня таким, какой я есть. Несмотря на то, что я всегда был ничтожеством», — вот так «прозревает» мелкий парижский аферист в искреннем исполнении Жамеля Деббуза, и это так трогает!

Интересно, что, кроме прочего, в фильме показан образ идеальной женщины. Мечты любого парня. Сногсшибательная красотка в теле проститутки, но умная и высоконравственная. Отвечает всё время «окей» или молчит, когда велят молчать. А самое главное — у нее нет прошлого. Она говорит: «Я это ты». Она нацелена только на него. Они говорят только о нем. Она видит в нем то лучшее, чего даже он сам в себе не видит. Говорю же, мечта!

Но вернемся к нашей основной идее: если в тебя кто-то верит, будь ты даже таким мелким (во всех смыслах) ничтожеством, у тебя есть шанс!


«Yesterday», Великобритания, США, режиссеры Дэнни Бойл и Ричард Кертис, 2019, 16+

Не буду пересказывать сюжет — вполне достойный, кстати, пересказа: в меру забавный, в меру поучительный. Поговорим о главном герое — простом дворовом музыканте Джеке, которого любят слушать лишь его друзья. И, опять же, только одна его подруга — и по совместительству продюсер — верит в него, верит в то, что он может прославиться.

Кадр из фильма Yesterday, режиссеры Дэнни Бойл и Ричард Кёртис

И Джек Малик действительно становится знаменитым — но совсем не так, как предполагала Элли. И потому в его самую решающую гастрольную поездку она не едет с ним. Да и вообще всё идет как-то не так, не по-человечески. Только Джек и еще несколько посторонних людей знают, что эту музыку он украл. Элли не хочет с ним переспать «просто так», за несколько часов случайной встречи, потому что она хочет большего. Большего — от их отношений и от него самого. И ничего, что этим «большим» оказывается не мировая слава, а работа в местной школе с ребятишками.

Элли верила в него, а не в то, что напридумывали про него другие люди, да и он сам.

«Только представь!», Польша Португалия Франция Великобритания, режиссер Анджей Якимовский, 2012, 12+

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39): чтобы поверить в другого, надо сначала поверить в себя. У Святых Отцов часто встречается понятие «дерзновение». Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми». Почему же? Кронштадтский пастырь в проповедях отвечал: «Потому что нет у людей дерзновения».

Апостол Петр имел дерзновение пойти к Учителю по воде. Поверил в себя, что он сможет это сделать. Ведь когда веришь в себя (читай: в образ Божий внутри себя, в поддержку Христову твоей человеческой немощи), ты будто обретаешь сверхспособности. Не готовясь к выступлению, вдруг говоришь вдохновенно, как по писаному. Или идешь по воде. Или переходишь дорогу, будучи незрячим и без белой трости.

Кадр из фильма «Только представь!», режиссер Анджей Якимовский

Удивительный фильм, снятый в таком ракурсе, как «видит» слепой, то есть на расстоянии того, что он может слышать и обонять. Кадры будто обрезаны, и прекрасный Лиссабон, в котором происходит действие, оказывается «где-то там». Удивительный герой, который постоянно ходит с заклеенным лбом и поцарапанным лицом: за дерзновение может и «прилететь». У героя, оказывается, есть прототип — чернокожий незрячий подросток, который научился жить без ограничений, ему и посвящен фильм. Удивительный выбор других людей — «а так можно было?» — выйти из своей закрытой комнаты и поверить в то, что можно только представить.

Реально ли то, во что мы верим? Или это существует только в нашем воображении? Вопрос всех верующих. Вопрос засомневавшегося Петра, который начал тонуть.

«Мой Аттила Марсель», Франция, режиссер Сильвен Шомэ, 2013, 16+

В этом фильме главный герой не слепой, а немой. Но он тоже учится видеть. Видеть свое прошлое. Поверить в себя ему помогает не прекрасная возлюбленная, а странненькая соседка сверху. Гийом Гуи в роли тридцатилетнего музыканта, застрявшего в своем травматичном детстве. Трогательное и милое французское кино с внимательным к деталям музыкальным треком. Легкая улыбка режиссера над «травмой детства», которая при рассмотрении оказывается как будто не такой и травмирующей.

Кадр из фильма «Мой Аттила Марсель», режиссер Сильвен Шомэ

Всмотрись внимательнее, всё может оказаться не тем, чем тебе кажется. Загляни в себя, признай себя — и живи настоящей, своей жизнью.

А закончу обзор словами протоиерея Александра Меня:

«Это не роскошь, это острая жизненная необходимость. Потому что если человек сегодня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век грядущий будут последними в многотысячелетней истории людей».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle