Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Главная икона

В воскресенье был праздник, именуемый «Торжество Православия».

Праздник, если кто не знает, был установлен в честь победы иконопочитания над иконоборчеством, когда решением Собора окончательно было признано, что почитать иконы — можно. Что хотя Бог и невидим, но присутствует в мире. И это присутствие может освящать материальные формы и благоговейное к ним отношение — часть нормального отношения человека и Бога. Мы почитаем могилы любимых людей, храним их портреты и письма, дарим друг другу на память сувениры — и непонятно, почему Бога, Который стал человеком и ходил среди нас, нельзя почтить так же.

Тем более что главную свою икону Бог сделал сам. И я сейчас не о платке с Нерукотворным Образом.

Главной иконой, главным образом Божьим в мире стал сам по себе человек. Это не я придумал, это книга Бытия: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» — так сказал Господь, и стало так. Собственно, «образ» по-гречески «eikon», икона.

Бог сотворил в мире человека, и человек «похож» на Бога. Как Бог, человек свободен, он может выбирать. Как Бог, человек сложен: Бог Троичен, Он не застывшая фигура, в Нём что-то происходит, Его неизменность динамична («благочестиво думать, что Он движется» — сщмч. Дионисий Ареопагит). Человек получил от Бога дар творчества и власть на миром, хотя и употребил эти дары во зло. И в человеке есть способность к Любви, и это важнее всего.

Да, в человеке Образ Божий замутнён, испорчен, размыт. И зрение наше, зрение грешного человека в падшем мире — не лучший инструмент для того, чтобы видеть этот образ даже в самом себе. Но Бог стал человеком, и потому небессмысленно к этому образу тянуться, очищать икону от копоти и грязи в себе и высматривать, искать этот образ в других.

Событие, которому посвящен праздник Торжества Православия, произошло в 843 году нашей эры. Почти 1200 лет тому назад. И если мы хотим войти в этот опыт, если хотим понять, зачем Торжество Православия нам сегодняшним, привыкшим и к иконам, и даже к фильмам о Боге, то нам стоит думать не о богословских тонкостях и не о том, можно ли играть Христа в кино.

Стоит задуматься о том, что вокруг нас ходят живые иконы, и каждая сотворена непосредственно Богом  — относимся ли мы к ним так, как должно?


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!