Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?
Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову.
А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.Ин 4:5–42
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры! В прошлый воскресный день и сегодня мы слышим евангельские чтения, связанные с водой. С водой, которая дает жизнь человеку, позволяет ему существовать как живому организму. Многие литургисты полагают, что эти чтения были связаны с крещением, которое совершалось перед Пасхой. Таким образом, это призыв продолжать размышлять о нашем внутреннем источнике Воды Живой — где он находится внутри нас, каково его состояние?
Такие размышления — не просто монолог, не просто некое действие одного человека, в рамках которого он вращается вокруг самого себя, но диалог с Богом. Мы видим, что в сегодняшнем евангельском отрывке Бог начинает этот диалог с тех слов, с которых обычно человек обращается к Богу: «Дай мне что-нибудь». Это самая частая молитва, с которой человечество обращается к своему Творцу. Но здесь воплотившийся Бог, Богочеловек говорит своему творению, самарянке: «Дай Мне пить».
Тем самым Он показывает, что Боговоплощение — совершенно реально, оно абсолютно и не является какой-то метафорой. Бог принимает на себя человечность не только в положительных, но и в самых слабых ее проявлениях — принимает во всей ее ограниченности для того, чтобы этот диалог стал возможным.
Действительно, мы видим разговор двух жаждущих — жаждущей женщины, которая пришла за земными нуждами, почерпать воды, для того чтобы эта вода каким-то образом была использована в ее хозяйстве. И жаждущего Бога, который приходит для того, чтобы найти человека, для того, чтобы поговорить с творением, которое очень часто не просто не готово к диалогу, но вообще затыкает уши, чтобы не слышать голос своего небесного Отца.
Жажда объединяет Христа и самарянку. Она показывает, что у Богочеловека, у Бога и у человека намного больше общего, чем мы можем себе представить на первый взгляд. Но чтобы диалог продолжился, нужно понять, и это тоже показывает сегодняшний евангельский отрывок, в какой плоскости он будет продолжаться, чтобы принести какие-то плоды.
Действительно, можно вести его на уровне горизонтальном — и мы видим здесь, с одной стороны, некие семейные реалии этой женщины, ее постоянный поиск, постоянные неудачи. Эти несколько мужей, которые должны ей на земном уровне дать удовлетворение ее желания и стремления к нормальному, обычному, женскому, человеческому счастью. Видим и другой разговор — вроде бы о духовных вещах, но тоже на неком горизонтальном уровне: где поклоняться? В Иерусалиме или на горе Гаризим? Где правильное святилище, где тот храм, куда мне нужно прийти, чтобы Бог меня услышал и дал мне это земное, человеческое счастье? Где правильная точка приложения моих человеческих сил?
Но Христос говорит женщине совершенно о другом. Они стоят у колодца, а колодец — это прекрасный и очень глубокий образ, который может быть не совсем понятен нам, людям XXI в. Мы открываем дома кран, и из него течет вода. Но в древности, особенно в пустыне, чтобы найти воду, требовалась вера в чудо. Нужно было начать копать засохшую, растрескавшуюся землю, которая была мертвой, чтобы на определенной глубине увидеть чудо появления воды — того, что вроде бы на поверхности уже давным-давно высохло. Того, что уже было выжжено солнцем, которое не давало возможности существовать скудной ближневосточной растительности. Но оказывается, где-то на глубине нескольких метров это чудо жизни, чудо воды живой — все-таки существует!
Очень часто мы тоже стараемся копать, но занимаемся, что называется, «самокопанием». И это не путь вглубь, но некая попытка копаться в своих, может быть, житейских проблемах, в каких-то своих переживаниях, эмоциях. Копаться подобно тому, как маленькие дети копаются в песочнице, строят какие-то небольшие домики, эти домики затем разрушаются, и вроде бы идет процесс, но никакого долгосрочного результата не возникает.
Христос же призывает создать или осознать колодец, источник в глубине моей души, который, несмотря на всю сухость, несмотря на все разочарования, несмотря на все неудачи, все-таки существует. И может пробить эту корку нашего человеческого ожесточения. Если мы поймем, куда нужно идти, если мы поймем, что не нужно останавливаться на этой горизонтальной поверхностной перспективе, то мы обязательно рано или поздно обнаружим, как обещает нам Спаситель, внутри сердца каждого из нас, внутри нашей собственной души этот источник Воды Живой. Это те самые кровь и вода — Крещение и Евхаристия, которыми мы с вами связаны друг с другом и связаны с Богом как члены Церкви Христовой.
И мы видим результат этого диалога — постепенное познавание самарянкой Того, с Кем она разговаривает. Вначале для нее это просто «иудей», затем «Господин», затем «Ты больше отца нашего Иакова», затем «Ты пророк», и, наконец, исповедание Христа как Мессии. Таково постепенное познание Того, с Кем мы говорим во время молитвы, и одновременно познание самого себя, как это происходит у самарянки. Она рассказывает первому встречному человеку, совершенно незнакомому, какие-то очень личные, очень интимные подробности своей жизни — и это приводит к честности. Познавая то, кто такой Христос, познавая то, кто мы есть на самом деле, — мы открываем путь к конкретному действию, к тому, чтобы пойти и поделиться этим познанием со всеми окружающими.
И действительно, в этом случае источник Воды Живой, источник Воскресения, коренящийся в душе каждого человека, который встретился с Богом, станет той рекой Живой Воды, которая сможет напоить и окружающий, жаждущий мир, возвещая ему радость Воскресения Христова и весть о том, что Христос Воскрес!
Текст подготовил Владислав Рахматулин
22.05.2022. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
Первая публикация: https://feosobor.ru/2022/05/beseda-s-samarjankoj-o-vode-zhivoj/