Четыре короткометражных фильма на темы, которые не принято обсуждать

Света Ибатуллина

Режиссер независимого кино, автор. 

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Как часто бывает, посмотрев афишу фильма, прочитав описание, увидев формат или страну производства, мы делаем выводы: «мрачное кино», «артхаусная короткометражка» или «очередная российская драма». Когда в одной картине сходятся сразу два фактора, редкий зритель дойдет до трейлера. А до просмотра фильма – единицы. Тем самым лишая себя возможности увидеть по-настоящему качественное кино.

Несмотря на тяжелые, табуированные в обществе темы, которые лежат в основе сюжетов, эти картины даруют надежду и желание жить.

Режиссеры избегают мрачной подачи и жестких сцен, они как будто даже не называют вещи своими именами. Вместо этого в художественной форме держат фокус на том, что даже в самой тяжелой ситуации есть светлая сторона. За нее авторы и цепляются и тянут историю, пока не наступает освобождение. Для героев. И для зрителей.

Возвращение Эркина (2015, реж. Мария Гуськова).

Сюжет фильма анонсируется так: «Картина рассказывает о судьбе жителя киргизской глубинки, вернувшегося в родное село после отбывания тюремного срока за убийство земляка».

На деле повествование начинается со знакомства с героем — невысоким, худым мужчиной средних лет, который выходит из места заключения. Никаких подробностей о содеянном. Размеренный темп картины погружает зрителя в историю и ведет за героем по местам, где его не было много лет. Одна из первых реплик главного героя, которая звучит в фильме: «Простите, я не хотел».

«Возвращение Эркина» — это картина-размышление на тему прощения. Герой, казалось бы, совершил самое страшное преступление — лишил жизни другого человека, но даже в таком как будто однозначном вопросе авторы ищут и находят аргументы в защиту Эркина.

Фильм стал участником и призером десятка российских и зарубежных кинофестивалей, в том числе «Кинотавра», и конкурса студенческих фильмов Каннского кинофестиваля.

Данька (2018, реж. Юрий Морозов)

«А друзей разве дарить можно?» — фильм анонсируется как картина о ценности дружбы, а на самом деле это только одна из тем, затронутая авторами. И это само по себе уже большая редкость: много ли снимается фильмов сегодня о дружбе, тем более о детской дружбе?

«Данька» — тот тип кино, где не нужно пытаться разгадать историю. Дело здесь не в сюжете, а в размышлениях, к которым авторы подводят зрителя. Основная тема картины очень сложная, неоднозначная, авторы показывают ее со стороны всех задействованных лиц, со стороны и будучи на стороне каждого героя, которого она касается. И это понимание приходит только в финале. И это и дарует освобождение — особенно той стороне, которую приятно считать виноватой.

В «Даньке», как и в предыдущем фильме, хочется не верить описанию картины, оно скорее носит информативную функцию. Сам фильм намного глубже и сильнее и словно совсем о другом.

Одну из главных ролей в картине сыграл Александр Ф. Скляр.

Дима. Дорогой Бох! (2018, реж.Света Ибатуллина)

Фильм основан на реальной истории и посвящается памяти Димы Рогачева — мальчика, чьим именем назван Национальный медицинский исследовательский центр детской онкологии.

Слова в синопсисе «онкология», «химиотерапия», «рак», «последний шанс» желания смотреть фильм не добавляют. Но это обманка — в картине, вопреки ожиданиям, нет тяжелых, мрачных кадров, не звучат медицинские термины. Это не фильм-«пугалка», а художественная, светлая история с элементами сказки. Авторы рассказывают подлинную историю мальчика, который из своих 12 лет шесть сражался с болезнью и при этом смог прожить честную, добрую, открытую, насыщенную и настоящую жизнь.

И если герой фильма по имени Дима смог это сделать, то и у каждого зрителя есть шанс — такую надежду дарит картина. И дает инструкции к действию: «Я тебе расскажу, как справится с любой ситуаций, слушай! Во-первых, надо выплакаться. Во-вторых, действовать. И третье — надо надеяться. Особенно надеяться, Бог!»

Картина стала участником и призером российских и зарубежных кинофестивалей. Показы фильма идут с 2018 года в храмах, тюрьмах, онкологических центрах и больницах. Главную роль в картине сыграл Виктор Сухоруков.

Цирк бабочек (2009, США, реж. Джошуа Вайгел)

Главные роли в фильме сыграли Ник Вуйчич и Эдуардо Верастеги. И оба в этой картине отчасти предстали в роли самих себя.

Уилл (герой Ника Вуйчича) — молодой мужчина без конечностей, попадает в труппу цирка Мендеса (героя Эдуардо Верастеги). В реальной жизни Эдуардо Верастеги был некогда известным актером, который снимался в кассовых фильмах и играл преимущественно героев-любовников. Однако в какой-то момент он обрел веру, добровольно ушел из массового кино и стал продюсировать и сниматься в независимых фильмах, рассказывающих о духовных ценностях. В фильме «Цирк бабочек» Мендес собирает в своем цирке людей, которым здорово досталось, и возвращаем им любовь к этой жизни и чувство собственного достоинства.

«Цирк бабочек» – фильм, который отвечает на вопрос: почему некоторым людям по рождению или по жизни достаются невероятные трудности, и шанса на то, чтобы прожить ее, как все, нет, как ни старайся.

«Чем слаженнее борьба, тем величественнее победа», — говорит один герой картины другому. Трагедии случаются, но даже в них и особенно в них есть место для счастья и красоты.

«Возвращение Эркина», «Данька», «Цирк бабочек» и «Дима. Дорогой Бох!» – четыре терапевтичные картины. А еще это четыре возможности дать шанс фильмам быть увиденными, несмотря на первое поверхностное впечатление. И четыре возможности дать шанс самому себе. Ведь каждый фильм дарует зрителю то, в чем и заключается истинная задача искусства, — показывает красоту и ценность этой жизни, какой бы сложной сегодня она ни была.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle