«И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:41), — говорит Господь в Нагорной проповеди, а Его избранный ученик св. апостол Павел добавляет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6:2). Евангельские слова просты и понятны, но только их исполнение позволяет преодолеть груз разделяющих нас клише и установок, чтобы увидеть в ближнем человека, такого же как и мы. Обзор рассказывает о трех фильмах, которые помогут понять: каково это — «носить бремена друг друга».
«Ресторан без имени», Германия, режиссеры Штефан Саразин, Питер Келлер, 2022 (18+)
Эта картина с ближневосточным юмором рассказывает о приключениях хасида из Бруклина по имени Биньомин (Бен), который накануне главного еврейского праздника Песах отправляется не в Землю обетованную, а обратно в Египет, чтобы спасти древнейшую еврейскую общину Александрии, где внезапно умер десятый взрослый мужчина, а заодно избавить себя от нежелательной свадьбы. Дело осложняется тем, что по договору с местной властью, если евреи города не встретят праздник по установленному обряду хотя бы раз, то управление всем имуществом общины будет передано египтянам.
Неудача преследует наивного спасателя: сначала он опаздывает самолет, а затем «путем демократической процедуры» оказывается выброшенным из автобуса арабскими попутчиками посреди Синайской пустыни. На счастье, его подбирает ищущий сбежавшего верблюда бедуин по имени Адель (нем. — дворянин). По законам пустыни — выручить терпящего бедствие святая обязанность бедуина, — и тот соглашается довезти Бена в Александрию. Но, когда старый фургон ломается в песках, дальнейший путь становится вопросом жизни и смерти.
Жанр притчи помещает сюжет на одну доску с текстами Священного Писания, а строгие религиозные правила и взгляды, которых придерживаются герои, даже находясь на грани выживания, ставят их самих и зрителя перед вопросом: кто же этот Бог, который занимает столько места в их мыслях и образе жизни?
Но в «Ресторане без имени» нет меню с готовыми ответами и блюдами, будь они кошерными или халяльными. Зато есть нечто другое — книга рецептов, где главное место занимают не вкус и подача блюд, а наше взаимодействие в процессе готовки.
Авторам удается довольно быстро перейти от поверхностного конфликта между арабами и евреями (исламом и иудаизмом) к более серьезным онтологическим вопросам восприятия Божественного людьми разных религий и культур, а часто и отдельным человеком в разных жизненных ситуациях, например перед лицом угрозы жизни.
Только пройдя с героями весь путь целиком, мы вместе с ними приходим к мысли, что наш Создатель и Творец: безусловно любящий Отец, относящийся к нам удивительным чувством юмора, которое отчасти раскрывается тем, кто умеет, оказавшись перед лицом странных, а иногда страшных и, может быть, даже слегка унизительных обстоятельств, посмеяться над собой, а ближнему подставить плечо.
«12 лет рабства», Великобритания, США, режиссер Стив Маккуин, 2013 (18+)
Но что, если путь, судьбу и ее тяготы тебе приходится разделять не с одним человеком, а с теми многими, с кем тебя объединяет цвет кожи и предвзятое отношение других? Именно такую историю предлагает нам Стив Маккуин (дальний потомок невольников из Вест-Индии), талантливо экранизировавший историю о вольнорожденном чернокожем фермере, одаренном и профессиональном музыканте Соломоне Нортапе (Чиветель Эджиофор), случившуюся в середине XIX века в США.
В основе фильма, заслужившего три премии Американской киноакадемии «Оскар» (в том числе за лучшую картину года), легла документальная история о человеке, который вполне мог избежать печальной участи большинства своих цветных собратьев. У него было все — образование, музыкальный талант, любящая семья и собственная ферма. Но в 1841 году, купившись на заманчивое предложение, он был похищен работорговцами и продан в рабство, в котором провел страшных 12 лет.
Звездный состав актеров (Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Бенедикт Камбербэтч), прекрасная игра и отлично переданная атмосфера рабовладельческого североамериканского Юга ставит зрителя перед трагичностью столкновения двух миров — одного, где человек является свободной личностью, и другого, где один человек считается вещью, а другой — его владельцем:
— Ты дьявол! Рано или поздно когда-нибудь наступит Судный день, и ты ответишь за этот грех!
— Грех? Нет никакого греха. Хозяин поступает с собственностью, как хочет. А сейчас, Платт, я очень доволен!
Сполна разделив судьбу множества чернокожих жителей Америки и обретя свободу в 1853 году, Нортап нашел силы описать случившееся в мемуарах, которые озаглавил «12 лет в рабстве». Позже он прочел множество лекций в северных американских штатах о жизни в рабстве, став значимой фигурой в движении за его полную отмену.
«Я остаюсь», Россия, режиссер Карен Оганесян, 2006 (18+)
Порой, чтобы остаться, нужно преодолеть целый путь, и, совершив круг, обнаружить себя несколько иным. Об этом и не только повествует картина Карена Оганесяна, ставшая для режиссера дебютной — и одновременно последней и единственной главной ролью в кино артиста Андрея Краско, снискавшего настоящее признание и любовь зрителя без официальных званий и наград.
Пятидесятилетний доктор Виктор Павлович Тырса обладает скептическим взглядом на жизнь и циничным медицинским юмором. Он уверен, что после смерти от человека остается не больше чем горстка пепла, которая может стать удобрением для фикуса. Озабоченный судьбой взрослой дочери, безответно влюбленной в начальника, он решается на мужской разговор. Однако нелепая случайность (удар шаром для боулинга) отправляет доктора Тырсу в кому.
Здесь он с удивлением для себя обнаруживает, что пребывание на тонкой грани между жизнью и смертью, где вчерашний скептик оказывается не одинок, способно заставить его посмотреть иначе на многие вещи. Путешествием в коме руководит Инструктор (Федор Бондарчук), а его атмосферу задают громадные Острожские меловые карьеры в Воронежской области. Выясняется, что у каждого человека есть что-то, что он не успел, и может быть, никогда не успеет, если ему не помогут те, кто остался. А скептикам необходимо пройти через такие тяжелые испытания, чтобы научиться ценить жизнь и понять, что в ней есть то, к чему возвращаться.
— У вас есть свой путь, свой маршрут, и пока вы не умерли, пожалуйста, идите до конца!
Фильм наполнен примерами искренних человеческих чувств и неожиданных метаморфоз, и, конечно, примерами бескорыстной и самоотверженной взаимопомощи, которая часто помогает законченным скептикам начать обретать ту веру, которая выше знания. Это заставляет глубже задуматься над словами св. апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Кор 9:22).