Был когда-то такой советский мультфильм — «Просто так». Там разные зверушки делали друг другу добро, и на вопрос «А зачем?» отвечали: «А просто так».
Просто будет вот так, потому что мне так захотелось, чтобы тебе было хорошо.
И это, возможно, лучшее описание любви, которое вообще возможно.
Потому что любовь существует просто так, без причин.
Не потому, что нам потом будет хорошо. Не потому, что я что-то обещал, кому-то что-то должен, не из высших соображений, ради пользы, здоровья, процветания народа или мира во всём мире. Не согласно законам и правилам. Не потому что это выгодно, приятно, перспективно или красиво.
Просто так. Без причин и планов — так.
Потому что и Господь нас любит просто так. Его ничто не заставляет, Ему никто не указывает, Он Сам Себе благо, и Ему с Самим Собой хорошо и без нас. И даже нельзя сказать, что Ему с нами в чём-то лучше: у Абсолюта нет степеней. Философы сказали бы, что сама постановка вопроса лишена смысла.
И родился Господь в Вифлееме просто так, потому что захотел. Захотел ради нас, ради меня, ради тебя — прожить жизнь.
Когда мы говорим, а это многим случается пережить и сказать, что «ради меня никто и никогда не двинул пальцем, не потратил на меня даже пары часов» — это не вполне правда, если мы верим в Рождество Иисуса Христа, Сына Божьего. Потому что Он, помимо прочего, потратил на каждого из нас 33 года жизни на земле среди людей.
Что, признаться, местами весьма так себе удовольствие. Особенно в I веке, в оккупированной стране, в семье бедняка.
Но Бог это сделал. И сделал просто так.
Когда Христос рождался в Вифлееме, те, кто был на Его стороне, не строили планов и ни на что не рассчитывали. Иосифу было бы выгодно с позором выгнать беременную Марию — он прослыл бы ревнителем Закона, не пожалевшим собственной семьи. Волхвы прошли полмира за звездой, и шли долго, месяцы, возможно, даже годы — и пришли просто поклониться, а не выпросить себе дополнительных богатств или даже знаний. Пастухи вообще оказались на месте событий случайно — насколько тут вообще можно говорить о случайности.
Планы строил Ирод, и навсегда остался в истории детоубийцей. Вот он действовал не просто так, у него были и рациональные причины, и вполне понятные страхи.
Но в Любви, пишет апостол Павел, нет страха.
Сегодня Рождество — событие, навсегда изменившее мир, навсегда изменившее всё. И оно случилось просто так.
И лучший способ его отпраздновать, стать его частью — действовать так же. Сделать сегодня и продолжить завтра делать что-то хорошее просто так, потому что оно — хорошее, оно соответствует Рождеству.
Обойтись без резкого слова в споре. Накормить того, кто голоден. Помочь больному или бедному. Провести время с тем, кто в этом времени нуждается. Пожалеть немного собственное несчастное тело и выкурить на одну сигарету меньше. Не думая, зачем и почему, быстро и просто. В идеале — вообще забыть, что это случилось.
Так и меняется мир — мир другого человека и наш собственный. Когда мы действуем по-божески, когда приносим в мир Рождество. Когда просто что-то в мире становится так. Так, как должно быть.