Джон Картер. Художник, который рисовал ртом

Денис Семёнов

Журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы продолжаем нашу рубрику, рассказывающую об инвалидах, которые, вопреки обстоятельствам, продолжали жить, творить, трудиться — и оставили за собой след в истории.

Джон Картер за работой (гравюра У. Холла)

«Первое, что я помню: я в школе и я рисую. Всякий раз, когда у меня в руках оказывалась ручка или карандаш, я обязательно рисовал в своих книгах или на грифельной доске, а когда приходил домой — на стенах». Так говорил о себе сын бедного сельскохозяйственного рабочего Джон Картер, который родился в Когсхолле (графство Эссекс, Великобритания) 31 июля 1815 года.

С детства он обладал живым умом, но это проявлялось скорее в озорстве, чем в успехах в учебе. Однако у него было одно пристрастие – рисование.

После окончания школы в 1830 году Джон работал на шелковой фабрике, где прилично зарабатывал. В 1835 году женился. Как он сам говорил позже: «Я смотрел на своих друзей и поступал так же, как и они: часто бывал в трактире, и вскоре мне это начало нравиться». Ему казалось скучным проводить вечера дома с молодой женой, а в кабаке – весело.

В своих мемуарах преподобный Дампир, викарий Когсхолла, писал:

“Он привык тратить большую часть заработка в трактире — верный признак развращенного состояния. Пренебрегал соблюдением Дня Господня, часто бродил с товарищами, которые не могли научить его ничему хорошему, вместо того чтобы идти в церковь”.

Преподобный Дампир полагал, что произошедшее позже было закономерно: «Без распущенной жизни наказание было бы несправедливым».

Итак, мы подходим к событиям субботнего вечера в мае 1836 года. После хороших посиделок в пивной Джон Картер и семь или восемь молодых людей решили, что было бы неплохо пойти погулять, заодно поразорять гнезда грачей. Джон Картер залез на дерево, попытался перепрыгнуть на другое, но промахнулся и упал с сорокафутовой высоты (высота современной пятиэтажки). Когда его потрясенные друзья собрались вокруг, они обнаружили, что он жив и пытается сказать: «Помогите!». Они постарались помочь — дыхание Джона стало немного легче, но он потерял сознание. Несчастные испуганные товарищи доставили Джона домой к обезумевшей от внезапного горя жене. Доктор, который был вызван в 4.30 утра в воскресенье, нашел Картера «совершенно бесчувственным и неподвижным, холодным и с очень слабым пульсом». Хотя шансов у Джона практически не было, в течение следующих двух дней он медленно приходил в себя. Постепенно стало очевидно, что молодой человек выживет, но будет парализован ниже шеи.

Когда страх перед неминуемой смертью отступил, Картер столкнулся с пугающей перспективой совершенно иной жизни. Он был измучен стыдом и досадой за такой поворот событий, полон глубочайшего отчаяния, пытался осознать, что же с ним произошло. Вспоминая свою прежнюю жизнь, он все чаще обращался к Церкви, где искал и находил духовную пищу. Джон Картер пришел к выводу, что его инвалидность заслужена: «наказание Небесного Отца отучило от греха».

Деталь оригинальной работы Джона Картера, копия Buscar and his Friends. Тушь на плотной бумаге

Жители Когсхолла всячески старались помочь ему, во всяком случае утешить. Приход предоставил Джону Картеру небольшое пособие, на которое он и его жена могли существовать. Через шесть недель после падения супруги вернулись в дом родителей Джона — в основном ради экономии. Картер увлекся чтением, особенно биографиями, и примерно через год после несчастного случая наткнулся на любопытные мемуары. Он вспоминал:

“Я брал книги у соседей. Однажды моя жена принесла домой трактат, в котором рассказывалось о молодой женщине, находившейся в сумасшедшем доме в Ливерпуле. Она потеряла способность пользоваться своими конечностями и забавлялась рисованием ртом”.

Картер пришел в восторг от этой идеи и не успокоился, пока не сделал попытку повторить. «Трактат» на самом деле был мемуарами Элизабет Кеннинг, тридцатипятилетней исправившейся воровки, проститутки и наркоманки, жившей в ливерпульском доме для кающихся падших женщин. Там ее парализовало, но характер и стойкость этой женщины произвели впечатление на всех, кто встречал ее. Книга «мемуары Элизабет Кеннинг» была опубликована в 1829 году, в год ее смерти.

Мольберт Джона Картера, кисть и карандаш

Так Джон Картер начал рисовать. Иногда на грифельной доске, а иногда на клочках бумаги, приколотых к подушке, работая карандашом и акварельной кистью: «Я послал за шестипенсовой коробкой красок и тотчас же сделал рисунок, как ее принесли». С течением времени мастерство Джо Картера росло, его поздние работы необычны и красивы. После нескольких экспериментов он остановился на технике, которая включала в себя рисование карандашом, а затем нанесение туши очень тонкой кистью. Работы Джона напоминали гравюры.

Картеру помогала мисс Анна Хэнбери (позже миссис Брэмстон). Она была его частым гостем, сидела у его кровати, когда он рисовал. Она приносила ему книги и делала все возможное, чтобы облегчить страдания. Именно она начала продавать его рисунки своим друзьям по шиллингу каждый.

Преподобный Дампир описывал процесс так:

«Поза, в которой рисовал Картер, была такова: он лежал немного на боку, голова приподнята на подушках. Для него был приспособлен небольшой легкий письменный стол, сделанный по его собственному указанию, и бумага, прикрепленная большими булавками с медными головками. Сначала он делал наброски карандашом, иногда не более четырех дюймов в длину, который держал в зубах. Сделав это, он готовил маленькое блюдечко с тушью, мочил кисточку с помощью слуги, который клал ее ему в рот, и движением головы производил самые точные и нежные штрихи; точность его рисунка была совершенно изумительна. Он привык пользоваться очень тонкими щетками, некоторые почти такие же, как иголки, щетка вынималась изо рта, пополнялась и возвращалась слугой. Каждая картина требовала больших усилий, так как ему приходилось часто останавливаться, чтобы отдохнуть».

Надо отметить, что в репродукции работы Джона Картера огрублены и уменьшены. Еще не существовало фотографии, и копии могли быть сделаны только граверами или литографами. Когда Дампир писал второе издание своих мемуаров, граверы вернули ему несколько рисунков Картера, объяснив, что их усилия «из-за крайней деликатности работы с оригиналом потерпели неудачу, и мы боимся, что не сможем сделать из них удовлетворительную работу». Разница между оригиналом и воспроизведением очень чувствуется.

Люси, жена Картера, долго страдала от болезни сердца и в ноябре 1841 года умерла. Ханна Картер, сестра Джона, взяла на себя заботу о своем брате и стала его постоянной помощницей.

Обстоятельства Картера и его работа постепенно привлекли внимание общественности, и он стал объектом интереса для хирургов, религиозных деятелей, художников и всех, кто посещал его в Когсхолле. Джордж Ричмонд, известный художник, был у него и в своем письме к преподобному Дампиру писал: «Вначале я собирался просто сделать набросок его собственного лица… Но когда я увидел его с коротким карандашом между губ, исполняющим с величайшей точностью и мастерством сложные формы и описывающим сложные изгибы, это наполнило меня удивлением и восхищением». Джон Картер был приятным молодым человеком, и посетители были глубоко тронуты его судьбой и его очевидным принятием случившегося. Дампир говорит нам, что Джон был «благодарен всем и готов был взять на себя любую работу, которая от него требовалась». Местные жители начали приносить ему картины или гравюры для копирования; некоторые тащили собак, кошек и даже лис; и все это, в свою очередь, он исполнял с величайшей осторожностью».

«Крысолов и его собаки». Рисунок Джона Картера

Многие считают лучшей работой Картера рисунок под названием «Крысолов и его собаки», заказанный Джоном Миллсом в 1849 году. Художник Эдвин Ландсир описал его как «лучший образец рисунка животных, который он когда-либо видел», и сама королева Виктория приобрела копию. Оригинальная работа уехала с Фредериком Миллсом в Бостон, но была напечатана в мемуарах преподобного Дампира в 1875 году.

Спаситель. (Незаконченная) репродукция рисунка Джона Картера

Картер путешествовал по Когсхоллу в маленьком экипаже, сконструированном так, чтобы кушетка, на которой он лежал, могла быть быстро прикреплена и снята с колес. «Челмсфорд Кроникл» писала:

«Люди, бывавшие в Когсхолле, возможно, помнят, как встречали человека, задрапированного самым странным образом, лежащего на карете и запряженного двумя мальчиками. Это был Картер, художник».

Именно это изобретение привело к его смерти 21 мая 1850 года. Направляя карету вниз по небольшому спуску, мальчик, помогавший художнику, споткнулся и упал, карета опрокинулась, и Картер был выброшен наружу. Казалось, он быстро оправился, но в воскресенье, 2 июня, в девять вечера он умер очень спокойно и мирно с молитвой на устах. Ему было тридцать пять лет.

Позже, в 1850 году преподобный Дампир опубликовал мемуары, копия которых была представлена королеве Виктории, которая послала 5 фунтов стерлингов «для родителей и сестры мистера Картера». Слава Джона Картера распространилась по Америке, и в 1863 году Фредерик Миллс написал книгу «Жизнь Джона Картера», опубликованную в Нью-Йорке. В 1875 году, после того как первое издание было распродано, Дампир выпустил еще один тираж своих мемуаров.

Перевод Дениса Семенова

Оригинал статьи

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle