Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Чтения навечерия Пасхи: история и комментарии

Чтение паремий в Великую субботу. Московская Духовная академия

Литургия Великой субботы в своей основе является древним всенощным бдением праздника Пасхи. Оно начиналось с множества чтений Священного Писания, в большинстве своем ветхозаветных, которые могли перемежаться пением псалмов, ектеньями и молитвами. Затем после последнего (евангельского) чтения совершалась Божественная Литургия, за которой все причащались, что и знаменовало окончание поста. Также за этой службой могло параллельно с ветхозаветными чтениями совершаться крещение оглашаемых — сначала это был местный обычай Рима и Карфагена, но достаточно быстро он стал практически повсеместным, и одной из особенностей пасхального бдения стало крещение с торжественным входом в храм новокрещеных в один из моментов службы.

Служба такого строя существует по крайней мере с III века, когда, собственно, и стало повсеместным привычное нам понимание праздника Пасхи как Пасхи Воскресной. В наше время такая служба перед Пасхой или в саму Пасху существует во всех древних литургических традициях — византийской (нашей), римской (ей следуют католики), александрийской, которой следуют копты и эфиопы, древней иерусалимской (ее элементы сохранились у армян), сирийской и т. п.

Конечно, в разных традициях есть свои различия — разные псалмы, разные молитвы, разное число и порядок чтений и т. п.: например, в нашем (константинопольском) чине присутствует 15 ветхозаветных чтений, в древнем иерусалимском — 12, а в древнем испанском (мосарабском обряде Толедо) — 11 или 12. Но значительная часть элементов во всех этих традициях совпадает: например, из 12 ветхозаветных чтений древнего иерусалимского пасхального бдения в нашем чине Великой субботы присутствует 10, а чтение из пророка Иезекииля о сухих костях совершается у нас не на Литургии, а на утрене Великой субботы.

Большое число чтений связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, раз данная служба исторически является бдением, необходимо чтобы она продолжалась достаточно продолжительное время. Во-вторых, во время чтения паремий совершалось крещение оглашаемых, что требовало немалого времени, если крещаемых было много. Следует отметить, что в константинопольском послеиконоборческом соборном чине, откуда наш богослужебный устав заимствует весь набор чтений этой службы, Литургия Великой субботы воспринималась как сугубо «крещальная» служба. Ради этого был увеличен набор паремий до 15 по сравнению, например, с 12 паремиями иерусалимского доиконоборческого чина — чтобы хватило времени, если крещаемых много. Правда, если их было мало, допускалось после 7-й паремии (пророчество Софонии) перейти сразу к 15-й (пророчество Даниила), опуская остальные.

Но если Литургия Великой субботы является праздничным бдением особого строя, почему она совершаются утром, а не вечером? К сожалению, это просто ставшее для нас привычным нарушение богослужебного Устава.

Если мы заглянем в Типикон, то обнаружим, что в Великую субботу Литургия должна завершиться уже после захода солнца. Увы, то, что эта служба совершается не вечером, а утром, изрядно затеняет ее смысл, затрудняя ее восприятие именно как пасхального бдения.

Если Литургия Великой субботы фактически является пасхальным бдением, заканчивающимся Божественной Литургией, что же можно сказать о пасхальной службе, состоящей из крестного хода, Светлой Заутрени, пасхальных часов и Литургии? Почему в Пасху фактически имеется не одно, а целых два бдения, каждое из которых заканчивается Литургией? Как возникли те службы, которые мы привыкли считать праздничными, — пасхальная заутреня с Литургией Иоанна Златоуста? Для ответа необходим небольшой исторический экскурс. Дело в том, что на Святой земле стремились по возможности совершать праздничные службы на месте соответствующих евангельских событий. А в Пасху естественное желание — совершить Литургию непосредственно на месте Воскресения Христова, в самой пещере Гроба Господня, где лежало Его тело.

Храм Гроба Господня в VI в. Реконструкция

Но есть одна проблема — Гроб Господень (сама пещера) очень маленький, масса паломников, пришедших встретить Пасху в Иерусалиме, там просто не поместится. Поэтому, когда после того, как св. равноап. Константин прекратил гонения на христиан и его мать св. равноап. Елена построила храм Воскресения Христова на месте обретения Креста Господня, было сделано так: храм Воскресения состоял из нескольких храмов — большой базилики, где могло поместиться множество богомольцев, и стоящих в ее дворе нескольких храмов поменьше, в числе которых была и построенная над собственно Гробом Господним кувуклия (сейчас не так: после многочисленных перестроек все эти сооружения оказались в одних стенах как многочисленные приделы).

Кувуклия в храме Гроба Господня

На Пасху сначала совершали в большой базилике пасхальное бдение с Литургией, за которой все причащались, затем только духовенство без народа шло на Гроб Господень и там поскору совершало вторую Литургию. Народ в это время оставался в храме, слушая проповеди и пасхальные песнопения. Быстро совершив вторую Литургию на Гробе Господнем, духовенство возвращалось в базилику, и уже после этого был отпуст. В силу большого авторитета иерусалимской Церкви постепенно ряд иерусалимских обычаев был заимствован другими Церквами, и в том числе — двойная Литургия на Пасху.

В конце IV века святитель Григорий Богослов составил Слово на Святую Пасху, начинавшееся словами «Воскресения день, просветимся, люди». Достаточно быстро возник обычай торжественно читать его между двумя пасхальными службами. А в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин составил «по мотивам» этого Слова всем хорошо известные пасхальный канон и стихиры, которые используют некоторые наиболее яркие обороты из Слова. Слово стало читаться между песнями Дамаскинова канона, к которому присоединили обычное окончание утрени с хвалитными псалмами и стихирами — так и возникла, если говорить вкратце, Светлая Заутреня, ну а потом на практике чтение Слова свт. Григория, как принято говорить, «упразднися зело» и остался только сам канон и чтение Слова Иоанна Златоуста в конце утрени.

Сделав необходимые пояснения, касающиеся самой службы, перейдем к рассказу о самих чтениях, прежде всего ветхозаветных, которых на службе большинство. Часть из них содержит пророчества о Воскресении Христовом или эсхатологическом преображении мира, являющемся его плодом. В других можно усмотреть прообразы таинств Крещения и Евхаристии, либо они имеют отношение к событию ветхозаветной Пасхи — прообразу Пасхи Нового Завета. А заканчиваются чтения, как это и должно быть на Божественной Литургии, Апостолом и Евангелием.

1. Книга Бытия (1:1–13)

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

«В начале сотворил Бог небо и землю». Открываются чтения повествованием Книги Бытия о сотворении мира. Смысл этого понятен: Воскресение Христово есть новое творение, поэтому весьма уместно прочитать о творении первом. В различных литургических традициях объем этого чтения мог различаться — так, согласно древнему иерусалимскому чину, оно заканчивалось последним стихом 3-й главы, т. е. содержало не только рассказ о сотворении мира, но и о сотворении человека, грехопадении и изгнании из рая. По нашему уставу чтение гораздо короче: оно оканчивается третьим днем творения. Возможно, это носит символический характер: первые три дня творения соотносятся с тремя днями пребывания Христа в гробу.

2. Книга пророка Исайи (60:1–16)

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.

Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим? Так, Меня ждут острова и впереди их — корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

«Светися, светися, Иерусалиме». Второе чтение из пророка Исайи тоже носит метаисторический характер, составляя антитезу первому: от начала мира мы переносимся к концу времен, слыша об эсхатологической славе Иерусалима и восходящем над ним сиянии. Очевидную аллюзию на первые слова этого чтения содержит ирмос 9-й песни пасхального канона, а образ сходящего с небес Нового Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова развивает темы пророчества Исайи.

3. Книга Исход (12:1–11)

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра и кости его не сокрушайте, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.

«Пусть возьмут себе одного агнца по семействам[…]пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером и пусть возьмут от крови его и помажут на обеих косяках и на перекладине дверей в домах». Из метаистории третье чтение переносит нас в священную историю, повествуя об установлении пасхальной жертвы, а также священного календаря («месяц сей да будет у вас началом месяцев»). Кровью жертвенного агнца было заповедано помазать косяки и двери, чтобы в тот момент, когда Ангел-губитель поразит первенцев египтян, первенцы израильтян были избавлены от смерти. Смерть агнца, таким образом, оказывалась искупительной, а его самого полагалось испечь на огне и съесть.

Жертва, некогда принесенная во время Исхода из Египта, является прообразом Жертвы Иисуса Христа — истинного Агнца Божия, берущего грех мира, чья Кровь избавляет нас от всякого греха и Пречистым Телу и Крови Которого мы причащаемся в таинстве Евхаристии.

4. Книга пророка Ионы (целиком)

И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня;

из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

Ты вверг меня в глубину, в сердце моря,

и потоки окружили меня,

все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.

И я сказал: отринут я от очей Твоих,

однако я опять увижу святый храм Твой.

Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня;

морскою травою обвита была голова моя.

До основания гор я нисшел,

земля своими запорами навек заградила меня;

но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.

Когда изнемогла во мне душа моя,

я вспомнил о Господе,

и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,

а я гласом хвалы принесу Тебе жертву;

что обещал, исполню: у Господа спасение!

И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.

И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение?

Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

История Ионы. Миниатюра из Парижской Псалтири

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину». В качестве четвертого чтения мы слышим целиком Книгу пророка Ионы. Сам Христос говорил, что «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:40), так что вполне очевидно, почему это чтение взято в службу. Но Книга Ионы — не только пророчество о Воскресении Христовом: это еще и книга о силе покаяния, а также о том, насколько непросто быть пророком Божиим. Языческая Ниневия слышит проповедь Ионы, принимает ее, совершает покаяние и получает прощение от Бога: даже такой жестокий и извращенный город, как Ниневия, дорог Богу, и Господь желает не покарать его, а обратить к покаянию и спасти. Именно для того, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), Христос и пролил Свою драгоценную Кровь.

Но спасение Ниневии — это именно то, чего страшился пророк, не желая брать на себя возложенную Богом миссию: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2) — пророка удручает, что он оказался посрамленным, проповедуя разрушение Ниневии, которого не случилось, поскольку ее жители «обратились от злого пути своего» (Иона 3:10). Финал книги открыт — Бог вразумляет пророка, сначала произрастив растение, под которым тот скрывался от зноя, а потом иссушив его: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:10–11). Но как на это среагировал пророк — не сказано…

5. Книга Иисуса Навина (5:10–15)

И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято.

Иисус так и сделал.

«И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских». Если третье чтение повествует о начале избавления из плена египетского, то празднование Пасхи, о котором говорит пятое, подчеркивает его завершение и начало исполнения обетований праотцам о даровании их потомкам Земли обетованной. В ангеле, явившемся Иисусу Навину и напомнившем о святости земли, куда ему предстоит ввести народ Божий, одни комментаторы видят архангела Михаила, другие же усматривают в нем Великого Совета Ангела (см. Ис 9:6), т. е. Сына Божия.

6. Книга Исход (13:20–22; 14:1–32; 15:1–19)

И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа.

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. И скажет фараон народу своему о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают все Египтяне, что Я Господь. И сделали так.

И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам? Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.

И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.

Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом.

И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде.

Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и стеною по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся;

коня и всадника его ввергнул в море.

Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.

Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

Господь муж брани, Иегова имя Ему.

Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,

и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

Десница Твоя, Господи, прославилась силою;

десница Твоя, Господи, сразила врага.

Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя.

Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.

От дуновения Твоего расступились воды,

влага стала, как стена,

огустели пучины в сердце моря.

Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу;

насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.

Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море:

они погрузились, как свинец, в великих водах.

Кто, как Ты, Господи, между богами?

Кто, как Ты, величествен святостью,

досточтим хвалами, Творец чудес?

Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.

Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, —

сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.

Услышали народы и трепещут:

ужас объял жителей Филистимских;

тогда смутились князья Едомовы,

трепет объял вождей Моавитских,

уныли все жители Ханаана.

Да нападет на них страх и ужас;

от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень,

доколе проходит народ Твой, Господи,

доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.

Введи его и насади его на горе достояния Твоего,

на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,

во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!

Господь будет царствовать во веки и в вечность.

Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море,

То Господь обратил на них воды морские,

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

«И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа». То, что повествование о переходе через Чермное море находится после рассказа о Пасхе в Галгале, кажется нелогичным. Казалось бы, его место — там, где находится чтение из Книги Ионы: в таком случае подряд шли бы три отрывка, тематически связанные с Исходом. В чем причина такой нелогичности? Дело в том, что во всех литургических традициях это чтение, как и последнее чтение из Даниила, имело особое значение, так как завершалось торжественным пением окончания. По этой причине чтение из Исхода всегда размещалось ближе к середине последования. Так это и в константинопольской традиции, где оно занимает шестое место. Возможно, было бы логичнее поменять местами чтение из Иисуса Навина с одним из чтений второй половины службы, чтобы не нарушалась хронология.

Исход из Египта — это рождение народа Божия, который выходит из «дома рабства», как младенец из чрева матери. Переход через Чермное море — окончательное отделение Израиля от Египта, «рассечение пуповины». Чудесное же избавление от неизбежной, казалось бы, гибели можно соотнести с воскресением из мертвых. Все это делает прохождение через морские воды прообразом нового рождения — таинства Крещения, которое, как уже говорилось, совершалось во время ветхозаветных чтений. Отрывок заканчивается песнью, которую израильтяне воспели в благодарность Богу, и чтение переходит в пение с припевом «Славно бо прославися», придающее службе радостную, праздничную окраску.

7. Книга пророка Софонии (3:8–15)

Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.

Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.

Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

«Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения» (слав. «потерпи Мене в день воскресения Моего»). Начинаясь на достаточно мрачной ноте, седьмое чтение заканчивается бурной радостью: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль![…]Отменил Господь приговор над тобою[…]! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла». В этих словах Церковь — Новый Израиль — слышит обращение к себе. Как и во втором чтении из Исайи, открывается эсхатологическая перспектива, в которой многие народы придут и поклонятся Богу Истинному. И начало этому положило Воскресение Христово, указание на которое ряд святоотеческих толкователей также видят в словах пророка.

Чтения с восьмого по четырнадцатое в Константинополе могли опускаться, если крещаемых было мало: как только они входили в храм, чтец заканчивал очередное чтение и сразу переходил к пятнадцатому, опуская остальные.

8. Третья книга Царств (17:1, 8–23)

Фредерик Лейтон. Пророк Илия, воскрешающий сына сарептской вдовы, 1881

И было слово Господне к Илие: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова.

И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.

Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.

И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

«И было слово Господне к Илие». Восьмое чтение, повествующее о воскрешении пророком Илией сына вдовы из Сарепты Сидонской (одно из трех воскрешений мертвых в Ветхом Завете), — очевидный прообраз Воскресения Христова, а чудесное умножение масла и муки заставляет вспомнить об умножении Христом хлебов и рыб. А поскольку Он Сам истолковывал его в евхаристическом смысле (см. Ин 6:26–59 — беседа в Капернауме о Хлебе Жизни), умножение масла и муки может рассматриваться как прообраз Евхаристии.

9. Книга пророка Исайи (61:10–11; 62:1–5)

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.

Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.

«Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем». Из священной истории, о которой говорило предыдущее чтение, мы вновь возвращаемся в эсхатон. Эсхатологическая радость, о которой здесь говорится, сравнивается с радостью, испытываемой любящими, когда они становятся мужем и женой. И подобно тому, как второе чтение заставляет нас вспомнить образ сходящего с небес Нового Иерусалима, так и девятое отсылает нас к образу брачной вечери Агнца из последней книги Священного Писания.

10. Книга Бытия (22:1–18)

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!

Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение». Десятое чтение, в котором говорится о жертвоприношении Исаака Авраамом, является очевидным прообразом Страстей Христовых, и потому может показаться, что его место скорее в службе Великой пятницы, где оно и находится согласно ряду традиций, чем в навечерии Пасхи. Но и отношение к Светлому Празднику тоже легко найти в словах Бога Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Семенем этим является, согласно ап. Павлу, Христос (Гал 3:16), а благословение в Нем всем народам является плодом Его Воскресения. Переход от скорбной тематики к радостной заставляет вспомнить Псалом 21, который, начинаясь пророчеством о Страстях Христовых, заканчивается пророчеством о Его Воскресении: вопль страдальца, взывающего к Богу из-за невыносимых мук, переходит в победную песнь, в которой звучит и тема обращения всех народов к Господу — Бог услышал псалмопевца, ответил ему и избавил его от напастей. Так и здесь Бог избавляет Исаака от смерти, остановив рукой ангела уже занесенный над ним жертвенный нож.

11. Книга пророка Исайи (61:1–9)

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы (слепым прозрение), проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.

И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них.

Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их — среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедывать лето Господне благоприятное». Эти слова пророка Исайи Сам Христос читал в синагоге Назарета (Лк 4:16–30), истолковав их применительно к Себе. «Лето Господне» — по прямому смыслу наступавший раз в 50 лет юбилейный год, когда согласно Закону Моисееву прощались долги и проданные поля возвращались к своим владельцам или их наследникам, — прообразует здесь Царство Божие, когда будут прощены грехи и мир восстановлен таким, каким Бог замыслил его при сотворении. Это Царство приблизилось в земном служении Христа, кульминационным моментом которого были Его крестная смерть и воскресение, что и объясняет использование данного отрывка в качестве одиннадцатого чтения службы навечерия Пасхи.

12. Четвертая книга Царств (4:8–37)

В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда.

В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей?

И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар.

И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях.

И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына.

И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.

И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.

И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер.

И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла, и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь. Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.

И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе. И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» — Она сказала: здоровы. Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.

И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею.

Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.

И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.

И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.

«В один день пришел Елисей в Сонам». Вновь, как и в восьмом чтении, мы слышим рассказ о воскрешении мертвого по молитве пророка — на этот раз Елисея, ученика и преемника Илии. Но не только с историей воскрешения сына сарептской вдовы Илией перекликается двенадцатое чтение, но и, как это ни покажется странным — с повествованием о жертвоприношении Авраама. Дело в том, что подобно Исааку, сын сонамитянки чудесно рождается у бесплодной матери по пророчеству Елисея, возвестившего ей «через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына» подобно тому, как один из трех ангелов, посетивших Авраама, объявляет ему: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Так же, как Бог как бы забирает Исаака у Авраама, повелев принести в жертву, и затем вновь возвращает его отцу, так и здесь ребенок чудесным образом рождается, умирает и вновь возвращается своей матери живым. Наконец, подобно тому, как ангел возвещает о рождении Исаака и ангел же останавливает руку с жертвенным ножом, молитва Елисея, некогда возвестившего о рождении ребенка, возвращает его к жизни.

13. Книга пророка Исайи (63:11–19; 64:1–5)

Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя.

Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? — благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое.

О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих.

«Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш”». Литургию Великой субботы можно назвать «фестивалем пророка Исайи»: если из других книг Ветхого Завета выбрано для этой службы одно, максимум два чтения, то из Исайи — целых четыре. Но в отличие из прочих чтений из этого пророка, носящих радостный характер, тринадцатое чтение кажется скорбным и печальным: «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? Где Тот, Который вложил в сердце его [Моисея] святаго Духа Своего?» — вопрошает пророк. «Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое», — скорбит он, взывая к Богу: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое?» и дерзновенно исповедуя своею надежду на Его явление: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего». И как ответ на это вопрошание звучит следующее, четырнадцатое чтение из пророка Иеремии.

14. Книга пророка Иеремии (31:31–34)

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет[…]вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». Еще в Законе Моисеевом было заповедано «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей» (Втор 6:5–6), поэтому слова Иеремии — это задаваемый Законом идеал, хотя последний и не реализовывался на практике: «тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». И поскольку Бог остается верен, несмотря на неверность людей, Он и посылает Сына Своего, чтобы в Нем исполнить то, что было заповедано в Законе.

Новый Завет в крови Христа исполняет сокровенные чаяния Завета Ветхого. Как говорит апостол Павел, «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», Который «будучи образом Божиим[…]уничижил Себя Самого[…]быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (см. Флп 2:5–8). Плодом этого является прославление Христа в Его воскресении и вознесении: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы[…]всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (см. Флп 2:9–11). Иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» — это и означает, что Закон «вложен во внутренности и написан на сердцах» верных Христу, Который для того и пострадал, умер и воскрес, чтобы их сердца стали живыми скрижалями.

15. Книга пророка Даниила (3:1–88)

Три отрока в пещи огненной. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». XV в.

Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.

И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.

Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших,

хвально и прославлено имя Твое вовеки.

Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами,

и все дела Твои истинны и пути Твои правы,

и все суды Твои истинны.

Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас

и на святый град отцов наших Иерусалим,

потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно,

отступив от Тебя, и во всем согрешили.

Заповедей Твоих не слушали

и не соблюдали их,

и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.

И все, что Ты навел на нас,

и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.

И предал нас в руки врагов беззаконных,

ненавистнейших отступников,

и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

И ныне мы не можем открыть уст наших;

мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

Но не предай нас навсегда ради имени Твоего,

и не разруши завета Твоего.

Не отними от нас милости Твоей

ради Авраама, возлюбленного Тобою,

ради Исаака, раба Твоего,

и Израиля, святаго Твоего,

которым Ты говорил, что умножишь семя их,

как звезды небесные и как песок на берегу моря.

Мы умалены, Господи, паче всех народов,

и унижены ныне на всей земле за грехи наши,

и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка,

ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения,

ни фимиама,

ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.

Как при всесожжении овнов и тельцов

и как при тысячах тучных агнцев,

так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе;

ибо нет стыда уповающим на Тебя.

И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем

и боимся Тебя

и ищем лица Твоего.

Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему

и по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих,

и дай славу имени Твоему, Господи,

и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло,

и да постыдятся со всем могуществом,

и сила их да сокрушится,

и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной».

А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших,

и хвальный и превозносимый вовеки,

и благословенно имя славы Твоей,

святое и прехвальное и превозносимое во веки.

Благословен Ты в храме святой славы Твоей,

и прехвальный и преславный во веки.

Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах,

и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на престоле славы царства Твоего,

и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на тверди небесной,

и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословите, все дела Господни. Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, Ангелы Господни, Господа,

пойте и превозносите Его вовеки.

Благословите, небеса, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, все воды, которые превыше небес,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все силы Господни, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, солнце и луна, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, звезды небесные, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, всякий дождь и роса, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все ветры, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, огонь и жар, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, холод и зной, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, росы и инеи, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, ночи и дни, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, свет и тьма, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, лед и мороз, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, иней и снег, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, молнии и облака, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Да благословит земля Господа,

да поет и превозносит Его во веки.

Благословите, горы и холмы, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, все произрастания на земле,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, источники, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, моря и реки, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все птицы небесные, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, звери и весь скот,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, сыны человеческие, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благослови, Израиль, Господа,

пой и превозноси Его во веки.

Благословите, священники Господни, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, рабы Господни, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, духи и души праведных, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа,

пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа,

пойте и превозносите Его во веки;

ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти,

и избавил нас из среды печи горящего пламени,

и из среды огня избавил нас».

«Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Последнее, пятнадцатое чтение как бы подводит итог всей ветхозаветной части службы. Множество раз Бог избавлял и Свой народ в целом, и отдельных его представителей от напастей — об этом мы в том числе слышали и в предыдущих чтениях. Но — говорит Навуходоносор трем юношам, отказавшимся поклоняться по приказу царя воздвигнутому им истукану, — «Какой Бог избавит вас от руки моей?» Все эти ваши древние истории о Боге-избавителе очень занимательны, но сегодняшний день — не история, а реальность, в которой вся власть и сила находится в моих руках, так что вам лучше подчиниться.

Но отступничеству от Бога, сотворившего их и возлюбившего, юноши предпочитают неизбежную, казалось бы, смерть, и Бог не посрамляет их: «Ангел Господень сошел в печь[…] и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер[…]Навуходоносор царь[…]cказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан 3:19–20, 49–50, 91–92). В таинственном четвертом муже, о котором говорит царь, правомерно видеть «великого совета Ангела» (того самого, кто, по некоторым толкованиям, явился Иисусу Навину), как пророк Исайя называет Единородного Сына Божия (Ис 9:6). А в том, что из печи вышли только трое отроков, но не Четвертый, мы можем усмотреть таинственное указание на страдания Сына Божия и Его искупительную смерть: как сказано в ирмосе 7-й песни пасхального канона, «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное, в нетления облачит благолепие». Итак, в пророчестве Даниила мы видим как образы Страстей Христовых, так и Его Воскресения подобно тому, как это было и в десятом чтении.

Патриаршее богослужение в Великую Субботу. Каждение на стихирах на «Господи, воззвах»

Чтение пророчества заканчивается тожественным пением Песни Трех Отроков с рефреном «Господа пойте и превозносите Его во веки», обращенным к различным творениям: то, что было сотворено в начале мира, теперь восхваляет своего Творца, что как бы возвращает службу к ее началу, ставя эффектную точку в ветхозаветном блоке пасхального бдения.

Великий вход на Литургии свт. Василия Великого

Отметим также, что согласно Типикону Великой Церкви во время пения Песни Отроков духовенство из черных риз, в которых оно начинало службу, переоблачалось в белые облачения, а Патриарх, который с началом ветхозаветных чтений уходил крестить, в это время совершал миропомазание, после чего вместе с облаченными в белые крещальные одежды новопросвещенными торжественно входил в храм.

16. Послание к Римлянам (6:3–11)

Братия! Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Крещение оглашенных за Литургией Великой субботы. Феодоровский собор, Санкт-Петербург

«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». После ветхозаветных чтений вместо обычного Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это также напоминает о некогда совершавшемся за этой Литургией крещении. С крещением связано и апостольское чтение, говорящее о том, что соединившиеся через крещение с подобием смерти Христовой соединятся и с Его воскресением. Новокрещеные вступают в тот самый Новый Завет, записанный на скрижалях сердец, о котором пророчествовал Иеремия: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим 6:6), чтобы, по словам пророка Иезекииля, вместо «сердца каменного» получить «сердце новое и дух новый» (см Иез 36:26). И хотя сейчас в наших храмах крещение за Литургией Великой субботы является скорее исключением, чем правилом, ничто не мешает каждому из нас вспомнить свои крещальные обеты и обновить их пред Богом.

Псалом 81 (прокимен Евангелия)

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Обычно перед чтением Евангелия поется аллилуиарий — стихи псалмов с припевом «Аллилуйя», но вместо него мы слышим 81-й псалом, исполняемый по чину прокимена. Радостный характер этого песнопения подчеркивает пасхальный характер службы. По современному обычаю во время пения псалма темные облачения служащих и пелены в храме меняются на белые, что некогда совершалось ранее — на Песни Трех Отроков.

17. Евангелие от Матфея (28:1–20)

Дуччо ди Буонинсенья. Жены-мироносицы у гроба Господня. 1308–1311

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

«И се, Я с вами во все дни до скончания века». Если эти слова мы в течение года не раз можем слышать на всенощной в составе 1-го воскресного Евангелия, то большую часть евангельского чтения — только единожды в навечерие Пасхи. Оно начинается с событий, которые происходили вскоре после захода солнца в субботу, т. е. именно тогда, когда согласно букве Богослужебного Устава должна заканчиваться Литургия Великой субботы. Две Марии идут, чтобы посмотреть гроб Иисуса, и неожиданно для себя видят Ангела, возвестившего им о воскресении Христовом, а вскоре встречают и Самого Воскресшего, говорящего им: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Этому повелению «возвещать» противопоставляется замысел первосвященников с помощью клеветы скрыть весть о Его воскресении. Но возможно ли удержать весть о Том, Кого сама смерть не в силах была удержать в своих узах? И Христос, явившись ученикам, заповедует им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Тот, Через Кого были «и веки сотворены» (Евр 1:2), пройдя через смерть, как некогда Израиль — через воды Чермного моря, получает «всякую власть на небе и на земле», пребывая с нами до скончания века.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Комментарии для сайта Cackle