Домашний молитвослов митрополита Антония

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

О митрополите Антонии Сурожском (1914–2003) сказано, говорится и будет говориться очень многое, настолько велик масштаб его личности. Но основу его жизни и служения составляла молитва — устремленность ко Христу жизнью, мыслью, делом, всем сердцем, всем существом. Верный своему призванию, он более полувека проповедовал, делал доклады, читал лекции. Но порой, когда в многочисленных беседах и проповедях он обращался к слушателям, неожиданно у него вырывались слова молитвы, словно приоткрывалась завеса непрестанного и сокровенного разговора со своим Господом.

Ниже собраны некоторые моменты такого разговора.

Молитвенное предстояние

«Господи, я стою в благоговении…»

Господи, спасибо Тебе, что Ты мне, мне, при моем недостоинстве, при моей слабости, позволяешь стать перед Тобой. Я переживаю Твое бесконечное величие. Я сознаю, что так мал, так недостоин, что не имею права становиться перед Тобой, даже поклониться земно… Но я Тебя знаю как Господа моего, как моего Спасителя, как моего Друга. И это не кощунственное слово. <…> Ты Сам сказал: «Я больше вас не называю слугами, рабами, а друзьями, потому что слуга не знает воли господина своего, а Я все вам сказал».

Господи, спасибо, что Ты позволяешь мне стать перед Тобой не с чувством ужаса, страха, а с чувством трепета, благоговейного трепета и благодарности за то, что Ты позволяешь мне так перед Тобою стать!

***

Господи, я стою в благоговении перед непостижимым, я стою в благоговении, в молчании, в преклонении, потому что слова, которые я произнес, говорят мне о том, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, кроме одного: я знаю Тебя, Господи, не в этой славе, не в этом сиянии, а в смирении, которое Ты явил в Воплощении Своего Сына, в Твоей щедрости, с которой Ты отдал Своего Сына ради моего спасения. О, Господи, как это может быть?

***

Господи, я знаю, что Ты тут — и я тут, по Твоей милости Ты мне даешь стоять перед Собой, даже если я не ощущаю Твоего присутствия, но я знаю, что Ты тут, и это для меня предельное счастье, и благословение, и радость. И я с Тобой буду говорить, буду все Тебе говорить, всю душу изливать, все мысли, все чувства, буду искать Твоей воли во всем и не уйду, не уйду, Господи, даже если Ты годами не дашь о Себе знать.

Позволь мне просто стоять и быть уверенным, что Ты здесь. И потом, если эта уверенность пробудит толику жизни во мне, я начну говорить Тебе то, что имею сказать.

***

Прорваться к Тебе насильственно я не могу, но я буду стоять в Твоем присутствии. Ты здесь, и я здесь. Если Ты захочешь, коснись моей души, коснись моего сердца и ума, соверши надо мной, что Ты захочешь. А иначе с меня довольно того, что мне дано такое счастье: стоять перед Тобой и знать, что Ты меня видишь и что я могу к Тебе обращаться с теми молитвами, которым меня учили когда-то. Или могу просто своими собственными словами говорить с Тобой, говорить Тебе все, что захочу, потому что знаю, что Ты меня так любишь, что не отвергнешь, даже если то, что я буду говорить, недостойно ни Тебя, ни того святого места, где я нахожусь, но я буду правдив перед Тобой, все Тебе скажу.

***

Если Ты решишь пребывать вдали, то это будет только справедливо, потому что я всегда пребываю в стране далече по своему образу жизни, по отсутствию внимания к Тебе и к молитве.

***

Благодарю Тебя за то, что Ты в Своем смирении, в сострадании ко мне и ко всем людям позволяешь находиться в Твоем присутствии. Если будет на то Твоя воля, дай мне его почувствовать, ощутить его, но и без того я знаю наверняка: Ты здесь.

***

Я знаю, что Ты тут, потому что Ты меня создал для того, чтобы я с Тобой встретился и соединился. <…> Буду ли я ощущать Твое присутствие или нет — не так уж важно, для меня достаточно знать, что Ты, по Своей любви и по Своему смирению, здесь, вместе со мной.

Владычица! Какое это чудо! Я недостоин к Тебе подойти, а Ты мне позволяешь быть в Твоем присутствии! Ты здесь! Господи, Ты здесь! Я могу молчать в Твоем присутствии, потому что без слов совершается глубинное общение между нами и без слов Твоя благодать пронизывает мое сердце, проникает мой ум, преображает меня, делает меня иным.

«Я пришел к Тебе с сухим сердцем…»

Господи, я пришел к Тебе с сухим сердцем, но я заставляю себя предстать перед Твоим лицом по глубокому убеждению. Я Тебя люблю, я по- клоняюсь Тебе в самых моих глубинах, но сего- дня эти глубины не выходят на поверхность.

***

Господи, Господи! Ты нам повелел прийти, Ты послал Своих ангелов нас призвать, Ты послал пророков, Ты нам дал Евангелие, Ты нас Сам звал и звал, и мы на этот зов откликнулись — но смотри, в каком виде мы пришли! Растратили всю первозданную нашу красоту, все растратили, лохмотья покрывают грязное, оскверненное тело, душа изныла — ничего от нас не осталось — как же нам войти, Боже, в Твое Царство? Как переступить этот порог чистоты? Даже как мытарь я не могу сказать: «Помилуй мя», потому что поздно, измениться я больше не могу… Как войти мне в область святую, в область Божию?

***

Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою Любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство, и вот я прихожу к Тебе, потому что Ты — любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне — вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас ада, ради того, чтобы я только был спасен.

Господи, хоть мое сердце и каменное, хоть колеблются мои помраченные мысли, хоть моя воля устремлена ко злу, хоть моя плоть сейчас горит — я хочу Твоей победы во что бы то ни стало, любой ценой; победи меня, покори меня, разбей меня — но спаси!

***

Господи, не теряй ко мне той любви, которая Тебя побудила стать человеком, которая Тебя побудила прожить мученическую жизнь на земле и мученическую смерть принять ради меня. Вот Твоя любовь. Дай мне ее, Господи, и дай мне ее увидеть так, чтобы моя душа была сотрясена и я уже не мог уйти во страну далече!

***

Господи! Я хочу взять жизнь на плечи, как берут крест, как берут трудную и ответственную задачу. Я готов жизнью поплатиться за то, чтобы жить от всего сердца, от всего ума, всей крепостью и всей немощью своей.

***

Господи, я Тебя познал из Евангелия, я Тебя познал из жизни, я Тебя выбираю Господом и Господином жизни моей, Ты мой Господь по моему выбору, а не потому, что Ты сильнее, властнее меня.

***

Я в Тебя уверовал, я Тебе поклоняюсь; сколько умею — Тебя люблю, сколько умею — стараюсь быть верен Тебе… Из глубины моей веры или даже из поверхностной моей веры всеми силами души я Тебе даю право быть Хозяином моей жизни. Будь им, Господи, потому что, пока Ты не станешь нераздельно Хозяином всей моей жизни, моя жизнь никогда не выправится, не станет достойной ни меня, ни Тебя, ни людей, которые меня любят и которые верят в меня.

Не могу, Господи, жить без Тебя! Я весь разбит, я разъединен в самом себе, я разъединен с моим ближним, у меня нет единства любви со всеми, кто меня окружает, потому что у меня нет соединения с Тобой!

***

Господи, без Тебя я жить не могу! Во мне властвует смерть, меня раздирают страсти, меня мучит моя смертность, меня клонит к земле, —  однако во мне есть жизнь, есть голод, которые могут быть удовлетворены только Тобой.

***

Господи! Соедини нас с Собой так же тесно, так же совершенно, как веточка, привитая на жизнь подающее дерево, соединяется с ним. Даруй нам быть заедино с Тобой, Господи, так, чтобы Твоя жизнь вливалась в нас, Твое Божество пронизывало нас, Твоя святость наполнила нас, Твоя чистота стала нашей чистотой.

«Тебя благодарю, Господи…»

Все, за что я Тебя благодарю, Господи, это не только земное, оно пронизано Твоей благодатью, оно освящено Твоим благословением. О Боже, сделай, чтобы все, что было земное в моей жизни, было проникнуто, пронизано благодатью и присутствием Всесвятого Духа, чтобы все, все земное стало хоть зачаточно Царствием Небесным!

***

Господи, как это дивно: сумрак моего «я», мой помраченный ум и сердце Ты озаряешь светом, который никакая тьма не одолеет, чудо Божественного света просияевает сквозь мою потемненность. Как мне благодарить Тебя, как мне отблагодарить Тебя за то, что Ты нисходишь в эту тьму ада и вносишь туда жизнь и свет вечности, радость спасения?

Господи, не напрасно Ты жил, не напрасно Ты умирал как человек, не напрасно дошло до меня свидетельство о Твоем крестном подвиге и о крестной Твоей любви. Я всю свою жизнь хочу превратить в действие, которое было бы благодарностью, — чтобы Ты, видя, как я живу в ответ на Твою любовь, мог возликовать о том, что не напрасно Ты жил, не напрасно умирал, не напрасно воздвигнут был Крест, на котором Ты был распят, говоря дивные слова: «Прости им, Отче, они не знают, что творят!»

В течение дня

Перед утренним правилом

Господи, благодарю Тебя, что я все еще жив, что восстал от сна, который подобен смерти, что вернулся к жизни. Передо мной новый день, день, которого еще никогда не было, совершенная новизна простирается передо мной, словно необъятная снежная равнина. Помоги мне прожить этот день так, чтобы не запятнать ее белизну. Благослови меня, благослови этот день.

***

Господи, благослови меня войти в новый день, который до этого никогда не существовал, который, как белоснежная равнина, лежит передо мной. Дай мне вступить в эту равнину и проложить след, который не был бы кривым и недостойным меня и Тебя. Благослови меня; ночью я спал, как будто я был мертв, а теперь я словно воскрес и вступаю в новую жизнь.

***

Позволь мне   поступать должным   образом в нужный момент по отношению к каждому человеку в течение всего дня. Кого бы я ни встретил, дай мне, Господи, отнестись к нему как к Твоему посланнику или к тому, к кому послан я принести Твое благословение.

***

Я пробудился от сна, обремененный грузом своего прошлого, и вступил в совершенную новизну зарождающегося дня. Господи, не дай мне внести в эту новизну то, что обветшало во мне, обнови меня: обнови способность изумляться, восхищаться тем, что настал новый день, тем, что снова — и всегда — Ты являешь Свое терпение, веру в меня, надежду, что я пойму и начну жить сызнова, жертвенную любовь ко мне, обнови во мне чувство благоговения, внимание, приятие и крестное знамение — победу и в то же время обязательство, исповедование веры. И главные мои слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» — не в мое имя, не ради меня, не для того, чтобы получить все, что мне заблагорассудится, но во имя Господа я строю свою жизнь — ради Тебя, потому что Ты — мой Бог.

Мне ничего не нужно видеть, ничего не нужно ощущать — только знать, что Ты здесь: не для того, чтобы пережить мистический опыт, — для того, чтобы поклоняться Тебе, Который достоин поклонения, служить Тебе, Господу и Богу моему, позволить Тебе одержать во мне победу, преодолеть во мне все, что чуждо Тебе, восстановить и преобразить меня, чтобы я стал человеком, которого Ты однажды возжелал и возлюбил в существование.

***

Когда начинается новый день, я встаю перед Господом и говорю Ему: «Я восстал от ночного сна, словно Лазарь из могилы. Я не владел ни чувствами, ни сознанием, был будто мертв. Ты вернул мне способность воспринимать, думать, жить. Передо мной простирается целый день, которого еще никогда не существовало. Я призван вступить в него в Твое имя, — пусть мои пути будут прямыми. День лежит передо мной, словно широкая заснеженная равнина, — не дай мне замарать ее белизну, позволь проложить лишь одну тропу — путь истины.

Перед вечерним правилом

Господи, я провел весь день вдали от Тебя: жизнь загоняла, [не было] ни минуты покоя. Я должен был встречаться с людьми, выполнять работу, обязан был сосредоточить на ней все внимание. И теперь, наконец, настал момент, которого я ждал с утра: я могу побыть с Тобой наедине, могу посидеть с Тобой наедине, никто больше не требует моего внимания, не занимает мое время, мой ум и сердце. Я закрыл дверь своей комнаты: Ты и я, мы здесь, лицом к лицу.

***

Господи, Боже наш, Свет, в котором нет тьмы! Тайна Твоя непроницаема и непостижима для нашего ищущего ума, но Ты открываешь Себя слепой вере, простоте надежды, зову сердца, которое жаждет любви. О Господи, благослови путь нашей веры, благослови войти в Твою тайну и стать сынами света. Просвети нашу потемненность, Господи. Пусть тьма, которая в этот час окутывает мир, станет нашим покровом, чтобы под ее защитой мы смогли войти внутрь своего «я» и пребывать с Тобой в сердцевине Твоего таинственного присутствия. Будет ли наша встреча мирной и покойной, будет ли борением, как это случилось с Иаковом, — но пусть, Господи, это будет — встреча. И когда настанет день, благослови нас, как ангел благословил Иакова, чтобы мы смогли войти в Твой удел, в Твое обетование.

Перед тем как молиться словами святых

Господи, я верю, что этот святой знал, что он говорит, я эти слова Тебе преподнесу от его имени, а его прошу эти слова, когда они будут долетать до Тебя, оживить своей молитвой и по- мочь мне понять. А некоторые слова я не могу сказать, они были бы ложью, я их не скажу сегодня. Я должен набраться духовного опыта…

Помолившись словами святых

Господи, сегодня я не могу зажечься пламенной молитвой от этих слов, но я их Тебе по вере приношу. Я знаю, что это правда, я верю, что в них правда. Прими то, что я сказал из глубины моего убеждения, хотя я не смог вложить в эти слова живое чувство.

***

Господи, прости! Я произнес слово, которое звучит правдиво в устах псалмопевца, в устах Церкви Божией, но по тому, насколько неискренне оно звучит в моих, я понимаю, что нахожусь лишь на пороге, в самом начале пути.

***

Господи, я произнес слова, которые превосходят меня; они, конечно, правдивы, потому что они выражают опыт людей, которые больше меня, но я не могу отождествлять себя с ними.

Прости мою нечуткость, мою слепоту, помоги мне понять их.

***

Господи, от себя, даже повторяя слова святого, даже стараясь слиться с его опытом, я не могу этого сказать, я не дорос, прости! <…> Это, Господи, я могу сказать от себя, я могу слиться с этими словами всей душой, всей жизнью своей. С этими словами я могу согласиться; хотя они превосходят мое понимание, мое разумение, но я доверяю и Тебе, и святому, который мог так сказать. А этого, Господи, я сказать от себя не могу, я это прочту для того, чтобы оно запечатлелось в моей памяти, в моей душе. Может быть, рано или поздно я пойму, сейчас — не могу.

***

Господи, я не понимаю, как мог [этот святой] — сказать так. Я этого не познал на опыте. Я это понимаю вот так, но не ошибаюсь ли я? Если мое понимание замутнено, потому что во мне есть зло, очисти меня! Если все дело в том, что я еще не дорос, слишком мал, чтобы понять всю глубину и простор его мысли, дай мне время вырасти!

***

Господи, я этого не знаю, не пережил, я даже не могу понять, как это может быть; я этого от себя сказать не могу, но я это повторю не только Тебе, но себе, так, чтобы это вкоренилось в меня и чтобы, как семя, которое брошено в землю, эти слова постепенно взросли, превратились в росток и выросли, может быть, в целое дерево.

Из книги «Не могу, Господи, жить без Тебя! Книга о молитве». М.: Никея, 2023

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle