Детские недетские фильмы Динары Асановой

Ольга Лебединская

Кинопродюсер, сценарист, организатор производства.

В советским кинематографе женщин-режиссеров было совсем немного. Одна из них — Динара Асанова — хрупкая девушка с железным стержнем внутри. Каждая ее работа интересна по-своему. Всегда остро, честно и откровенно о сложном.

Когда смотришь ее фильмы, нет ощущения надуманности. Все как в жизни — просто и одновременно непросто. Актеры не играют, а живут. В чем же секрет такой пронзительной искренности? В особом подходе. Режиссер использовала импровизацию в своей работе, раскрывая душу человека, находящегося в кадре. И не важно, взрослые это актеры или дети.

Особое место в ее творчестве занимала подростковая тема. Трудности взросления, уязвимость психики в этот период, способность преодолевать препятствия и развиваться, поиски себя, взаимоотношения со взрослыми и друг с другом — об этом ее фильмы.

«Не болит голова у дятла»

«Ленфильм», 1974

«…невозможно смотреть на маленькие трагедии Мухи снисходительным взрослым взглядом: «Возрастное… Это пройдет…» Нет, не пройдет. Чувство собственного достоинства — оно или есть в человеке, или его нет совсем».


Это первый полнометражный фильм Динары Асановой. Сценарий Юрия Клепикова. Композитор — Евгений Крылатов.

Герой фильма, семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха, — обычный подросток. Он влюблен в свою одноклассницу, и у него очень сложные отношения со старшими. А еще он учится играть на самодельной ударной установке. И играет почему-то немодный, но такой классный джаз.

Фильм — исследование неокрепших детских душ. Мы как будто попадаем в мир подростков, немного забытый уже нами, взрослыми. Вместе преодолеваем конфликты и находим верные решения. Влюбляемся и страдаем, проживая первый неудачный опыт отношений. Хотя почему неудачный? Это же не просто опыт — это настоящее воспитание чувств.

Но фильм не только о первой любви. Он еще и о становлении личности, о бескомпромиссности, о страстном желании ребят обратить на себя внимание и непонимании их мира миром взрослых.

Картина заканчивается на грустной ноте, Муха бежит за поездом, на котором уезжает любимая девочка Ира. Возможно, они никогда больше не встретятся. Но грусть эта светла так же, как воспоминание о нашем детстве, далеком и прекрасном.

А еще в фильме совсем непарадный Ленинград, не часто увидишь город таким на экране.

Муху сыграл Александр Жезляев, трагически погибший в 1992 году. Иру — Елена Цыплакова, будущая известная киноактриса и режиссер. Это ее первый фильм.

В сцене репетиции музыкантов в Доме культуры можно узнать профессиональных джазменов. Среди них Владимир Васильков, чьи джазовые импровизации мы слышим на протяжении всего фильма.

«Ключ без права передачи»

«Ленфильм», 1976

«Что будет с тобой, если тебе не поверят? Даже если ты говоришь «неправду» — сочиняя ее. Я думаю, будет у каждого человека боль и насмешка в душе… А когда говоришь правду и не верят? Это уже совсем грустно…»

В центре сюжета — 10 «Б» самой обычной школы. Молодая учительница литературы Мария Максимовна — умная и современная, несомненно, обладающая выдающимися педагогическими способностями. Ученики ее обожают. Говорят, что они отдали ей ключ от своих сердец, «ключ без права передачи». И она вызывает симпатии у зрителя с самого начала, в отличие от директора школы, бывшего отставного военного, солдафона и ретрограда, у которого на первом месте устав и дисциплина.

Да и другие учителя не дотягивают до уровня Марии Максимовны. Она ведет себя слишком свободно и независимо. Это вызывает недовольство, как учителей, так и родителей. Ребята записывают на магнитофон свои высказывания о педагогах. Есть там и критический отзыв самой Марии Николаевны. Эти записи попадают к директору школы, который в этой ситуации ведет себя как настоящий порядочный человек. Но сможет ли он разрулить разгоревшийся конфликт?

Фильм ставит важные этические вопросы. Нельзя ко всему подходить с позиции хорошо — плохо, черное — белое. И не все именно такое, каким кажется с первого взгляда.

Роль молодой учительницы исполняет Елен Проклова, директора школы — Алексей Петренко.

Специально для фильма Булат Окуджава написал песню «Давайте восклицать». Там есть замечательные слова, которые могут послужить эпиграфом к фильму:

«Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, —

тем более что жизнь короткая такая».

Фильм был удостоен множества призов и наград, как в СССР, так и за рубежом, в Польше, Италии, Югославии.

«Никудышная»

«Ленфильм», 1982

«Мне кажется, главное для подрастающего человека — встреча с личностью. С человеком, которому ребята верят и на которого они хотят быть похожими, — вот что может их изменить, спасти».

Фильм снят по сценарию Валерия Приемыхова.

Героиня фильма Аня — пятнадцатилетний подросток. Она неудобна для окружающих, конфликтна, неуравновешенна. «Злюка, чурающаяся людей», — так сказала о ней сама Динара Асанова. К тому же еще и с физическим недостатком — заикается. После очередной драки попадает в милицию. Родители, стремясь избежать последствий, отправляют ее на родину отчима — в глухую деревню.

Там она тоже не может ни с кем поладить. Но вот девочке наконец повезло. Она встретила человека, которому на нее не наплевать. Это старик — ветеран, живущий на отшибе. Его роль блистательно сыграл Михаил Глузский.

И Аня преображается. Она получает от нового знакомого ту любовь и внимание, которые не смогли дать родители. И сама становится способной любить. Старик стал для нее мудрым наставником и другом. Жалко, что их общение было столь мимолетным. Но оно точно изменило всю будущую жизнь девочки.

В роли Ани снялась юная Ольга Машная.

Впечатляет музыкальное оформление — микс современной эстрады и русских народных песен в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского.

«Пацаны»

«Ленфильм», 1983

«Трудными» называют тех, чья вера была когда-то обманута. Нам с ними трудно — они нам больше не верят. Не верят в то, что недоброе надо победить».

Фильм рассказывает об одной летней смене в спортивно-трудовом лагере для трудных подростков. Герой картины — начальник лагеря Павел Антонов (просто Паша) для этих ребят, которые давно не верят никому из взрослых, становится другом и наставником.

Парни — настоящие юные волки, у многих за плечами «приводы» в детскую комнату милиции и даже реальные судимости. Они и выглядят соответственно — патлатые, неряшливые, курящие и выпивающие. Далеко от советского идеала пионера и комсомольца.

В лагере ребята живут в палатках. Днем работают в соседнем совхозе, а по вечерам садятся за общий стол, поздравляют именинников с днем рождения, поют песни под гитару.

Когда возникает серьезный конфликт и часть ребят оказывается в милиции, Паша едет их вызволять. А пацаны, которые остались в лагере, устраивают безобразный погром.

Сцена, в которой вернувшийся Павел разбирается с ними, пожалуй, самая сильная в фильме — мальчишки просят у него прощения. Валерий Приемыхов, исполнитель роли Павла, вложил в нее весь свой темперамент, талант и душу.

Финал не назовешь хеппи-эндом, но он все равно оставляет надежду, что все у этих ребят сложится в жизни хорошо. Им повезло встретить такого человека, как Паша, который не просто учит и воспитывает, а по-настоящему любит их.

Фильм основан на реальных событиях. В Ленобласти было несколько таких лагерей. Трудных подростков сыграли сами трудные подростки и кадеты из военного училища.

А еще в фильме невероятные пронзительные песни композитора Виталия Черницкого. На Всесоюзном кинофестивале в 1984 году фильм получил первую премию в номинации «Художественные фильмы для детей и юношества».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle