Он учился в Кембриджском университете и собирался стать юристом. Вместо этого выбрал карьеру в области науки и политики и стал самым известным слепым человеком в Великобритании, членом парламента от либералов и профессором политической экономии в Кембридже.
Однажды, в далеком 1858 году, в Англии произошел случай, аналогов которому, наверное, не припомнит мировая история. Если такое и случается, то раз на миллиард. Судите сами. Отец и сын решили поохотиться на фазанов. Спрятавшись в укрытии, папа дождался прилета стаи птиц и пальнул по ним. Но попал… в лицо собственного сына, который оказался как раз на линии огня. Юноша выжил, более того, выстрелы не обезобразили его. Но он ослеп на всю жизнь. Самое удивительное, когда боль прошла и юноша мог говорить, он произнес: «То, что случилось, никоим образом не повлияет на мои жизненные планы!» .
Именно так описывал прошедшие события Эдвард Карпентер в 1916 году в своей книге «Мои дни и мечты». Юношу звали Генри Фоссет. Было ему 25 лет. Действительно, этот случай, который мог бы сломать любого другого, не оказал никакого плохого влияния на последующую жизнь нашего героя…
О временах юности Генри Фоссета известно мало. Родился он в 1833 году. Еще во время учебы в Кембридже попал под влияние радикальных политических взглядов Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля, которые были ревностными защитниками свободы слова и противниками цензуры. В XIX веке в Англии было модно критиковать пороки буржуазного строя и поднимать вопрос о женском избирательном праве. С тех пор Генри Фоссет и политика были неразрывно связаны.
В возрасте 30 лет (спустя 5 лет после несчастного случая на охоте) Фоссет становится профессором политической экономии в Кембридже, что само по себе многое о нем говорит, и мы можем предполагать, какими качествами он обладал. Немного позже Генри Фоссет стал уже признанным авторитетом в области экономики, его труды были востребованы как учебные пособия. Два года спустя он был избран депутатом от либералов в парламент, где присоединился к группе радикалов. Известно, что именно там, работая над избирательными правами женщин, Генри повстречал Элизабет Гарретт, и в 1865 году предложил ей руку и сердце. Она, впрочем, отвергла его предложение, так как целиком и полностью была сосредоточена на своей карьере доктора, что было в то время большой редкостью для женщин.
Отказ не смутил Фоссета, и через два года он делает предложение ее младшей сестре, Миллисент. Несмотря на всевозможные предостережения окружающих о том, что ее избранник — инвалид и старше на 14 лет, она принимает предложение. Этот брак оказался счастливым, вскоре в семье появляется дочь Филиппа.
Работа в парламенте, конечно, требовала много времени и сил, и Генри, как никому другому, был необходим помощник. Миллисент стала таким верным помощником мужу. Но Фоссета не устраивало положение, когда родная душа живет только им, и он непрерывно повторял, что у нее должно быть хоть небольшое, но собственное пространство. Миллисент начала с того, что стала писать заметки в журналы. Дальше больше. Стали выходить ее эссе на политические темы, она стала читать лекции и даже выпускать книги, например, «Политическая экономия для начинающих».
В 1865 году после серии провалов на политическом поприще к Фоссету наконец приходит успех. Его избирают в члены парламента в Брайтоне, где он и работает до 1884 года. За это время он показал себя вдумчивым и разумным политиком. Так, к примеру, он последовательно выступал за избирательное право для женщин.
В 1880 году Фоссет получил пост генерал-почтмейстера страны, солидное место — теперь он отвечал за контроль над всеми другими почтмейстерами. Известно, что Генри Фоссет ввел много всевозможных новшеств, включая посылки и почтовые переводы.
Но проработал он там недолго. Летом 1882 года Фоссет серьезно заболел дифтерией, и хотя он постепенно выздоравливал, его политическая карьера подошла к концу. К сожалению, Генри Фоссет не успел осуществить многие из своих обширных планов на жизнь — он умер от туберкулеза в возрасте 51 года, произошло это в 1884 году.
Тем не менее память о нем сохранилась. Памятники ему находятся на Рыночной площади Солсбери и в парке Виктория-Авеню в центре Лондона. Генри Фоссет покоится среди важных британских реформаторов на кладбище Кенсал-Грин. Когда лондонские сортировщики создали союз в 1890 году, они назвали его ассоциацией Фоссета.
Эдвард Карпентер писал: «Фоссет был человеком поразительной смелости и жизненной силы — жизненной силы, которая была бы почти властной, если бы не была смягчена чрезвычайной добросердечностью, — и эта сила характера в сочетании с симпатиями к демократам позволила ему, несмотря на слепоту, выполнять ценную работу в парламенте и на почте. Благодарность отца за публичный успех сына, которого он так сильно искалечил, была очень трогательна; и он следовал за своим сыном по всей стране и посещал все публичные собрания только для того, чтобы быть свидетелем его успеха».
Что еще добавить? Миллисент надолго пережила своего мужа, скончавшись в 1929 году. Она больше не выходила замуж, оставшись верной памяти Генри. В 2018 году ей был поставлен памятник на Парламент-сквер. А это что-то да значит, потому что это вообще первый памятник женщине в центре Лондона.
Казалось бы, к чему весь наш рассказ? А вы попробуйте: замотайте себе глаза всего на час. Так, чтобы не видеть ничего. Чтобы в течение этого времени не общаться с близкими, не смотреть в экран и не листать ленту новостей в телефоне. А потом снимите эту повязку и испытайте ни с чем не сравнимое облегчение. А Генри Фоссет не мог ее снять. Он просто жил. Не мучился жалостью к себе. Создал семью, в которой был счастлив. И построил карьеру.