Египет — подножие Голгофы для Ребенка

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Наш рождественский цикл в этом году посвящен детским годам Иисуса Христа.

Если вы хотите раньше получать новые выпуски цикла в виде рассылки, можно подписаться тут: https://predanie.ru/page/rozhdestvo2026/

Детство Иисуса прошло в Египте и Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2:40).

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Мф 2:19–21

Царь Ирод Великий был реально велик и реально «ирод»: его эффективность как правителя могла быть сравнима лишь с его жестокостью. Мы знаем из Евангелия от Матфея, что из-за своей маниакальной зацикленности на власти царь пошел на массовый инфантицид.

Знал это и Иосиф — потому и не возвращался с семьей в родные края много лет. Кстати, сколько именно?

Достоверно известно, что Ирод умер в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до н. э. Следовательно, Рождество Иисуса Христа следует датировать вовсе не никогда не существовавшим 0 и даже не 1 годом, а промежутком между 12 (год прохождения над Землей кометы Галлея, с которой, судя по всему, можем отождествлять Рождественскую звезду) и 4 годами до н. э.

Дополнительное указание: к моменту избиения младенцев Младенцу Христу было не больше двух лет — мальчиков младше именно этого возраста приказал убить одержимый властью царь.

Клавдий Лебедев. Указ Ирода об избиении младенцев

Таким образом, на чужбине Иосиф, Мария и Мальчик Иисус могли провести около восьми лет. Здесь математика заканчивается и начинается история.

Что представлял собой Египет на границе эпох?

К 30 г. до н. э., когда Египет был аннексирован Римской империей, он уже три столетия является частью эллинистической цивилизации, находясь под властью династии Птолемеев, сластолюбивых и жестоких.

Фактически же страной управляли римляне. После самоубийства последней из Птолемеев царицы Клеопатры и ее возлюбленного Марка Антония Египет стал частью империи официально, а император Октавиан Август объявил эту территорию личным владением. Именно из богатой, плодородной долины Нила с ее древней культурой Рим «выкачивал» ресурсы — человеческие и материальные.

В. Д. Поленов. И пошел в Египет. Из цикла «Из жизни Христа». 1900–10

Египетские жрецы, давно потерявшие доверие населения и «паствы», тем не менее злоупотребляли своей властью, как религиозной, так и политической, чем вызывали справедливое негодование. Поэтому нередко вспыхивали народные восстания. При римском владычестве египтяне были низведены до положения рабов государства — их задачей было работать, работать и еще раз работать на производстве зерна и тканей, чтобы отдать произведенное Империи.

«Вкалывало» все население: даже дети начинали трудиться с ранних лет. Так все население Египта оказалось в той же социальной роли, в которой за тысячи лет до того там же находился еврейский народ. У нас есть все основания считать, что Христос с детства жил под угрозой голода и был привычен к простой, но тяжелой работе, как и другие жители Египта.

В. Д. Поленов. И был там. Из цикла «Из жизни Христа». 1890–1900-е

К чему был этот исторический экскурс? Что, жизнь Святого семейства была бы проще, будь Египет богатым, процветающим и свободным? Поставьте себя на место вынужденных «релокантов», беглецов от верной смерти и очутившихся в непривычной им среде рядом с иноверцами, носителями иного языка и менталитета.

Да, во все времена судьба беженцев страшна, и Христос Младенец ее разделяет. Он уже в начале Своей земной жизни показывает единство со всеми «труждающимися и обремененными». Он являет Свое Божественное снисхождение в малом, чтобы тридцать лет спустя именно через него, через смирение Себя до смерти крестной, осуществить спасение рода человеческого.

Здесь раскрывается еще одно, неочевидное, следствие Его подвига — культурное, вернее, метаисторическое.

Иисус никогда не отрицал Своего еврейского происхождения, Своего статуса обещанного Машиаха — Царя Израиля. Но и прямо «Я иудей» и даже «Я — Царь Иудейский» Он не говорил ни разу. Почему?

История египетского периода детства Иисуса Христа отвечает нам на этот вопрос. Он не только Величайший из евреев, но и Малейший из египтян — простой человек, страдающий под властью колонизаторов, обирающих местное население. Беженец и раб выживет вероятнее, чем жертва гнева беспощадного властолюбца — но что мешало ангелу, предупредившему об опасности Иосифа, направить семью не в Египет, а домой, в Назарет, где след бы их легко затерялся?

Ответ парадоксален. «Убегая» в Египет, Младенец Иисус не покидает Своего народа, но приобщается к другому.

И. В. Лучианов, копия с Н. Пуссена. Отдых на пути в Египет. 1811

Мы верим, что Богочеловеком Христос не стал, а был с самого момента воплощения (противоположное мнение, будто Он получил Божественное достоинство лишь в момент Крещения в Иордане, еще в VIII веке было осуждено как ересь адопционизма, или динамизма), а значит, верим и что Он вездесущ и пребывает как с евреями, так и с язычниками, как с гибнущими младенцами, так и с измученными работой детьми.

Он избрал обожить и восставить пребывавший в скорбях и болезнях весь тварный мир, прожить его до предела — изгнанным, угнетенным, бедным, а в итоге — оболганным и беззаконно казненным.

Страдания за род человеческий начались задолго до Голгофы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle