Друг друга тяготы носите… Три фильма о том, как обрести мир с собой, помогая другому

Илья Покровский

Пономарь, чтец, православный христианин.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:41), — говорит Господь в Нагорной проповеди, а Его избранный ученик св. апостол Павел добавляет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2). Евангельские слова просты и понятны, но только их исполнение позволяет преодолеть груз разделяющих нас клише и установок, чтобы увидеть в ближнем человека, такого же как и мы. Обзор рассказывает о трех фильмах, которые помогут понять: каково это — «носить бремена друг друга».

«Ресторан без имени», Германия, режиссеры Штефан Саразин, Питер Келлер, 2022 (18+)

Эта картина с ближневосточным юмором рассказывает о приключениях хасида из Бруклина по имени Биньомин (Бен), который накануне главного еврейского праздника Песах отправляется не в Землю обетованную, а обратно в Египет, чтобы спасти древнейшую еврейскую общину Александрии, где внезапно умер десятый взрослый мужчина, а заодно избавить себя от нежелательной свадьбы. Дело осложняется тем, что по договору с местной властью, если евреи города не встретят праздник по установленному обряду хотя бы раз, то управление всем имуществом общины будет передано египтянам.

Кадр из фильма «Ресторан без имени», режиссеры Штефан Саразин

Неудача преследует наивного спасателя: сначала он опаздывает самолет, а затем «путем демократической процедуры» оказывается выброшенным из автобуса арабскими попутчиками посреди Синайской пустыни. На счастье, его подбирает ищущий сбежавшего верблюда бедуин по имени Адель (нем. — дворянин). По законам пустыни — выручить терпящего бедствие святая обязанность бедуина, — и тот соглашается довезти Бена в Александрию. Но, когда старый фургон ломается в песках, дальнейший путь становится вопросом жизни и смерти.

Жанр притчи помещает сюжет на одну доску с текстами Священного Писания, а строгие религиозные правила и взгляды, которых придерживаются герои, даже находясь на грани выживания, ставят их самих и зрителя перед вопросом: кто же этот Бог, который занимает столько места в их мыслях и образе жизни?

Но в «Ресторане без имени» нет меню с готовыми ответами и блюдами, будь они кошерными или халяльными. Зато есть нечто другое — книга рецептов, где главное место занимают не вкус и подача блюд, а наше взаимодействие в процессе готовки.

Авторам удается довольно быстро перейти от поверхностного конфликта между арабами и евреями (исламом и иудаизмом) к более серьезным онтологическим вопросам восприятия Божественного людьми разных религий и культур, а часто и отдельным человеком в разных жизненных ситуациях, например перед лицом угрозы жизни.

Только пройдя с героями весь путь целиком, мы вместе с ними приходим к мысли, что наш Создатель и Творец: безусловно любящий Отец, относящийся к нам удивительным чувством юмора, которое отчасти раскрывается тем, кто умеет, оказавшись перед лицом странных, а иногда страшных и, может быть, даже слегка унизительных обстоятельств, посмеяться над собой, а ближнему подставить плечо.

«12 лет рабства», Великобритания, США, режиссер Стив Маккуин, 2013 (18+)

Но что, если путь, судьбу и ее тяготы тебе приходится разделять не с одним человеком, а с теми многими, с кем тебя объединяет цвет кожи и предвзятое отношение других? Именно такую историю предлагает нам Стив Маккуин (дальний потомок невольников из Вест-Индии), талантливо экранизировавший историю о вольнорожденном чернокожем фермере, одаренном и профессиональном музыканте Соломоне Нортапе (Чиветель Эджиофор), случившуюся в середине XIX века в США.

В основе фильма, заслужившего три премии Американской киноакадемии «Оскар» (в том числе за лучшую картину года), легла документальная история о человеке, который вполне мог избежать печальной участи большинства своих цветных собратьев. У него было все — образование, музыкальный талант, любящая семья и собственная ферма. Но в 1841 году, купившись на заманчивое предложение, он был похищен работорговцами и продан в рабство, в котором провел страшных 12 лет.

Кадр из фильма «12 лет рабства», режиссер Стив Маккуин

Звездный состав актеров (Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Бенедикт Камбербэтч), прекрасная игра и отлично переданная атмосфера рабовладельческого североамериканского Юга ставит зрителя перед трагичностью столкновения двух миров — одного, где человек является свободной личностью, и другого, где один человек считается вещью, а другой — его владельцем:

— Ты дьявол! Рано или поздно когда-нибудь наступит Судный день, и ты ответишь за этот грех!

— Грех? Нет никакого греха. Хозяин поступает с собственностью, как хочет. А сейчас, Платт, я очень доволен!

Сполна разделив судьбу множества чернокожих жителей Америки и обретя свободу в 1853 году, Нортап нашел силы описать случившееся в мемуарах, которые озаглавил «12 лет в рабстве». Позже он прочел множество лекций в северных американских штатах о жизни в рабстве, став значимой фигурой в движении за его полную отмену.

«Я остаюсь», Россия, режиссер Карен Оганесян, 2006 (18+)

Порой, чтобы остаться, нужно преодолеть целый путь, и, совершив круг, обнаружить себя несколько иным. Об этом и не только повествует картина Карена Оганесяна, ставшая для режиссера дебютной — и одновременно последней и единственной главной ролью в кино артиста Андрея Краско, снискавшего настоящее признание и любовь зрителя без официальных званий и наград.

Пятидесятилетний доктор Виктор Павлович Тырса обладает скептическим взглядом на жизнь и циничным медицинским юмором. Он уверен, что после смерти от человека остается не больше чем горстка пепла, которая может стать удобрением для фикуса. Озабоченный судьбой взрослой дочери, безответно влюбленной в начальника, он решается на мужской разговор. Однако нелепая случайность (удар шаром для боулинга) отправляет доктора Тырсу в кому.

Кадр из фильма «Я остаюсь», режиссер Карен Оганесян

Здесь он с удивлением для себя обнаруживает, что пребывание на тонкой грани между жизнью и смертью, где вчерашний скептик оказывается не одинок, способно заставить его посмотреть иначе на многие вещи. Путешествием в коме руководит Инструктор (Федор Бондарчук), а его атмосферу задают громадные Острожские меловые карьеры в Воронежской области. Выясняется, что у каждого человека есть что-то, что он не успел, и может быть, никогда не успеет, если ему не помогут те, кто остался. А скептикам необходимо пройти через такие тяжелые испытания, чтобы научиться ценить жизнь и понять, что в ней есть то, к чему возвращаться.

— У вас есть свой путь, свой маршрут, и пока вы не умерли, пожалуйста, идите до конца!

Фильм наполнен примерами искренних человеческих чувств и неожиданных метаморфоз, и, конечно, примерами бескорыстной и самоотверженной взаимопомощи, которая часто помогает законченным скептикам начать обретать ту веру, которая выше знания. Это заставляет глубже задуматься над словами св. апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Кор 9:22).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle