Главенство мужчины как добровольный выбор женщины

Николай Шахмин

Студент Екатеринбургской духовной семинарии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почему мы так часто сталкиваемся с проблемами в отношениях? Брак благословлен Богом, но извечный спор между мужем и женой «кто в семье главный» корнями уходит к Его же словам: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Точно ли Бог говорит здесь о подчинении? И как можно вернуться к задуманному Им идеалу отношений? Рассмотрим толкования на стих Быт 3:16.

Многие из нас хорошо знакомы с первыми главами Книги Бытия. Они изображают идеальный мир, который задумал Бог. Поворотным моментом является грехопадение. О том, как изменится жизнь человека, Бог напрямую говорит Адаму и Еве в стихах Быт 3:16–19. Особое внимание обратим на наказание Еве, ведь оно объясняет многие принципы взаимоотношений мужчины и женщины.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Быт 3:16

С одной стороны, кажется, что в этих словах нет ничего сложного, здесь сказано о простых вещах, все смыслы лежат на поверхности. Но, с другой стороны, толкования Святых Отцов и библеистов не раз затрагивали этот стих, обнаруживая в нем новые истины.

Наказание как акт человеколюбия

Как наказание Еве мы воспринимаем слова: «к мужу твоему влечение твое, он будет господствовать над тобою». В тексте Септуагинты, которым пользовалось большинство Святых Отцов, употребленное как «влечение» слово имеет ряд других значений: обращение, поворачивание, отведение, избавление, прибежище. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот стих, пишет, что наказание жене исходит из Божьего человеколюбия и направлено на ее спасение и вразумление. Святой видел в этих словах ограждение жены от греха, ведь и в грех она впала, потому что оставила мужа и решила принять совет от лукавого змея. Потому теперь ей полезно будет находиться под управлением мужа. Бог привязывает жену к тому, с кем она должна иметь общение в первую очередь.

В синодальном переводе использовано слово «влечение», но Иоанн Златоуст толкует греческое «ἀποστροφή» в значении «обращение». Святитель уделяет особое внимание словам «”к мужу твоему обращение твое”, то есть он будет для тебя убежищем, пристанью и защитою; при всех встречающихся бедствиях даю право к нему обращаться и прибегать». В том, что Господь сначала говорит «к мужу обращение твое», а затем «он будет господствовать», святитель видит человеколюбивый промысл Бога: «Чтобы, услышав слова: «той тобою обладати будет», жена не сочла этого обладания тяжким, (Бог) впереди поставил имя, указывающее на попечительность (то есть мужа)».

Жена как образ человека в целом

Интересно толкование Блаженного Августина, он рассуждает над тем, почему муж будет господствовать над женой и каков характер этих отношений. Святой Августин пишет, что и до грехопадения жена находилась в подчинении у мужа и имела «служебное положение» по отношению к нему. Но в раю это состояние можно было охарактеризовать как «любовь», а с момента грехопадения оно стало больше похоже на рабство. Господь вверяет властвование мужу, чтобы предотвратить «развращение природы и увеличение вины».

Также в своем толкование на Быт 3:16 блаженный Августин отображает и другие, еще более широкие смыслы — указание на человека в целом. Человек, если желает избавиться от пагубных страстей, должен пройти через скорби и болезни, подобно жене в беременности, и покорить свое желание разуму, подобно жена покоряется мужу.

От владычества — к подчинению

Русский библеист Георгий Константинович Властов излагает мысли, схожие с толкованием Блаженного Августина. Но добавляет, что рабство жены, установившееся после грехопадения, разрушается с приходом Христа. Это подтверждают слова апостола Павла: «Во Христе Иисусе … нет ни мужского пола, ни женского» (Гал 3:28). И правда, в истории христианство стало первой религией, где женщина и мужчина равны перед Богом.

Святитель Филарет Московский объясняет, почему жена наказывается господством мужа. В момент грехопадения жена хотела проявить свое владычество над мужем, предлагая ему плод, и за это наказывается подчинением.

Влечет, как грех

Современная исследовательница монахиня Мария (Лермонтова) также интересовалась экзегезой стиха Быт 3:16. При формировании своих взглядов она опирается на еврейский оригинал текста. Исследовательница приводит мнение западного библеиста Уэйна Грудема, согласно которому «слово «влечение» (евр. «тешука») в данной форме может означать агрессивное желание, возможно, желание покорить или заполучить власть или стремление противостоять мужу».

Соглашаясь с данным предположением, исследовательница приходит к выводу, что в Быт 3:16 Господь указывает на борьбу за главенство, которая возникла после грехопадения. Получается, что стих можно перевести: «к мужу твоему агрессивное желание покорить, но он будет господствовать над тобой». Жены часто пытаются управлять своими мужьями и властвовать над ними, но это не несет духовной пользы ни их мужьям, ни им самим, а совсем наоборот.

В Библии есть параллельное место, где используются те же слова что, и в Быт 3:16: «влечение» и «господствовать». Оно приводится монахиней Марией в качестве доказательства своей теории. Это стих Быт 4:7: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Каина «влечет» грех, который (судя по значению слова «тешука») изображен в виде дикого животного, залегшего перед дверями жилья Каина, чтобы напасть на него и растерзать. Дикое неконтролируемое желание власти одного человека над другим — это проявление не божественного устройства в творении мира, а наоборот — беспорядка и разлада, нарушающего гармонию творения. Человек должен господствовать над грехом, который влечет его к себе, по тому же принципу следует строить брак в земной жизни. Необходимо контролировать свою гордость и другие страсти, отравляющие отношения и мешающие достижению любви.

Счастье добровольного принятия

В современной библеистике можно встретить и толкование, основанное на другом параллельном месте Песн 7:11: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено влечение его». По одной из версий, Песнь Песней описывает вариант, как будет развиваться история после устранения последствий грехопадения. Также книга рассматривается как пример идеальных отношений мужа и жены.

Учитывая значение слова «тешука», употребленного в этом стихе в еврейском тексте, предложим следующий смысловой вариант: «Я принадлежу другу моему, и он желает главенствовать/господствовать надо мной».

Подчинение мужу несет жене счастье, что мы видим из другого стиха: «Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн 1:3). Жена следует желанию мужа господствовать, что приводит к их совместной радости. При этом мужчина уже не господствует над женщиной: ему вполне достаточно «тешука» — стремления/желания господствовать.

Соотнеся параллельные места, можно сказать, что в Быт 3:16 Господь предупреждает женщину о тех негативных последствиях, который повлек за собой грех: она захочет занимать главенствующее положение в отношениях с мужчиной. Но Бог предлагает ей выход — добровольно принять главенствующее положение мужчины.

Божий идеал

Важно, что слова Господа в Быт 3:16 обращены к женщине. Господь не говорит мужчине, что он должен господствовать над ней. Поэтому, когда мужчина начинает требовать, чтобы женщина «знала свое место», — едва ли это правильно.

Принятие главенства мужчины — это добровольный выбор женщины, а не то, чего может/должен требовать мужчина.

Когда женщина не готова / не хочет отказаться от желания занимать главенствующее положение и не принимает добровольно лидерства мужчины — на хорошее надеяться особо не стоит. Как минимум сварливый характер обеспечен, а премудрый Соломон довольно прямо говорит, что лучше жить в пустыне, чем с женою сердитою и сварливою (Притч 21:19).

Божий идеал отрицает любое проявление какого-то ущемления мужем жены или наоборот, потому что их отношения должны быть наполнены любовью. А главенство мужчины никак не отрицает ни равночестности мужчины и женщины, ни идеала гармоничных отношений. Все приведенные толкования дополняют друг друга и создают цельную картину.

Мужчина должен быть для своей жены прибежищем, защитником и оградителем от греха. А жена не должна пытаться господствовать над своим мужем, но с радостью исполнять его желания, понимать значимость общения с ним и наслаждаться им, быть той самой «помощницей».

Мы живем в падшем мире, но необходимо преодолевать себя и идти к идеалу, установленному Богом. Будем исследовать Писание и искать в нем смыслы, помогающие нам жить в соответствии с Божьим замыслом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle