Если вы замечаете за собой много неизрасходованного гнева, это хороший повод задуматься о своих планах и намерениях в целом.
В этот раз предлагаю поговорить про страсть гнева. Существует определенное противоречие между аскетическим и психотерапевтическим взглядом на это явление. В частности, считается, что православная аскетическая традиция якобы смотрит на гнев как на что-то нежелательное – нужно быть добрым, любящим. А психология, наоборот, говорит, как важно выражать чувства, в том числе гнев. И сдерживать эти чувства очень неполезно для здоровья. Давайте чуть подробнее поглядим на эти противоречия.
В психологическом мире принято думать, что гнев сигнализирует нам о том, что у нас что-то отнимают (то, что нам может быть ценно), либо мы недополучаем чего-то, что очень хотим. И в этом смысле его прямое назначение – это мобилизация энергии. Как, например, человек пытается открутить гайку, она у него все время срывается, и он в сердцах говорит: «Вот зараза!». И ощущение злости, которое он испытывает в этот момент, позволяет ему мобилизовать силы, в том числе интеллектуальные, и найти какие-то еще способы эту гайку открутить.
При всей полезности такой «сердитости» в случае столкновения с препятствием психологи также наблюдают ситуации, когда гнев не приводит к чему-то хорошему. И я назову два типа таких ситуаций.
Первый тип ситуации – когда человек в гневе очевидно избыточен. Например, когда отец сердится на ребенка, и вместо каких-то ясных правил и санкций кричит на ребенка, унижает или даже поднимает руку. Понятно, что изначально может иметь место причина детского непослушания, но в то же время ясно, что гнев в данной ситуации чрезмерен.
Второй тип ситуации – когда человек застревает в «гневном брюзжании». И такие случаи вам наверняка тоже известны либо по знакомым, либо по себе самому. Когда вроде бы нет никакого очевидного стимула, а человек застревает в постоянной критике какого-то даже не обязательно присутствующего рядом противника. Это может быть правительство, классы людей (например, женщины), то есть человек выбирает какой-то объект и, несмотря на то, что ситуация не требует от него действий, зависает в долгом и безрезультатном брюзжании. То есть гнев есть, а на что он направлен, неясно.
Что здесь говорят психологи?
Довольно часто гнев скрывает за собой какую-то другую эмоцию. За гневом может быть вина, когда один человек обвиняет другого, и тот, будучи не в состоянии выдерживать столько претензий, начинает кричать. За гневом может быть скрыта попытка совладать со стыдом. Или с отчаянием.
Если, например, неудачно прошла операция, родственник пациента может в гневе отомстить врачу. Люди в отчаянии бывают очень разгневаны.
Довольно частая эмоция, которая скрывается за гневом, – это эмоция страха. Человек боится и, чтобы не испытывать страха, начинает гневаться. Также гнев, если он затянувшийся, по наблюдению психологов, может быть направлен на другого человека, который здесь не присутствует, потому что в той конкретной ситуации ему не дали развернуться. Если упростить – парня долгое время унижали в классе или с ним скверно обращалась его мама, но в той конкретной ситуации гнев не мог быть развернут в силу социальных причин, и в психике человека накопилось очень много невыраженного гнева. Человек им дозированно делится с теми, кто не имеет напрямую отношения к той ситуации, но может косвенно напоминать о ней. И лучше с таким закапсулированным гневом разбираться и смотреть, кому он адресован на самом деле.
О чем можно было бы подумать в связи со страстью гнева в Великий пост людям верующим или совсем не религиозным? Как я уже говорил, гнев, как правило, сигнализирует о какой-то потребности. Соответственно, если вы замечаете за собой много неизрасходованного гнева, мне кажется, это хороший повод задуматься относительно своих планов и намерений.
Ведь гнев может означать, что какие-то важные планы и потребности могут уходить на второй план. И обнаружив свои потребности, хорошо бы инвестировать энергию гнева на то, чтобы реализовать их, а также преодолевать препятствия, удерживать цель. И тогда эта энергия, вероятно, найдет гораздо лучшее применение.
Второе, о чем можно было бы подумать, если вы обнаружили избыточный гнев, – какая боль остается внутри вас непризнанной, незамеченной и таким образом прорывается через вас. Может быть, вы сможете вспомнить, где та ситуация, тот человек, которые причинили вам боль, которую вы предпочитаете не помнить. И, может быть, эти приступы свидетельствуют о том, что к этой ситуации следует вернуться либо самостоятельно, либо в кабинете психолога, либо с человеком, которому вы доверяете, чтобы дать этой боли признание.
Мне кажется, эти две темы полезны для размышления в этот Великий пост.
Проект “Семь страстных помыслов: взгляд психолога”