Федор Иванович Шаляпин: «Надо уметь видеть сны»

Мария Пискунова

Руководитель детского центра «Облака» (г. Порту, Португалия), экскурсовод, супруга православного священника.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Федор Иванович Шаляпин (1873–1938)

150 лет назад родился русский оперный и камерный певец, знаменитый бас Федор Шаляпин. С тех пор сменилось несколько поколений, войны, революции и научные достижения изменили мир. Но имя Шаляпина продолжает привлекать, интриговать и завораживать. Его голос, артистизм, размах — да и весь путь жизни — результат большого труда. Шаляпин — и величайший артист, и настоящее произведение искусства.

«Поют такие же малыши, как я»

Ребенок, выросший в рабочей слободе, среди грубых, уставших от тяжелой работы, пьющих людей, сумел выстроить свой особый путь. Нашел точки опоры для того, чтобы с этого пути не сойти.

Как из простого крестьянского мальчика вырос знаменитый на весь мир артист? Ведь певцов на Руси было много. «Ведь вот русские люди поют песню с самого рождения», — говорит и сам Федор Иванович. И дело тут не только в голосе, драматизме исполнения и хороших учителях. Должно быть в этом человеке еще что-то совершенно особенное.

Может быть, дело в особенной чуткости к красоте, присущей Шаляпину с самого детства.

В реальности моей жизни я видел грубые поступки, слышал грубые слова. Все это натурально смешано с жизнью всякого человека, но среда казанской Суконной слободы, в которой судьбе было угодно поместить меня, была особенно грубой. Я, может быть, и не понимал этого умом, не отдавал себе в этом ясного отчета, но, несомненно, как-то это чувствовал всем сердцем. Глубоко в моей душе что-то необъяснимое говорило мне, что та жизнь, которую я вижу кругом, чего-то лишена. Мое первое посещение театра ударило по всему моему существу именно потому, что очевидным образом подтвердило мое смутное предчувствие, что жизнь может быть иною — более прекрасной, более благородной.

Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа»

Почти на ощупь он с самого детства двигается к жизни, в которой есть что-то значительное и прекрасное. Первая веха на этом пути — ярмарочный куплетист Яшка. Восьмилетний Шаляпин часами простаивает на морозе, слушая, как Яшка веселит толпу. Мальчик пытается понять, как шутнику удается говорить так складно, быть таким смелым и привлекательным. Яшка поражает мальчика Федю особым «присутствием духа».

Другое яркое детское впечатление — посещение театра. Свет, декорации, таинственный занавес. Актеры, разыгрывающие на сцене «Русскую свадьбу», одеты в старинные боярские одежды. Но главное — то, что говорили актеры. Обычные знакомые слова они складывали в наполненные глубоким смыслом и красотой фразы. На глазах у ребенка рождалась поэзия.

После посещения театра Федор еще больше уверился в существовании прекрасного и в желании стать его частью.

Третья и решающая встреча с красотой произошла в церкви Св. Варлаама в Казани, куда мальчик заглянул после катания на коньках:

Хотелось согреться, и с этим мирским намерением я вошел в церковь. Шла вечерняя или всенощная. И тут услышал я, как поет хор. В первый раз в жизни я услышал стройный напев, составленный из разных голосов. И пели они не просто в унисон или в терцию, как я пел с моей матерью, а звуки были скомбинированы в отличном гармоническом порядке. (Я бы, конечно, не мог тогда так это понять и объяснить словами, но такое у меня получилось бессловесное впечатление.) Это было для меня изумительно и чудесно. Когда я подошел поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков такого же приблизительно возраста, как я сам… Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору?»

Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа»

По выбранному пути

Так, пытаясь приблизиться к красоте, Шаляпин выбирает свой путь. Он становится певчим церковного хора, постигает нотную грамоту, погружается в церковное пение. Мальчик делает здесь свои первые успехи и вот уже начинает мечтать о том, чтобы исполнить соло во время пения Херувимской песни или одного из произведений Бортнянского. Но каждый раз, получив возможность выступить сольно, от страха забывает ноты, чем вызывает недовольство регента.

Пение в церковном хоре стало для Федора началом большого пути. Он наслаждается церковной музыкой, но во время богослужения часто молится: «Господи, помоги мне когда-нибудь петь в театре…»

Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1898

Просьба эта исполняется довольно скоро. Молодой Федор Шаляпин оказывается на сцене. Первые успехи и первые неудачи в театре не сбивают его с толку. Свои промахи на сцене он воспринимает как уроки. Во-первых, избавляется от самоуверенности. Во-вторых, борется с легкомыслием и небрежным отношением в работе над ролью.

Но иногда трудности были слишком велики, и появлялись мучительные вопросы: «Чем это я такой артист? И кто сказал, что я артист?» Приходили сомнения. Но яркий певческий и драматический талант и серьезная длительная работа над собой, наконец, привели Шаляпина к мастерству высочайшего уровня. Перед ним распахнулись двери знаменитых театров мира.

«Два полюса радости и печали»

Творческий путь Шаляпина удивительно гармоничен. Во времена великих перемен он остается во всем верен себе. Возьмем, например, его любовь к церковному пению, которая не ослабевала, несмотря на постоянную занятость в театре.

Шаляпин восхищается богослужением, поражаясь, «как таинственно соединены в русском церковном пении эти два полюса радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое, неуловимо». Неоднократно он свидетельствует о том, как физически ощущает богослужение. «Эй, дубинушка, ухнем, — подхватили 5000 голосов, и я, как на Пасхе у заутрени, отделился от земли», — рассказывает Федор Иванович о своем знаменитом выступлении перед рабочими в Киеве. И та же мысль в другом месте: «Всегда, приходя в церковь и слыша «Христос воскресе из мертвых», чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время я не чувствую земли, стою как бы в воздухе…»

В 1910–1912 годах вместе с хором храма Христа Спасителя он записывает «Символ веры», «Слава Тебе, Господи!», «Христос Воскрес» Рахманинова и молитву «Ныне отпущаеши».

Ф. И. Шаляпин с хором Н. П. Афонского

В последний, эмигрантский период своей карьеры Шаляпин еще больше внимания уделяет богослужебной музыке. Сохранились воспоминания современников о том, как по праздникам он приходил в Александро-Невский собор Парижа и во время службы пел вместе со знаменитым митрополичьим хором Николая Афонского. Он много сотрудничает с этим хором. Совместно записывает музыку — «Сугубую ектению» А. Гречанинова, «Верую» А. Архангельского, «Покаяния отверзи ми двери» А. Веделя.

Пострадал за благотворительность

Вместе с митрополичьим хором Шаляпин в течение шести лет выступает с концертами. Часто эти выступления имели целью сбор средств для бедных русских эмигрантов. Благотворительность занимала особое положение в жизни знаменитого певца. Дважды из-за нее он попадал в немилость у власти, причем сначала у царской, потом у советской.

В первый раз это случилось как раз после знаменитого исполнения «Дубинушки». Три тысячи рублей, заработанные во время концерта, Шаляпин передал для помощи рабочим. Однако деньги эти освоила на свое усмотрение подпольная организация. Поэтому полиция возбудила против Шаляпина дело, подозревая его в помощи заговорщикам.

Ф. И. Шаляпин с семьей в военном госпитале во время Первой мировой войны. 1915

Второй раз, уже находясь в эмиграции, Шаляпин передал священнику Александро-Невского собора в Париже Георгию Спасскому пять тысяч фунтов для помощи бедным русским эмигрантам. За это советская власть обвинила певца в пособничестве белогвардейцам и лишила звания народного артиста.

Формула жизни

В молодые годы столкнувшись с поэзией, Шаляпин определил для себя особую формулу жизни, которой следовал до конца своих дней. Возможно, именно благодаря ей он смог вырваться из среды, преобразить себя и украсить этот мир собой.

И часто мне с тех пор казалось, что не только слова обыденные могут быть преображены в поэзию, но и поступки наши, необходимые, повседневные, реальные поступки нашей Суконной слободы могут быть претворены в прекрасные действия. Но для этого в жизни, как в искусстве, нужны творческая фантазия и художественная воля. Надо уметь видеть сны.

Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа»

Сын крестьянина, выросший в рабочей слободе и на окраине Казани, сумел нащупать дорогу к красоте и стать ее частью. Превратил повседневность в поэзию и сделал прекрасное своей ежедневной реальностью.

Как упомянутые в тексте, так и другие записи Шаляпина вы можете послушать/скачать в нашей медиатеке.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle